«ИКТ - компетентность современного учителя»
статья по теме

Шубина Ирина Михайловна

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров  в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИКТ - компетентность современного учителя» 

Шубина Ирина Михайловна – заместитель директора по УВР,

учитель изобразительного искусства

МОАУ СОШ № 22

города Благовещенска Амурской области

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров  в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа развития образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ - компетентности педагогов образовательных учреждений. Реализуя данное направление, в нашей школе бала составлена программа информатизации образовательного процесса. Пересмотрены квалификационные характеристики должностей работников образования, которые требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями. В свете этих требований в школе ведется большая работа по обучению педагогов использованию ИКТ в образовательной деятельности. Реализуется проект «Совершенствование учительского корпуса», «Интернет - кафе», где каждый педагогический работник проходит обучение, как в стенах школы, так и вне учреждения, также используются и  дистанционные формы. C 2010 по 2012 учебной год прошли курсы все педагогические работники c получением свидетельства  о дополнительной профессиональной подготовке по следующим темам: «Введение в информационные образовательные технологии 21 века Intel «Обучение для будущего», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе», «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательный процесс», «Применение ЭОР в школе»  и др.

В течение 5 лет проходят открытые уроки, мастер- классы, семинары по использованию ИКТ по темам: «Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми», «Использование Интернет-ресурсов», «Использование информационных технологий в начальных классах», «Использование интерактивной  доски в образовательном процессе».

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  1. построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
  2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки .
  3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
  4. виртуальные экскурсии
  5. обработка результатов эксперимента.
  6. разработка методических программных средств.
  7. использование ресурсов Интернет.
  8. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.

Внедрение и обучение ИКТ невозможно без материально-технической базы. Каждый год ведется работа по ее улучшению.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.

 В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде:  учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель-предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя носит  развивающий характер. А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ - компетентностью, то есть уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты)

Во - вторых, учитель - предметник, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы.

В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы,  повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.

В - четвертых, учитель - предметник  может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие  знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.

В - пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

  1. участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  2. участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  3. использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  4. обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  5. формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  6. разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Как гласит древняя китайская мудрость: «Скажи мне  –  и я забуду,  покажи мне – и я, возможно, запомню,  научи меня – и я пойму, отойди в сторону – и я пойду сам»

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

В ходе реализации программы информатизация образовательного процесса в школе выявлена взаимосвязь непрерывного и поэтапного развития компонентов ИКТ  - компетентности педагогов с деятельностью, направленной на преобразование информационно-образовательной среды школы. Уровень ИКТ - компетентности отражается в: освоении ресурсов; включенности в систему непрерывного образования; активности инновационной деятельности; преобразовании своей педагогической системы; создании локальных сред. Информационно-образовательная среда школы  выступает средством и сферой личностного развития педагогов, формирует конструкцию личностных изменений. Так в 2011 году, школа приобрела статус городской инновационной площадкой по теме  ««Школьное образовательное телевидение как условие духовно-нравственного воспитания учащихся» В 2012 году – школа стала участником  Всероссийского проекта «Школа цифрового века». За последние  3 года учащиеся МОБУ СОШ № 22 стали активными участниками и победителями различных Интернет олимпиад, марафонов, конкурсов.

Исходя из показателей  можно сделать вывод, что три основных аспекта ИКТ компетентности:

•        наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

•        эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

•        понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и деятельностного результата, школа вышла на современный уровень.

ИКТ-компетентность педагогических кадров обеспечивает реализацию в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности педагога, изображенной на рисунке

•        новых целей образования;

•        новых форм организации образовательного процесса;

•        нового содержания образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность современного учителя

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (...

Чарнецкий С. Н. Правовая компетентность современного учителя общественных дисциплин

Статья опубликована в журнале "Эксперимент и инновации в школе", 2014 №1...

ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возмо...

ИКТ - компетентность современного учителя

Выступление на районном методическом объединении. 2013 г....

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...

"ИКТ - компетентность современного учителя"

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров  в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории,...

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Достижение эффективности своего труда и умение ее оценить характеризуют профессиональную компетентность учителя.Результативность в труде учителя – это наличие качественных изменений (позитивных,...