Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
проект на тему

Макеева Светлана Владимировна

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были лет 10-15 назад для многих чем-то новым, сейчас никого не удивить. Их давно заменили ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, разнообразные гаджеты, устройства и т.д. Без них современная жизнь практически немыслима. Образовательная сфера старается не отставать от темпов научно-технического развития и активно внедряет новые информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс. При этом нынешние дети втянуты в виртуальный мир вне стен образовательной организации гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое). Они способны самостоятельно овладевать многими ИКТ-компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Инновационный образовательный проект

«Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Горки

2016

«Важнейшая движущая сила обучения — интерес».

Платон

1. Направление реализации проекта: Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций Шурышкарского района, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Название проекта: «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

3. Сроки реализации проекта: 2016-2018 гг.

4. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были лет 10-15 назад для многих чем-то новым, сейчас никого не удивить. Их давно заменили ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, разнообразные гаджеты, устройства и т.д. Без них современная жизнь практически немыслима. Образовательная сфера старается не отставать от темпов научно-технического развития и активно внедряет новые информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс. При этом нынешние дети втянуты в виртуальный мир вне стен образовательной организации гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое). Они способны самостоятельно овладевать многими ИКТ-компетенциями. Поэтому очевиден повышенный запрос на использование различных компьютерных инноваций в школах со стороны обучающихся и их родителей. Современная школа должна соответствовать этому запросу, учитывать факторы мотивации детей к обучению, выстраивать образовательный процесс  таким образом, чтобы детям было интересно, ведь это первоочередной фактор, определяющий качество образовательной подготовки. Другой фактор – мобильность. Нынешний век характеризуется очень высокими темпами устаревания и обновления знаний. Школа должна готовить учеников, способных адаптироваться в быстро изменяющихся условиях современной жизни, формировать у детей универсальную (общую) компетентность. Все перечисленное возможно только в условиях постоянной и непрерывной модернизации учебно-воспитательного процесса, что и определяет актуальность представленного проекта, которая дополнительно подчеркивается тем, что проект может быть вписан в контекст постепенного введения федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на реализацию новых технологий и форм обучения в условиях научно-технического прогресса. Основная идея проекта базируется на том, что при продуманном и правильном использовании современных технических, виртуальных и программных средств возможно создание развивающей и технологичной образовательной среды, которая позволит формировать, поддерживать и стимулировать интерес ребенка к обучению. Средства для создания такой среды и возможности их использования раскрываются в содержании проекта, практическая значимость которого обусловлена повышением мотивации детей к обучению и качества образовательной подготовки за счет использования современных технологий. Одной из таких технологий является электронная тетрадь.

6. Цели, задачи проекта:

 Наша образовательная организация имеет богатый (более 10 лет) опыт информатизации образования. Наши педагоги и обучающиеся – активные участники различных инновационных проектов и конкурсов.

 Основные его цели связаны с:

1) детальным изучением современных технических и информационных средств и их внедрением в образовательный процесс;

2) созданием современных условий (развивающая и технологичная образовательная среда) для обучающихся с целью повышения их учебно-познавательной мотивации, реализации индивидуальных способностей, самоопределения;

3) формированием ключевых компетентностей в соответствии с требованиями стандарта нового поколения посредством внедрения в образовательную деятельность электронных тетрадей.

 Задачи проекта:

1) изучение возможностей создания и использования электронных тетрадей в учебно-воспитательном процессе;

2) активное внедрение электронных тетрадей в практику образовательной организации;

3) отслеживание показателей качества образовательной подготовки обучающихся, уровня их мотивации к обучению, коррекция и выстраивание образовательной деятельности таким образом, чтобы обеспечивалась стабильная положительная динамика качества образования;

4) формирование у обучающихся целостных представлений (и соответствующих компетенций) о безопасном поведении в виртуальных пространствах сети Интернет;

5) создание интерактивной обучающей и воспитывающей среды на базе МБОУ «Горковская СОШ».

7. Гипотеза: если разработать и внедрить в практику работы учителей электронную рабочую тетрадь, активно применять ЭРТ  в учебно–воспитательном процессе, то это будет способствовать повышению  качества знаний учащихся, формированию общеучебных умений и навыков учеников.

8.Методы реализации: проблемно-поисковый, практический, метод научного исследования.

9. Краткое обоснование новизны проекта

Электронная тетрадь — это программа, содержащая большую базу готовых упражнений различного характера и уровня сложности по определённому  учебному предмету.

ЭРТ позволит:

  • разнообразить виды деятельности на уроке,
  • увеличить его плотность,
  • уменьшить время подготовки к урокам,
  • оперативно выявить уровень усвоения учебного материала учащимися,
  • осуществить повторение и закрепление слабо усвоенных тем,
  • повысить мотивацию учащихся к изучению того или иного учебного предмета.

 ЭРТ обладает большими возможностями:

  • сама проверяет ответы ученика;
  • сообщает ученику, верно выполнено задание или нет;
  • даёт ещё одну попытку на выполнение задания.

Упражнения из электронной тетради можно использовать не только для индивидуальной, но и для коллективной работы. В этом случае программу нужно запустить на интерактивной доске или на экране с помощью проектора.

Преимущество электронной тетради заключается в том, что работать на уроке в ней может одновременно учитель и ученик (ученики), которым предоставлен к ней доступ. Для каждого конкретного ученика создаётся отдельная тетрадь. В результате работы с электронной тетрадью в течение учебного года, к его концу учащийся получает в личное пользование своеобразное электронное пособие-учебник, которым он сможет при необходимости воспользоваться. Применение электронной тетради значительно экономит время на уроке: ученику не приходится переписывать целые тексты и предложения для того, чтобы вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Одновременная работа с учеником позволяет учителю контролировать каждый шаг ученика, исправлять и комментировать его ошибки.

10. Ожидаемые результаты проекта. Возможность получения результатов, выходящих за рамки обязательств и имеющих опережающее значение для развитие системы образования Шурышкарского района.

 К ожидаемым результатам реализации проекта можно отнести:

1) повышенный интерес обучающихся и их устойчивая мотивация к обучению с использованием  электронных тетрадей;

2) высокий уровень качества образовательной подготовки обучающихся (качество знаний, степень обученности, результаты государственной итоговой аттестации, результаты участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах);

3) качество знаний обучающихся – выше среднего показателя по району;

4) устойчивые знания и навыки безопасного поведения обучающихся в виртуальных пространствах;

11. Ожидаемые эффекты проекта: В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется повышением учебно-познавательной мотивации, ростом интереса детей к изучению разных предметов, изучению современных компьютерных технологий и виртуальных платформ.

В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост учебно-познавательной мотивации детей, их интереса к обучению (за счет использования электронных тетрадей). Образовательный эффект связан с ростом качества образовательной подготовки.

Воспитательный и общественный эффекты связаны с:

1) ростом заинтересованности детей к обучению с использованием современных технических, программных и виртуальных средств (включая собственный смартфон, планшетный компьютер и т.д.), что позволит использовать эти средства не во вред ребенку, а на пользу (интеллектуальное и творческое развитие);

2) формированием у обучающихся представлений и приобретением ими компетенций, связанных с безопасным поведением (защита персональных данных, предупреждение сетевого мошенничества и т.д.) в различных виртуальных пространствах, использующих подключение к сети Интернет;

12. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта: В качестве критериев и показателей оценки результативности проекта могут выступать:

А. Количественные показатели:

1) в отношении роста интереса и учебно-познавательной мотивации обучающихся:

 - доля обучающихся, пользующихся электронными учебниками, – не менее 20%;

2) в отношении повышения качества образовательной подготовки обучающихся (для групп, вовлеченных в реализацию настоящего проекта):

 - доля обучающихся, демонстрирующих положительную динамику качества знаний по сравнению с предыдущими показателями (периодами, когда отсутствовало обучение, соответствующее настоящему проекту) – не менее 50%;

- качество образовательной подготовки по результатам срезовых и диагностических работ, проводимых независимыми экспертами, – не менее 50%;

- количество победителей и призеров интеллектуальных конкурсов и конкурсов исследовательских проектов разного уровня – не менее 10 человек;

 - доля обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности различных типов универсальных учебных действий – не менее 50%;

Качественные показатели:

1) уровень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс с использованием современных технологий, виртуальной среды и программных средств;

2) формирование у обучающихся комплексных навыков безопасного поведения в виртуальных пространствах.

13. Алгоритм реализации.

Описание основных мероприятий проекта по этапам:

Проект включает в себя несколько этапов реализации:

1. Разработка (изучение).

2. Внедрение и апробация проекта.

3. Распространение инновационного опыта.

Этап разработки включает в себя определение условий реализации проекта, а также изучение различных технических и программных средств, виртуальной среды и их возможностей:

1) изучение программ для создания электронных тетрадей и возможностей их использования в образовательном процессе;

 2) изучение виртуальных образовательных платформ в сети Интернет, поиск оптимальных платформ с целью их использования в учебном и воспитательном процессах;

4) изучение необходимого программного и материально-технического обеспечения для использования электронных тетрадей, знакомство с комплектами электронных тетрадей;

На втором этапе (внедрение) проекта предполагается, во-первых, проведение установочных семинаров (и других мероприятий) для педагогов образовательной организации.

Основная цель – знакомство и обучение учителей предметников  работе с современным техническим и программным обеспечением для дальнейшего использования в процессе обучения и воспитания детей различного возраста.

Во-вторых, на данном этапе должна быть произведена непосредственная апробация изученных технических, программных и виртуальных средств. Для этого предполагается формирование экспериментальных групп обучающихся: а) обучающиеся  5-8 классов; в) обучающиеся 9-11 классов.

 Для получения результатов апробации будут проведены диагностические работы, а также анкетирования, тесты и другие мониторинговые исследования, которые позволят установить качественные и количественные показатели, достигнутые в процессе инновационной деятельности.

На втором этапе за счет освоения и апробации новых технологий и средств обучения будут проводиться интегрированные занятия по отдельным учебным предметам.

При условии успешности проекта на его третьем этапе (распространение опыта) будет проведено дальнейшее внедрение электронных тетрадей в образовательный процесс. Предполагается организация и проведение методических семинаров, в целях формирования новых профессиональных компетенций педагогов.

Кроме того, третий этап предполагает проведение семинаров  для учителей Шурышкарского района  в целях обмена опытом, публикацию статей по направлениям проекта.

Календарный план на период реализации проекта

Этап проекта

Мероприятия проекта

Сроки

Ожидаемые результаты

1

Разработка (изучение)

Изучение необходимого программного и технического обеспечения для внедрения электронных тетрадей в образовательный процесс.

Ноябрь, декабрь 2016

Совокупные знания педагогов-специалистов об организации работы с электронными тетрадями, владение всеми

необходимыми техническими и программными средствами

2

Внедрение и апробация

Программно-техническое оснащение учебных кабинетов, подготовка к реализации задач проекта

Январь –декабрь 2017

Готовность материально-технической базы к реализации проекта

3

Проведение круглого стола «Что такое электронные тетради?» для педагогов образовательной организации

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. Владение педагогами необходимыми аппаратными, техническими, виртуальными программными средствами

4

Проведение обучающего семинара «Электронные тетради и работа с ними»

5

Непосредственная апробация проекта:

- внедрение электронных тетрадей в образовательный процесс, их апробация, оценка эффективности использования и отклика родительской общественности;

- проведение комплекса бесед и развивающих занятий по теме «Интернет и безопасность в нем» для обучающихся всех ступеней образования;

Промежуточные результаты апробации на основании мониторинговых исследований

6

Подведение итогов апробации: круглый стол по теме «Результаты внедрения электронных тетрадей в образовательный процесс»

Отчет об инновационной работе с детальным анализом результатов

7

Распространение инновационного опыта

Проведение муниципальных методических семинаров по темам настоящего проекта

Январь-май 2018

Методические рекомендации

8

Издание сборника статей «Электронные тетради в образовании»

Сборник статей

9

Разработка методических рекомендаций.

Методические рекомендации

10

Педагогическая конференция  «Использование электронных тетрадей в целях создания развивающей образовательной среды»

Отчет об инновационной работе с детальным анализом результатов

14. Перспективы развития проекта

В аспекте обученности и развития личности обучающихся:

  • формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
  • повышение качества знаний, умений и навыков;
  • динамика развития творческого мышления учащихся;
  • снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.

В аспекте воспитанности и социализации школьников:

  • гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;
  • развитие самостоятельности и инициативности.
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья;

В аспекте профессионального развития педагога:

  • профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;
  • повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;
  • повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;

В аспекте развития образовательного учреждения:

  • повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;
  • повышение качества организации образовательного процесса и управления им;
  • совершенствование образовательной программы;
  • повышение комфортности образовательной среды;
  • удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
  • благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;
  • повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.


15. Кадровое обеспечение:

ФИО

Должность

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя

1

Макеева Светлана Владимировна

Заместитель директора по МР, учитель географии

Руководитель проекта

2

Дубинина Евгения Александровна

Заместитель директора по УВР

Специалист  по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс

3

Шахова Юлия Юрьевна

Учитель биологии и химии

Специалист  по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс

4

Дейхина Ольга Александровна

Учитель английского языка

Специалист  по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс

5

Феллер Ольга Александровна

Учитель английского и немецкого языка

Специалист  по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс

6

Петрова Валентина Владимировна

Учитель математики

Специалист  по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс

7

Козлова Ольга Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Специалист  по внедрению электронных тетрадей  в образовательный процесс

8

Мальцева Людмила Николаевна

Учитель информатики и ИКТ

Специалист  по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс

16. Основные риски и пути их минимизации:

Основные риски проекта

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Отрицательные результаты апробации проекта (отрицательная динамика качества образовательной подготовки обучающихся, отсутствие роста учебно-познавательной мотивации

Организованный плановый контроль всех диагностических и мониторинговых исследований со стороны администрации образовательной организации. Эффективные изменения в области содержания и технологий образования, структуры образовательного процесса.  

2

Неполная готовность педагогического коллектива образовательной организации к реализации проекта

Изменения в системе повышения профессиональной компетентности учителя и стимулирование инновационной творческой деятельности. Направление педагогов на курсы повышения квалификации, формирование у них новых компетенций (в частности, ИКТ-компетенций), методическое сопровождение их работы.

3

Технические трудности при реализации проекта

Своевременное обращение к техническому специалисту организации. Изменения в техническом и технологическом обеспечении образовательного процесса. Взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации.

4

Организационно-методические трудности при реализации проекта

Взаимодействие с методическими службами района, внутренний мониторинг возникающих проблем.

17. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации.

Предложения по распространению результатов проекта и обеспечению устойчивости

Предложения

Механизмы реализации

1

Проведение муниципальных методических семинаров по темам настоящего проекта

Приглашение педагогов района к участию.

2

Издание сборника статей «Электронные тетради в образовании»

Взаимодействие с Управлением образования

3

Разработка методических рекомендаций.

Взаимодействие с Управлением образования

4

Педагогическая конференция  «Использование электронных тетрадей в целях создания развивающей образовательной среды»

Приглашение педагогов района к участию.

5

Дальнейшее использование изученных средств и технологий

Деятельность педагогического коллектива

Внедрение электронных тетрадей в учебный процесс это условие повышения качества обучения, новая подача материала и новое мышление творческого человека; это технологии, позволяющие современному школьнику соответствовать духу времени, его потребностям.

Литература:  

1.      Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

2.      Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. — М., 2007. — 104 с.

 3.      Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 158 с.

4. Тунцева А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся  // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 376-378.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Инновационный образовательный проект "Интерактивные тетради как эффективный метод повышения мотивации к изучению английского языка"

Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно моти...