Дискуссия об обязательных и дополнительных списках литературы в школе продолжается уже не один год, но к единому мнению учителя и филологи так и не пришли.

Куракина Ольга Васильевна

Президент РАО Людмила Вербицкая предлагает, например, подумать о том, стоит ли оставлять в школьной программе «Войну и мир» Льва Толстого или некоторые произведения Достоевского, потому что понять всю их глубину школьнику не могут. 

Я не раз уже слышала, что сложные предметы, вроде математики, химии или классической литературы детям не по силам, им это не интересно, а главное, потом не пригодится. Кому нужен Толстой в век Интернета, его же нельзя прочитать на компьютере? Анну Каренину все равно убило общество, а это демотивирует девушек. Достоевский изматывает. Высшая математика унижает, заставляет чувствовать себя идиотом. Химия вообще смердит.

Но такова уж наша культурная и образовательная традиция, она рассчитана на сильных, почти нереальных учеников с какими-то фантастическими способностями. Если у тебя высокий IQ и упертый характер, вперед! Ты наш.

Американская вот система ориентирована на слабых, даже слабоумных, которые проходят по графе «индивидуальные различия». У каждого ученика там свой план. Образовательные требования нарастают и становятся серьезными в университете.

Хуже всего, что большинство наших отличников выдыхаются если не в школе, то в университете, и вот тогда на сцену выходят троечники и хорошисты… Они рулят страной, так и не прочитав ни Толстого, ни Достоевского, и дети их, будьте уверены, не прочитают.