ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Жогова Рашида Исмаиловна

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Учитeль  руccкого языкa и литeратуры

КГУ «Гимназия №38», г. Караганда, Казахстан

 

В стремительно развивающемся мире, в нашем современном обществе  востребованы люди, готовые и умеющие адаптироваться к изменениям.

В условиях  обновленного образования в Казахстане процесс обучения ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование в течение всей жизни».  И именно цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения. В связи с интенсивным развитием информационно-коммуникативных технологий и возник термин «цифровизация».

  Система образования  может обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху. Доказательством служит программа «Цифровой Казахстан», принятая в 2017 году и дополненная  19 апреля 2019 года.

Цифровая доступность и мобильность  были отмечены в Плане по цифровизации Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК).  Блокчейн  в системе образования -  это «прозрачность и справедливость, то есть в обязательном порядке вся информация о распределении грантов в вузы, получении аттестации депутатов и многое другое будет находиться на портале в открытом доступе»[3] .

 В 2019 году все лето школы Казахстана работают, чтобы любой человек смог обучиться цифровой грамотности. И все  это в рамках программы «Цифровой Казахстан». И я тоже окончила такие  курсы (сертификат прилагается).

В Казахстане успешно функционируют электронные классные журналы Кundelik и Bilimal , которые приравнены к бумажной отчётности. Директор, учителя, родители, ученики видят оценки, домашние задания, сообщения учителей родителям, развитие учеников из четверти в четверть. «Дети должны иметь доступ к информационным технологиям через мобильный телефон, через свои гаджеты»[3].

В XXI веке -  в веке высоких компьютерных технологий - сoвременный ученик живет и развивается  в  информационном пространстве, поэтому главной  задачей учителя становится не передача ребенку готовых знаний, а создание условий для саморазвития, самореализации, то есть создание условий для формирования личности ребенка через oбучение «приемам и способам решения проблем».  Такой подход помогает школьнику  раскрывать и развивать свои творческие и интеллектуальные способности,  избежать умственного и нервного напряжения  от необходимости заучивать, «зубрить» материал.

Увеличение умственных нагрузок на уроках заставило меня задуматься: как поддержать к русскому языку интерес, как на протяжении всего урока  активизировать педагогический процесс.

Компьютерные программные средства на уроках русского языка и литературы позволяют разнообразить формы и методы обучения, облегчают контроль знаний, повышают наглядность, обеспечивают дифференциацию и развивают познавательную активность учеников. Например, на  пятом уроке семиклассникам после изучения темы «Структура семьи и семейные ценности» было дано задание: на ноутбуках создать слайд-шоу «Семейное древо» с описанием  достоинств своей семьи. Я их заранее предупредила о теме урока «Семейное древо». Ученики  в течение 20 минут работали в классе со своими материалами (фотографиями  семьи, мнениями членов семьи и др.), с предыдущими текстами, видео, презентациями по теме. Работу учащиеся отправили мне по электронной почте.

Или в 12 «F» классе на уроке-исследовании ученики приготовили содержательные презентации работ «Мир Пушкина в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Мир Гоголя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».  На следующем уроке обменялись презентациями и написали отзывы (рецензии) на работу одноклассников.   

Или в 11 классе  на уроке русского языка «Богатые и бедные» ученики приготовили видео «Интервью о взглядах людей на социальное неравенство». После просмотра видеороликов  провела дискуссию, в которой каждый ученик выразил своё отношение к данной проблеме.

Ученики на уроках создают видео:  рекламу, анкеты, интервью –  оформляют слайд-шоу, буклеты, словарики, исследованный  новый материал оформляют в виде мини-проектов и др.

  Сейчас педагог –   организатор учебно-познавательной, поисковой, проектной деятельности, также  учителю надо участвовать и в творческих  конкурсах различного уровня.

Я  в течение многих лет участвовала во многих конкурсах, много достижений есть. Расскажу о последних: в 2018-2019 учебном году в I Всероссийском конкурсе мастер-классов заняла 1 место в рамках XVIII Интернет-педсовета, 2 место в Республиканском конкурсе видеоуроков, получила Почетную грамоту в МГУ за участие в XI Всероссийском конкурсе читательских эссе,  заняла 1 место в творческом конкурсе сайта «Солнечный свет» за актерское мастерство,  победила в Национальной интеллектуальной олимпиаде (русский язык - 1 место,  литература – 2 место) и др.  В 2019 году (18 мая) награждена специальным нагрудным знаком  «Лучший учитель –Үздік ұстаз» по итогам VIII республиканского независимого общественного конкурса.

  В помощь учителю создано много сайтов. Я являюсь членом Всероссийского клуба «1сентября», состою в сетевых сообществах ЦПM (Центр педагогического мастерства), Всероссийского интернет-педсовета, Всероссийских порталов: « Proshkolu»,   «Prodlenka», «Солнечный свет» и др. Создала  свой сайт на  «nsportal.ru». На форуме  CPM  создала несколько тем.

Таким образом, испoльзование  медиа технологий позволяет проводить:

  • индивидуальную работу с учениками с помощью различных  гаджетов  (электронной почты, телефона, письма, факса и др.);
  • интерактивное обучение через интернет, телевидение и другие  СМИ, включающие звук, видео, графику и др.
  • исследовательскую деятельность с помощью компьютерных программ;
  • урок с видеосюжетами, звуковым сопровождением слайдов и др.

 Однако есть и проблемы:

-  программная и материальная база для информационных технологий устаревает каждые три года;

- использование  в полную силу интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.

И этот барьер нужно преодолеть.

В наше время цифровые ресурсы позволяют совершенствовать процесс обучения: оптимизируется темп освоения программы, формы и методы способствуют дальнейшему повышению эффективности обучения. У учителя появились новые возможности и выбор: использование виртуализации, дополненной реальности. Конечно, цифровизация ведет к перестройке всех существующих представлений и устоявшихся норм.

И это позитивные изменения. Обучение обучению продолжается. Преимуществ у цифровой образовательной среды  достаточно.

 

 

 

Использованные ресурсы

  1. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/07/23/ikt-kompetentnost-sovremennogo
  2. http://ymk-salehard.ru/index.php/napravleniya-raboty/112-nauchno-metodicheskaya-i-innovatsionno-eksperementalnaya-rabota/nauchno-metodicheskaya-rabota/282-vliyanie-ikt-kompetentsii-pedagoga-na-kachestvo-obrazovaniya
  3. https://ru.sputniknews.kz/society/20180417/5317053/kazakhstan-cifrovizaciya-obuchenie.html
  4.  http://journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf
  5. https://inbusiness.kz/ru/news/blokchejn-kak-shkolnoe-zavtra

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon slayd.pdf227.86 КБ
PDF icon slay.pdf305.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: