Литература - лекарство души.

Кожевникова Зоя Александровна

                                                                      МКОУ «Крайчиковская СОШ»

                                                          Колосовского района Омской области

                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                        Кожевникова З.А.

 

                                     Литература – лекарство души.

Народный артист М. Ульянов, выступая в городе Таре перед земляками, сказал замечательные слова:

« Душу спасать надо... Вопрос: как? Читая классику».

  Я абсолютно уверена, что литература всегда была, есть и будет «лекарством души». В книге существует некая мораль – вот это добро, а это зло. Она  воспитывает личность, неравнодушную к окружающему миру, к человеку, природе, искусству. Подумаем, что важнее: бесполезные беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо или  прикосновение к русской классике, основанной на идеалах добра, правды, духовной красоты?

Благодаря художественному слову, великой силе искусства даже самый нерадивый читатель соберёт по крупинкам всё то, к чему стремится душа.  Литература может стать дорогой к любому творческому труду.   Наверное, и об этом тоже писал Вадим Шефнер в своём стихотворении:

Я в гору медленно лезу,

Ступени вверх пробиваю.

Я гору железом, железом

Долбаю, долбаю, долбаю.

Спина – будто натёртая солью.

А вдруг это крылья – крылья

Прорезываются с болью?

Позволю себе небольшой пример. История сохранила много свидетельств, когда поэзия Пушкина помогала в тяжелейших испытаниях, вела людей на подвиги. За него шли в бой, как за всю Русскую землю.  Этот поэт был всегда олицетворением Родины. И сегодня жизнь каждого из нас немыслима без произведений  Пушкина. На вопрос, есть ли в вашей жизни идеал, один из моих учеников ответил: «Пушкин. Он был воином:  сражался пером поэта за свободу, честь и достоинство».

Если учитель – словесник хочет добиться серьёзных результатов в своей работе, он должен знать ответ не только на вопрос «что?», но и на вопрос «зачем?». Необходимо, чтобы смысл упомянутого «зачем?» был ясен и ученику. В противном случае преподавание литературы превратится в схоластику и буквоедство. Отсюда следует, что нужно сначала рассматривать литературу как размышление над миром и человеком, а уже потом как набор сюжетов, жанров, стилей, изобразительных средств. Поэтому в центре внимания стараюсь ставить именно созидание творческой, нравственной личности, способной вдумчиво оценивать свои поступки. Урок литературы призван научить чувствовать согласно, сообща, заодно с героем произведения, даже если он нам чужд, а главное, с писателем, даже если мы с ним не согласны. Сначала ученик должен понять, а потом уже принимать или не принимать. Цель преподавания литературы не в экзамене, а в самом процессе сопереживания

Сегодня учителю литературы отводится как никогда важная роль. Его задача – вернуть уважение к книге, показать, что если речь идёт о формировании умственной и духовной культуры, то литература здесь по - прежнему вне конкуренции. Использование нетрадиционных форм деятельности в образовательном процессе как раз и направлено на развитие творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для формирования культурологической компетенции.  Для того, чтобы стать людьми в нынешнем оглохшем мире, чтобы не утратить опору – культурную, гуманитарную, нравственную, душевную – нужна литература.

Е. Н. Ильин однажды заметил: «Творческая манера – результат умения обретать свой путь и свое мастерство на фундаменте собственной личности».

Никогда не мечтала быть учителем, но стала им. Наверное, обрела свой путь благодаря любви к детям и художественной литературе. Еще добавлю к этому чувство ответственности, без которого немыслимо никакое мастерство.

Я – учитель, поэтому школа – это образ моей жизни: готовлюсь к урокам, иду на урок, спешу на внеклассные мероприятия и не замечаю, как уходят годы.

Все в пути и в работе, всегда среди ребят, вместе с ними и для них.

Осмысление педагогического труда как-то само собой оформляется в стихотворные строки:

Как трудно нам порой найти

Ту «золотую середину»,

Не сбиться с верного пути,

Не окунуться в слов рутину.

Бывает пусто на душе,

Всё хочется начать сначала.

И, вроде, жизнь на рубеже,

А сделано ещё так мало...

Но стоит детские глаза

Увидеть, ждущие ответа,

И все проходит, как гроза,

И смысл имеет только это.

 

 

Комментарии

Заморовская Татьяна Ивановна

Действительно, надо спасать душу ребенка - изучать классику, воспитывать любовь к чтению.
В наше время это проблема номер один. Я считаю, что учитель с этим один не справится, надо всем решать возникшую проблему: родителям, средствам массовой информации, библиотекарям, работникам культуры и т.д.