Подговка ЕГЭ (блок С)

Белоусова Елена Ильинична

Выступление  на окружном семинаре "Преподавание русского языка в рамках  подготовки к ЕГЭ". Из опыта работы по подготовке  выпускников к написанию сочинения - размышления на экзамене по русскому языку.

Подготовка к ЕГЭ (блок С)

 

       Считаю, что блок С выполнять надо обязательно, независимо от того, нужен выпускнику только аттестат или  он собирается продолжить своё дальнейшее обучение в вузе.  Именно он, этот блок,  написание сочинения-рассуждения, даёт наибольший балл. И потом, к написанию сочинения-рассуждения выпускники к моменту экзаменов готовы, так как над этим  видом творческих  заданий мы работаем с начальной школы. А в 11-ом классе мы вспоминаем изученное  и  поэтапно, шаг за шагом отрабатываем  схему  написания  сочинения.

       К 11-му классу школьники имеют чёткое представление о  трёхчастной схеме сочинения-рассуждения: вступление - основная  часть – заключение.  Однако настраиваю ребят строить сочинение в соответствии с теми критериями, по которым его будут проверять:

1. Проблема.

2. Комментарий к проблеме.

3. Позиция автора.

4. Собственная позиция (-ое мнение о проблеме).

5. Аргумент 1.

6.Аргумент 2.

7. Вывод.

      Договариваемся: в сочинении должно быть 7 взаимосвязанных, плавно перетекающих одна в другую частей.

      Первым шагом  в подготовке к написанию сочинения  представляется мне освоение выпускниками  понятия «Проблема текста». По-другому быть и не может. Ведь выявление  и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку именно эту заявленную проблему нужно будет комментировать, выразить отношение к ней автора, высказать своё мнение  о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

     Школьники должны заполнить  типовые конструкции для формулирования проблемы. В ходе формулировки мы запоминаем разные, но  рекомендуем запомнить 2 варианта:

1)  краткая самостоятельная формулировка  «Автор текста Ф.И.О. поднимает проблему + существительное (словосочетание) в род. падеже» (например,  проблему взаимоотношений человека и природы)

2) вопросительное предложение (в том случае, если проблема не лежит на поверхности) (например, Может ли человек обойтись без любви?)

    При выполнении практических заданий  ребята выбирают правильные формулировки проблемы текста, соотнеся их с содержанием текста.  Более сложное задание:   редактирование предложенных формулировок и, наконец, самое сложное - самостоятельная формулировка проблемы.

    В рабочей тетради фиксируем всевозможные формулировки  проблем.

    Далее переходим к комментарию проблемы. Из двух типов комментариев: текстуальных и концептуальных (их всего 8) – не заостряя внимание на  терминологии, я рекомендую своим выпускникам использовать следующие четыре:

1) тип проблемы (философская, социальная, политическая, нравственная, экономическая, эстетическая);

2) актуальность проблемы;

3) примеры, на которых автор текста проблему рассматривает (легенда, случай из жизни и т.п.);

4) мнения и высказывания, на которые автор ссылается.

       Тренируемся в определении типа проблемы: я  им  - проблему, они мне – тип, доводим до автоматизма.  Более сложные  задания:  ищем ошибки в чужом комментарии и читаем текст, формулируем проблему и каждый самостоятельно пишет подробный комментарий, зачитываем, обсуждаем.

      Следующий шаг – тренировка в выявлении позиции автора.  Записываем и запоминаем, как таблицу умножения, средства выражения авторской позиции: слова-маркеры (главное, самое важное,  надо, нужно, чрезвычайно важно и др.); оценочную лексику, средства выразительности (только повторяем, в течение 10 класса выучили, отработали), вводные слова(к счастью, к сожалению, во-первых и т.п.), побудительные предложения.  И сразу же в текстах ищем эти средства выражения и тренируемся в формулировке авторской позиции.  Типовых конструкций для её выражения много. Знакомимся с ними, но запоминаем только две:

1) по выбору  для явно выраженной позиции;

2) «Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…»  для неявно выраженной авторской позиции.

     Выполняем практические задания:  укажи утверждение, которое не соответствует авторской позиции,  выбери утверждение, в котором  отражена она,  сформулируй позицию автора по каждой названной проблеме и, наконец, сформулируй и проблему, и авторскую позицию.

     Самое сложное в написание экзаменационного сочинения – это аргументация собственной позиции.  Из жизненного опыта ещё кто-то что-то может и вспомнит или, на худой конец, придумает. Но вот из опыта читательского…

      Понимая, что современные школьники читать не хотят, не любят, а если и читают классические произведения, то поверхностно и чаще в кратком изложении, которое даёт лишь общее представление, подборку аргументов начинаем  на уроках литературы в 8 классе. На заключительном  уроке по изучению конкретного произведения формулируем проблему, которую поднимает автор, записываем её в специальную тетрадь, не забыв указать название произведения и героев, с которыми рассмотрение этой проблемы связано.

     Отработка умения аргументировать на уроках русского языка в 11 классе идет так:  предлагаю обучающимся темы, которые являются частью проблем, а ребята подбирают к ним аргументы из художественной литературы. За собственным опытом «идём» лишь в крайнем случае.

     Ну и заключительный этап: написание работ с соблюдением всех требований.

 И ещё: при подготовке  выпускников к части С очень важно, чтобы они уяснили критерии оценивания. Поэтому практикую самооценку.  Это позволяет ученикам ещё раз проанализировать написанное  и увидеть ошибки и недочёты.

 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Скажите, пожалуйста, Елена Ильинична, даёт ли используемая Вами методика положительные результаты?