ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Учитeль руccкого языкa и литeратуры
КГУ «Гимназия №38», г. Караганда, Казахстан
В стремительно развивающемся мире, в нашем современном обществе востребованы люди, готовые и умеющие адаптироваться к изменениям.
В условиях обновленного образования в Казахстане процесс обучения ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование в течение всей жизни». И именно цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения. В связи с интенсивным развитием информационно-коммуникативных технологий и возник термин «цифровизация».
Система образования может обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху. Доказательством служит программа «Цифровой Казахстан», принятая в 2017 году и дополненная 19 апреля 2019 года.
Цифровая доступность и мобильность были отмечены в Плане по цифровизации Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК). Блокчейн в системе образования - это «прозрачность и справедливость, то есть в обязательном порядке вся информация о распределении грантов в вузы, получении аттестации депутатов и многое другое будет находиться на портале в открытом доступе»[3] .
В 2019 году все лето школы Казахстана работают, чтобы любой человек смог обучиться цифровой грамотности. И все это в рамках программы «Цифровой Казахстан». И я тоже окончила такие курсы (сертификат прилагается).
В Казахстане успешно функционируют электронные классные журналы Кundelik и Bilimal , которые приравнены к бумажной отчётности. Директор, учителя, родители, ученики видят оценки, домашние задания, сообщения учителей родителям, развитие учеников из четверти в четверть. «Дети должны иметь доступ к информационным технологиям через мобильный телефон, через свои гаджеты»[3].
В XXI веке - в веке высоких компьютерных технологий - сoвременный ученик живет и развивается в информационном пространстве, поэтому главной задачей учителя становится не передача ребенку готовых знаний, а создание условий для саморазвития, самореализации, то есть создание условий для формирования личности ребенка через oбучение «приемам и способам решения проблем». Такой подход помогает школьнику раскрывать и развивать свои творческие и интеллектуальные способности, избежать умственного и нервного напряжения от необходимости заучивать, «зубрить» материал.
Увеличение умственных нагрузок на уроках заставило меня задуматься: как поддержать к русскому языку интерес, как на протяжении всего урока активизировать педагогический процесс.
Компьютерные программные средства на уроках русского языка и литературы позволяют разнообразить формы и методы обучения, облегчают контроль знаний, повышают наглядность, обеспечивают дифференциацию и развивают познавательную активность учеников. Например, на пятом уроке семиклассникам после изучения темы «Структура семьи и семейные ценности» было дано задание: на ноутбуках создать слайд-шоу «Семейное древо» с описанием достоинств своей семьи. Я их заранее предупредила о теме урока «Семейное древо». Ученики в течение 20 минут работали в классе со своими материалами (фотографиями семьи, мнениями членов семьи и др.), с предыдущими текстами, видео, презентациями по теме. Работу учащиеся отправили мне по электронной почте.
Или в 12 «F» классе на уроке-исследовании ученики приготовили содержательные презентации работ «Мир Пушкина в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Мир Гоголя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На следующем уроке обменялись презентациями и написали отзывы (рецензии) на работу одноклассников.
Или в 11 классе на уроке русского языка «Богатые и бедные» ученики приготовили видео «Интервью о взглядах людей на социальное неравенство». После просмотра видеороликов провела дискуссию, в которой каждый ученик выразил своё отношение к данной проблеме.
Ученики на уроках создают видео: рекламу, анкеты, интервью – оформляют слайд-шоу, буклеты, словарики, исследованный новый материал оформляют в виде мини-проектов и др.
Сейчас педагог – организатор учебно-познавательной, поисковой, проектной деятельности, также учителю надо участвовать и в творческих конкурсах различного уровня.
Я в течение многих лет участвовала во многих конкурсах, много достижений есть. Расскажу о последних: в 2018-2019 учебном году в I Всероссийском конкурсе мастер-классов заняла 1 место в рамках XVIII Интернет-педсовета, 2 место в Республиканском конкурсе видеоуроков, получила Почетную грамоту в МГУ за участие в XI Всероссийском конкурсе читательских эссе, заняла 1 место в творческом конкурсе сайта «Солнечный свет» за актерское мастерство, победила в Национальной интеллектуальной олимпиаде (русский язык - 1 место, литература – 2 место) и др. В 2019 году (18 мая) награждена специальным нагрудным знаком «Лучший учитель –Үздік ұстаз» по итогам VIII республиканского независимого общественного конкурса.
В помощь учителю создано много сайтов. Я являюсь членом Всероссийского клуба «1сентября», состою в сетевых сообществах ЦПM (Центр педагогического мастерства), Всероссийского интернет-педсовета, Всероссийских порталов: « Proshkolu», «Prodlenka», «Солнечный свет» и др. Создала свой сайт на «nsportal.ru». На форуме CPM создала несколько тем.
Таким образом, испoльзование медиа технологий позволяет проводить:
- индивидуальную работу с учениками с помощью различных гаджетов (электронной почты, телефона, письма, факса и др.);
- интерактивное обучение через интернет, телевидение и другие СМИ, включающие звук, видео, графику и др.
- исследовательскую деятельность с помощью компьютерных программ;
- урок с видеосюжетами, звуковым сопровождением слайдов и др.
Однако есть и проблемы:
- программная и материальная база для информационных технологий устаревает каждые три года;
- использование в полную силу интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.
И этот барьер нужно преодолеть.
В наше время цифровые ресурсы позволяют совершенствовать процесс обучения: оптимизируется темп освоения программы, формы и методы способствуют дальнейшему повышению эффективности обучения. У учителя появились новые возможности и выбор: использование виртуализации, дополненной реальности. Конечно, цифровизация ведет к перестройке всех существующих представлений и устоявшихся норм.
И это позитивные изменения. Обучение обучению продолжается. Преимуществ у цифровой образовательной среды достаточно.
Использованные ресурсы
- https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/07/23/ikt-kompetentnost-sovremennogo
- http://ymk-salehard.ru/index.php/napravleniya-raboty/112-nauchno-metodicheskaya-i-innovatsionno-eksperementalnaya-rabota/nauchno-metodicheskaya-rabota/282-vliyanie-ikt-kompetentsii-pedagoga-na-kachestvo-obrazovaniya
- https://ru.sputniknews.kz/society/20180417/5317053/kazakhstan-cifrovizaciya-obuchenie.html
- http://journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf
- https://inbusiness.kz/ru/news/blokchejn-kak-shkolnoe-zavtra