ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя
статья по теме

ИКТ–компетентность
– одна из ключевых компетентностей современного учителя

Сегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатизация – процесс проникновения ИКТ, компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Объем информации, которая нас окружает растет каждый день и большими темпами. И для того чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда нужно знать и уметь очень много.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-kompetentnost.docx20.46 КБ
Файл ikt-kompetentnost.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

ИКТ–компетентность
– одна из ключевых компетентностей современного учителя

Сегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатизация – процесс проникновения ИКТ, компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности. Объем информации, которая нас окружает растет каждый день и большими темпами. И для того чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда нужно знать и уметь очень много.

В связи с этим возникает необходимость в ускоренной передаче и усвоении информации от поколения к поколению, чтобы успеть изучить все необходимое. Поэтому к современному образованию предъявляются новые требования, и одним из ключевых здесь является овладение ИКТ-компетенциями.

Здесь задачу стоящую перед образовательными организациями можно разделить на две группы:

  1. Обучение ИКТ педагогов
  2. Обучение ИКТ учащихся

Очевидно, что выполнение второй группы задач невозможно без выполнения первой. Сегодняшние дети уже с самого своего рождения находятся под влиянием цифрового общества, в отличие от большинства педагогов, для которых компьютер и все связанные с ним технологии являются открытием уже в зрелом возрасте. Соответственно, детям гораздо проще приспособиться к новым технологиям и освоить их с нуля, чем педагогам перестроить свое мышление на новый лад. И здесь педагогам очень важно не быть отстающими, теми кто будет непонимающим взглядом следить за тем, как дети осваивают Интернет и его технологии. В любой познавательной деятельности ребенку нужен наставник. И ИКТ здесь не исключение. Не ученик должен показывать учителю как редактировать презентацию Power Point, или составлять таблицы в Excel, или как добавлять файлы на сайт, а учитель.

Немного теории, что из себя представляют ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – одна из ключевых компетентностей современного человека, проявляющаяся прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств коммуникации, Интернете и др. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, сетями для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции и оценки для решения поставленных задач в своей деятельности.

Как добиться овладения этим технологиями?

Очень просто – нужно чтобы ученики при решении поставленных перед ними задач как можно чаще использовали именно информационные методы. Где как не в школе начать их применять.

В каком виде это может быть?

Все более широкое применение в образовательном процессе находит компьютерное тестирование как эффективный способ оценки знаний. Минимизация временных затрат при получении надежных результатов контроля служит главным и бесспорным его достоинством. Компьютерное тестирование практически полностью исключает субъективное влияние преподавателя не только на результат контроля, но и на его результат. Кроме того, по уровню беспристрастности, скорости и полноте диагностирования оно превосходит все остальные виды контроля знаний.

Одним из наиболее доступных методов формирования ИКТ-компетентности является применение в процессе обучения различных электронных учебников, которые широко представлены в электронных библиотеках технической, научной и художественной литературы, продаются в интернет-магазинах и предлагаются бесплатно различными сайтами. Применение электронных учебных пособий дает ряд существенных преимуществ, к которым относятся своевременность обновления информации, доступность и сокращение количества бумажных носителей. При грамотном использовании электронное учебное пособие может стать мощным инструментом в освоении большинства предметов.

Должное внимание следует уделить также и применению средств мультимедиа процессе обучения. Неоспоримым преимуществом цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления данных служит интерактивность. Средства мультимедиа позволяют одновременно использовать несколько каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, что способствует интеграции информации, доставляемой несколькими различными органами чувств. Также следует отметить, что мультимедиа позволяет представить абстрактные данные визуально за счет динамики процессов.

Таким образом, использование перечисленных методов на практике преподавания будет способствовать формированию ИКТ-компетентности у учеников и углублению их у педагогов.

Наряду с положительными результатами применения современных средств ИКТ в образовательной деятельности могу наблюдаться и негативные последствия. В качестве преимущества ИКТ обычно выделяют индивидуализацию обучения. Однако тут есть и минусы: индивидуализация значительно сокращает время живого общения участников образовательного процесса между собой, заменяя его «диалогом с компьютером». Учащийся теряет возможность развития и формулирования мысли на профессиональном языке, а также практики диалогического общения. А это отрицательно сказывается на формировании самостоятельного мышления. Слишком интенсивная индивидуализация обучения на базе ЭВМ может привести к снижению уровня творческого мышления. И, наконец, к негативным последствиям применения ИКТ можно также отнести повальное использование информационных ресурсов. Например, ученику чтобы ответить на вопросы домашнего задания гораздо проще забить в поисковой системе запрос и получить готовый ответ, чем прочитать текст параграфа и найти ответ самому.

Теперь немного практики, что должен уметь педагог, освоивший ИКТ:

  1. Владение ОС (например, Windows) на уровне уверенного пользователя.
  2. Владение техникой «слепой печати» (максимальная скорость печати двумя пальцами – 100-150 зн/мин – при слепой печати обычная скорость – 250-300 зн/мин).
  3. Владение офисными программами (Word, Power Point, Excel и т.д.)
  4. Владение основами поиска информации в сети Интернет
  5. Владение основами информационной безопасности.

Теперь пару примеров, как может выглядеть получение знаний с использованием ИКТ на уроке истории:

  1. Интерактивная карта по истории Древнерусского государства от правления Владимира Святого (конец X — начало XI века) до смерти Мстислава Великого в 1132 году и последовавшего за ним распада страны (http://arzamas.academy/materials/709 )
  2. Интерактивная карта России (http://histrf.ru/interactivemap/index.html )

И напоследок небольшое напутствие:

Чтобы дети которых мы учим были конкурентоспособны на рынке труда -> они должны владеть ИКТ -> чтобы они владели ИКТ -> мы должны научить их этому -> чтобы мы научили их этому -> мы должны владеть ими сами!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя Подготовил: Типочкин А.И.

Слайд 2

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Слайд 3

Задачи, стоящие перед ОУ Обучение ИКТ педагогов Ликвидация компьютерной неграмотности Основы безопасности в сети Интернет Обучение работе в офисных программах и др. Обучение ИКТ учащихся Использование ИКТ в обучении Основы анализа информации в сети Интернет Компиляция на основе полученной информации и др.

Слайд 4

ИКТ-компетентность ИКТ-компетентность – одна из ключевых компетентностей современного человека, проявляющаяся прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств коммуникации, Интернете и др.

Слайд 5

ИКТ-компетентность Под ИКТ-компетентностью подразумевается: уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, сетями для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции и оценки для решения поставленных задач в своей деятельности.

Слайд 6

Как добиться овладения этим технологиями ? Постоянное использование цифровых методов при решение повседневных задач Как и в любом деле – нужна постоянная практика!

Слайд 7

В каком виде это может быть ? Компьютерное тестирование

Слайд 8

В каком виде это может быть ? Применение электронных учебных пособий

Слайд 9

В каком виде это может быть ? Использование мультимедиа

Слайд 10

Возможные негативные последствия Индивидуализация значительно сокращает время живого общения участников образовательного процесса между собой, заменяя его «диалогом с компьютером ».

Слайд 11

Возможные негативные последствия Слишком интенсивная индивидуализация обучения на базе ЭВМ может привести к снижению уровня творческого мышления

Слайд 12

Возможные негативные последствия Повальное использование информационных ресурсов

Слайд 13

Что должен уметь педагог, освоивший ИКТ: Владение ОС (операционной системой) на уровне уверенного пользователя.

Слайд 14

Что должен уметь педагог, освоивший ИКТ: Владеть техникой «слепой печати ». Максимальная скорость печати двумя пальцами - 100-150 зн /мин Обычная скорость при слепой печати – 250-300 зн /мин

Слайд 15

Что должен уметь педагог, освоивший ИКТ: Владение офисными программами ( Word, Power Point, Excel и др.)

Слайд 16

Что должен уметь педагог, освоивший ИКТ: Владение основами поиска информации в сети Интернет

Слайд 17

Что должен уметь педагог, освоивший ИКТ: Владение основами информационной безопасности

Слайд 18

Пара примеров, как может выглядеть получение знаний с использованием ИКТ на уроке истории: Интерактивная карта по истории Древнерусского государства Интерактивная карта России

Слайд 19

Все взаимосвязано Быть конкурентоспособными на рынке труда Нужно владеть ИКТ Учителя должны научить учеников этим технологиям Учителя должны владеть ими сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

ЭССЕ Портрет современного учителя с учетом компетентного подхода в обучении

Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель младших классов, поразмышляю о данной категории учителей. Я сама была ребёнком и в своих фантаз...

Статья «Коммуникативная компетенция - одна из важнейших компетентностей современного человека».

Статья «Коммуникативная компетенция - одна  из важнейших  компетентностей современного человека»Развитие  связной речи у слабослышащих  детей на уроках математики ...

развитие ключевых компетентностей учителя через применение новых педагогических технологий.

этот материал раскрывает основные понятия: компетентность, компетенция, профессионализм....

Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя

   В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...