Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
материал по русскому языку на тему

Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_seminare.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В своём коротком выступлении хотелось бы рассказать о лингвистической работе с немотивированными и мало мотивированными детьми. В основном я затрону внеурочные мероприятия, проводимые в нашей школе.

Ни для кого не секрет, что работать в классах, в которых обучаются так называемые не мотивируемые  дети, очень сложно. Заставить что-либо делать на уроках таких детей часто бывает практически невозможно. Можно услышать: «А мне русский язык не нужен!», «А я русский уже знаю!», «А зачем мне эти правила нужны!» и тому подобные высказывания. Что же делать в такой ситуации? Что предпринять, чтобы у таких детей проснулся интерес к русскому языку? Вот тут нам  на помощь могут прийти разнообразные внеурочные мероприятия, которые помогут нам в этом.

Я хотел бы рассказать о нескольких подобных мероприятиях, которые проходили у нас в школе.

В конце прошлого года у нас прошёл конкурс под названием «Умники и умницы», который включал в себя лингво-страноведческий компонент. Следует отметить, что этот конкурс готовился совместными усилиями преподавателей русского и иностранного (английского и французского) языков. В конкурсе принимали участие учащиеся разных классов . Интересно, что данное мероприятие вызвало большой интерес у ребят. Ведь здесь в неформальной обстановке они могли продемонстрировать свои познания и в области географии, и в области языкознания, не боясь дать неправильный ответ и получить за это «двойку». Следует отметить, что самое активное участие в этом конкурсе приняли классы не гимназические (общеобразовательные), в которых как раз и обучается большое количество немотивированных и мало мотивированных детей! И они не просто приняли активное участие, но и заняли призовые места, чему были несказанно рады!

Разумеется, мы никуда не денемся и от такого вида мероприятий, как предметные недели. В нашем случае в первую очередь мы говорим о неделях русского и иностранных языков. В рамках этих предметных недель также проводится довольно много разнообразных конкурсов и викторин: конкурсы газет, конкурс чтецов, викторина «Занимательный русский язык», ораторский турнир. Во всех этих мероприятиях также принимает участие очень много ребят. Ведь это шанс показать всем свои умения. Действительно, часто именно в неформальной обстановке проявляются таланты тех учеников, от которых мы не ждём ничего хорошего.

Например, конкурс газет. Какие красивые, информативные, остроумные газеты делают ученики разных классов. И здесь следует отметить работы именно общеобразовательных классов!

Конкурс чтецов как всегда прошёл очень интересно. Ребята с большим чувством читали стихи, которые сами выбрали! И это самое главное! Ведь так не хочется учить то, что ты ДОЛЖЕН выучить! А здесь…  Поэтому-то и здесь активно приняли участие не очень успешные в обучении ученики. Следует отметить, что жюри состояло из учеников школы.

Большой интерес вызвала викторина «Занимательный русский язык», проводившаяся между общеобразовательными классами. Ребятам были предложены достаточно интересные занимательные вопросы об истории русского языка, о связи русского языка с иностранными языками, об этимологии различных слов и т.д. Задания были сформулированы таким образом, что ученики заинтересовались поставленными перед ними задачами, и поэтому борьба получилась очень напряжённая.

И, наконец, составление этимологических словарей по разным школьным предметам. Ребятам было предложено выбрать слова, которые были бы им интересны, и сделать по каждому слову красочно оформленную страничку этимологического словаря. С огромным желанием школьники включились в эту исследовательскую работу. Результатом этой работы являются представленные вам словари.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что во внеурочных мероприятиях познавательного характера надо самым активным образом задействовать немотивированных и мало мотивированных учеников. В подобных  мероприятиях у ребят нет страха неправильно ответить  и получить плохую  отметку. Конечно, им приятно продемонстрировать в неформальной обстановке свои умения и таланты и получить за это заслуженное вознаграждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

Педагогический проект «Внеклассная работа как средство формирования ключевых компетентностей школьника»

Педагогический проект «Внеклассная работа  как средство формирования  ключевых компетентностей школьника»Цель проекта-создать эффективную модель внеурочной деятельности учащихся для развития...