Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.
проект на тему

Гордеева Ольга Николаевна

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектучителя26.53 КБ
Файл Презентация проекта1.38 МБ

Предварительный просмотр:

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Д.А. Медведев.

 

В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. ФГОС должны создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.

Главной задачей современной российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, исследовательская деятельность и метод проектов. Сегодня образование должно стать достоянием личности, средством самореализации выпускника средней школы. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которое обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: формирование у них умений научно - исследовательской деятельности; возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть готовым действовать самостоятельно; уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; любознательно, активно и заинтересованно познавать мир; 
Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. 

В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. Термин "компетенция" имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.  

В государственном стандарте общего образования – ориентация на результаты образования и системно-деятельностный подход.

Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).

Общеизвестно, что большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учебе. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность. Так возникла идея приобщения учащихся к проектной деятельности.

Объект исследования: проектная и исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения истории и обществознания.

Предмет исследования: методика развития проектно-исследовательских умений в рамках изучения истории и обществознания.

Гипотеза: эффективность развития и формирования самостоятельной творческой личности возрастет при условии включения его в активную исследовательскую и проектную деятельность.

База исследования: проектная и исследовательская деятельность учащихся на II ступени обучения. В исследовании приняли участие  учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов».

Исследование проводилось в период с 2011 по 2013 гг.

Цель работы: теоретически обосновать, рассмотреть проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении истории и обществознания на средней и старшей ступени обучения.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. теоретическое обоснование проектной и исследовательской методики обучения истории и обществознания

2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной и исследовательской методики при обучении обществоведческим дисциплинам.

  1. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных занятий на II ступени обучения, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков качеств.

 СЛ 17 Одним из важных аспектов организации обучения в современной школе является создание условий деятельности учащихся, способствующих формированию ключевых компетентностей. Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через проектную и  исследовательскую деятельность.

       Само понятие «ключевые компетенции» предопределяет то, что они являются ключом, основанием для других, специальных, предметно-ориентированных. Кроме того, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а так же и личной жизни.  В настоящее время не существует единого подхода к трактовке понятия «ключевые компетенции». Однако сформулированы их существенные признаки:

- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);

-  ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

       Ключевые компетенции имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и исследовательской.

       Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

       Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя из этого СЛ формированием навыков проектной и исследовательской деятельности можно считать:

- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;

  • овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, делать аргументированные выводы по экономическим  и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа.
  • Основная трудность для учащихся -  самостоятельный поиск информации, добывание знаний, поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе проектной и  исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

-  ценностно-смысловая компетенция;

-  общекультурная компетенция;

-  учебно-познавательная;

-  информационная;

-  коммуникативная;

-  социально-трудовая;

-  личностная компетенция – самосовершенствование

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:

-  умение находить информацию;

-  изучение материала самостоятельно;

-  умение анализировать, сравнивать;

-  ставить и формулировать проблему;

-  осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

       Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

-  развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

-  владение разными видами речевой деятельности;

-  развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

-  развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;

-  воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Использовать в заключении

       При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования на уроке или вне его необходимо учитывать, что:

- не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;

- на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий;

- необходимо помогать учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться;

- необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;

- необходимо развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи;

- необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения;

- в процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;

- необходимо поощрять исследовательскую работу учащихся. 

Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашли отражение в пересмотре учебной программы; обогащение внеклассной деятельности через организацию исследовательской деятельностью.

Так, к примеру, исследовательская работа учащихся организуется как на   уроках, так и во внеурочное время.

Для освоения навыков исследовательской работы, например, на уроках обществознания, основная нагрузка ложится на практикумы, которые являются сочетанием аналитической задачи, теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов.

Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и социологических данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п.

Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в моей работе. 

Организацией проектной, исследовательской  деятельности занимаюсь 7 лет. Учащимися разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по истории, обществознанию, праву.

Я стараюсь поощрять пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции.

В школе создано научное общество учащихся «ТЭРа», активными участниками которого являются мои ученики, ежегодно представляя свои исследовательские проекты на школьных научно-практических конференциях.

Участие в деятельности школьного научного общества учащихся и представление работ на  школьной научно-практической конференции позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути.
И как показывает практика, именно в этой деятельности подчас раскрываются новые грани способностей ребенка, открываются новые имена среди учеников. За последние годы было создано много исследовательских проектов, в которых интегрированы такие предметы, социология, право и обществознание. 

Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции различного уровня, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Гордеевой Ольги Николаевны, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Котовска Тамбовской области

Слайд 2

Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Слайд 3

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Д.А. Медведев .

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются исследовательская деятельность и метод проектов.

Слайд 5

требования программы к уровню обученности истории и обществознания выпускников реальный уровень владения на завершающем этапе обучения преобладание традиционного подхода к содержанию и организации занятий желание учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс осторожность со стороны педагогов к применению новых педагогических технологий потребность введения новых педагогических технологий в обучение ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 6

ПРОБЛЕМА Отсутствие у среднестатистического выпускника школы творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях ? Можно ли создать такие условия в обучении, в которых учащийся сможет занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность.

Слайд 7

Цель: выявление и создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся через включение их в проектную деятельность в процессе изучения истории и обществознания.

Слайд 8

Задачи: 1. Исследование и обоснование использования проектной и исследовательской методики при обучении обществоведческим дисциплинам. 2. Анализ собственного опыта использования проектной методики в системе учебных занятий на II ступени обучения, выявление эффективности проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования. 3. Формирование деятельной позиции ученика (позицию исследователя, организатора, коммуникатора). 4. Включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. 5. Формирование и поддержка мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов . 6 . Изучение влияния комплексного применения образовательных технологий на различные виды деятельности (учебную, учебно-исследовательскую, организационную).

Слайд 9

Объект исследования: ключевые компетенции обучающихся Предмет исследования: методика развития проектно-исследовательских умений в рамках изучения истории и обществознания.

Слайд 10

Гипотеза Эффективность формирования и развития ключевых компетенций обучающихся возрастет при условии включения в активную исследовательскую и проектную деятельность.

Слайд 11

План деятельности Разработка уроков с применением технологии проектной деятельности, включение обучающихся в исследовательскую деятельность Подбор диагностических методик, адекватных цели и задачам проекта Изучение и анализ научно-методической литературы по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся Анализ качества знаний учащихся по истории и обществознанию, уровня познавательной активности

Слайд 12

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Увеличение творческого потенциала, коммуникативных способностей учащихся Формирование устойчивой мотивации познания учащихся на уроках истории и обществознания Повышение качества знаний учащихся по истории и обществознанию Формирование эмоционально- положительного отношения к предмету Формирование ключевых компетенций обучающихся Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Слайд 13

Этапы работы над проектом .

Слайд 14

Организация работы над проектом: На первом этапе осуществлялось изучение массового и передового педагогического опыта по проблеме, происходило определение его цели и задач, делался выбор объекта и предмета исследования, разрабатывался план исследования, выбирался инструментарий. На втором этапе были выявлены критерии формирования ключевых компетенций школьников; разработаны организационно-педагогические условия применения проектной методики; отобраны методы и методики проведения экспериментальной работы; определены ее стадии; проведен педагогический эксперимент. На третьем этапе проводилась статистическая обработка и анализ результатов; подводились итоги работы и обсуждались результаты.

Слайд 15

Входная диагностика.

Слайд 16

Входная диагностика Качество знаний по истории и обществознанию Уровень познавательной активности учащихся на истории и обществознании

Слайд 17

Компетентность человека в определенной сфере социальной деятельности - есть характеристика его личности, которая выражает степень соответствия его социокультурного опыта составу и уровню сложности конкретных задач, возникающих в данной сфере деятельности, что позволяет ему принимать и исполнять эффективные решения, в том числе в нестандартных ситуациях. К омпетенция рассматривается как область социокультурной деятельности человека, и охватывает соответствующий ей круг проблем, в которой человек оказывается способным к принятию и исполнению эффективных решений.

Слайд 18

Компетентность школьников в области проектной деятельности является характеристикой его личности

Слайд 19

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов) Ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях

Слайд 20

Проектные компетенции: Критерии оценки: Уровень сформированности проектных компетенций обучающихся

Слайд 21

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию ключевых компетенций обучающихся

Слайд 22

Проектная деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся формирование ключевых компетенций ценностно-смысловая общекультурная учебно-познавательная информационная коммуникативная социально-трудовая личностная

Слайд 23

Технологическая основа педагогического проекта:

Слайд 24

ОСНОВНОЙ ЭТАП Применение намеченных образовательных технологий на практике Создание условий для самообразования учащихся и развития самостоятельной деятельности Информатизация контроля и анализ уровня достижений каждого ученика Обучение учащихся составлению проектов к урокам истории и обществознания Контроль и оценка работы по комплексному применению педагогических технологий в процессе обучения

Слайд 25

Проблемное обучение . Цель - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности. Уровни проблемности : - самый высокий; -высокий; -средний «а»; -средний «б»; -низкий; Положительные стороны применения проблемного обучения: Воспитываются ценные качества личности: - способность к напряжённому умственному труду, - самостоятельность, пытливость; - формируются широкий кругозор, устойчивые навыки работы с различными источниками информации.

Слайд 26

Схема проведения проблемных уроков 1.Постановка учителем общей задачи. 2.Формулировка учителем задач на всех уровнях проблемности , начиная с самого высокого. 3.Актуализация знаний по заявленной проблеме. 4. Запись на листочке с порядковым номером проблемности . 5. Работа с текстами документов по заявленной проблеме. 6. Закрепление материала в форме тестового задания. Проблемное обучение реализуется: в рамках урочной деятельности; в рамках профильных и предпрофильных элективных курсов; в рамках исследовательской и проектной деятельности ;

Слайд 27

Использование информационных технологий На разных этапах урока: - во время объяснения нового материала ; - для закрепления изученного; - для тестирования, проверки знаний. Виды работ: - визуализация знаний (презентации, энциклопедические программы); - система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); - самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы ). Работа с текстом источника на компьютере: -выделение из текста главного; -выделение ключевых фраз. - учащийся учится составлять короткий конспект; - формируются навыки рационального запоминания материала; - осуществляется обучение способам кодирования и сжимания информации в соответствии с конкретной учебной задачей

Слайд 28

Проектная деятельность Работа над проектом способствует: - созданию полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка - формированию активной позиции - приобретению детьми опыта исследовательской деятельности

Слайд 29

Основные цели метода проектов:

Слайд 30

Основные требования к использованию метода проектов

Слайд 31

Критерии оценки степени сформированности навыков проектной деятельности: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

Слайд 32

Стадии реализации проекта и функции его участников Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя Подготовка ( проблематизация , целеполагание ) Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию Инициирует проектную идею. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. Планирование а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д ) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Слайд 33

Исследование и сбор материала (реализация) 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся Выводы и оформление проекта Анализ информации. Формулирование выводов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Представление (защита) проекта и оценка его результатов (рефлексия) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность , качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Слайд 34

Ожидаемые результаты проектно-исследовательской деятельности: активизация интереса к знаниям; развитие представлений о межпредметных связях; развитие коммуникативной направленности; развитие научного мышления; развитие творческого подхода к собственной деятельности; освоение новых информационных технологий.

Слайд 35

Проектная деятельность способствует развитию: 1. Рефлексивных умений 2. Поисковых (исследовательские) умений 3. Умений и навыков работы в сотрудничестве 4. Менеджерских умений и навыков 5. Коммуникативных умений 6. Презентационных умений и навыков

Слайд 36

Тренировочные задания по изученной теме. Буклеты для обобщающих уроков на самые трудные темы по истории и обществознанию. Конструкторские и информационные проекты. Схемы-опоры для уроков истории и обществознания. Работы учащихся

Слайд 37

Исследовательская деятельность

Слайд 38

Исследовательская деятельность Способствует формированию навыков: - нахождения информации; - самостоятельного изучения материала; - анализа, сравнения; - определения и постановки проблемы; -осуществления организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки.

Слайд 41

Функции исследовательской деятельности

Слайд 42

Результаты внедрения метода проектно-исследовательской деятельности:

Слайд 43

Критерии сформированности исследовательских умений и навыков:

Слайд 44

Факторы успешности исследовательской деятельности

Слайд 45

Ключевые компетенции, формируемые в процессе проектной и исследовательской деятельности:

Слайд 46

Технология смешанного обучения

Слайд 47

Итогово-диагностический этап Показатели проверки результативности достижений Методические приёмы , используемые для проверки результативности и эффективности проводимой работы качество знаний по предмету; диагностика познавательной деятельности, интеллектуальной активности учащихся; уровень развития проектно-исследовательских навыков; уровень сформированности ключевых компетенций. наблюдение; анкетирование; опрос; анализ успеваемости по предметам «История» и «Обществознание»

Слайд 48

Результативность проекта Уровень развития познавательной активности на уроках истории обществознания

Слайд 49

Результативность проекта. Уровень развития познавательного интереса на уроках истории обществознания

Слайд 50

Результативность проекта Уровень сформированности ключевых компетенций

Слайд 51

Результативность проекта Уровень сформированности исследовательских умений учащихся

Слайд 52

Наши достижения Призёры V городской научно – практической конференции школьников «Открытие» с работой «Молодёжная безработица в современной России ». Призёры Областной открытой научно – практической конференции обучающихся «Грани творчества» с работо й «Молодёжная безработица в современной России» Участие в конферении областного научно-практического общества учащихся 9-11-х классов «Педагогический Олимп» Победители VI городской научно – практической конференции школьников «Открытие» с работой «На грани права и морали. Преступность среди несовершеннолетних». Призёры Областной открытой научно – практической конференции обучающихся «Грани творчества» с работой «На грани права и морали. Преступность среди несовершеннолетних»

Слайд 53

Результаты реализации проекта Сформирована устойчивая мотивация познания учащихся на уроках истории и обществознания Выявлена положительная динамика развития познавательной активности и интереса к изучению истории и обществознания, формирования навыков проектно-исследовательской деятельности Сформировано эмоционально положительное отношение к предметам история и обществознание Произведена ориентация на подготовку к более осознанному изучению истории и обществознания Выявлено взаимодействие между комплексным применением проектной методики, технологии исследовательской деятельности и формированием ключевых компетенций обучающихся Повышено качество обучения истории и обществознанию

Слайд 54

Мероприятия по распространению результатов проекта Выступление на школьном методобъединении с докладом «Технология обучения школьников умениям проектно-исследовательской деятельности» Размещение информации о результатах проекта на сайте школы «Клуб творческой педагогики» (методические рекомендации для учителей истории и обществознания по реализации разработанного проекта) Разработка методических материалов и представление их на заседании городского методического объединения Участие в областном семинаре (технология смешанного обучения «Свобода- это ответственность»)

Слайд 55

трудности Разрыв между поисковой деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки Сложность технической организации урока из-за недостаточной оснащенности кабинета Несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом Слабая мотивация учения Разный уровень подготовленности учащихся в классе

Слайд 56

Выводы: Гипотеза на практике подтвердилась: Проектная и исследовательская деятельность формирует социальный опыт учащихся, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций . Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся. Подобная работа достаточно эффективна, результативна, повышает мотивацию учащихся, следовательно, необходимо продолжить работу в данном направлении, что позволит обеспечить хороший уровень знаний учащихся .

Слайд 57

Научно-методическая обеспеченность проекта Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернет –обучение: технологии педагогического дизайна/ Пол ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 224 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Под ред. Е.С. Полат . – М.: «Академия», 2000. – 272с. Обухов А.С.№4 2003г. Исследовательская работа школьников Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? с.22 Полат Е.С. Метод проектов / Intel "Обучение для будущего". Электронное приложение к учебному пособию, Intel Corporation , http :// www . solnet . ee . – портал для детей и любящих взрослых http :// www . it - n . ru – сеть творческих учителей http :// www . iteach . ru – сайт программы Intel ® «Обучение для будущего»

Слайд 58

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Выступление на МО "Развитие ключевых компетентностей учащихся средствами ИКТ"

Развитие ключевых компетентностей учащихся средствами информационно-коммуникационных технологийСтратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качест...

«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»

        Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...

Мультимедийное выступление на тему "Эффективность урока - результат развития ключевых компетентностей учащихся".

Мультимедийное выступление на тему "Эффективность урока - результат развития ключевых компетентностей учащихся"....

статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"

Научно - методическая статья о применениии  исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...