Главные вкладки

    Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
    статья по изобразительному искусству (изо) по теме

    Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально приближен­ные к реальным, для формирования компетентностей учащихся, в том числе и в области изобразительного искусства.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Метод проектов как средство формирования ключевых  компетентностей учащихся в области изобразительного искусства.

    Автор:  Скрябина Наталья Викторовна

    МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри

    Введение.

          Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. При этом современное образование должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Перечень ключевых компетенций, который приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а так же основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций:

    1. Ценностно-смысловые компетенции;

    2. Общекультурные компетенции;

    3. Учебно-познавательные компетенции;

    4. Информационные компетенции;

    5. Коммуникативные компетенции;

    6. Социально-трудовые компетенции;

    7. Компетенции личностного самосовершенствования;

    Таким образом, ключевые компетенции – это умения необходимые для того, чтобы добиться успеха в учебе, на работе и в жизни. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. Её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни (прежде всего, реальная и  привлекательная профессия) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному, целостному становлению личности учащегося. Сегодня перед педагогической наукой и практикой стоит одна из важнейших проблем: как сделать процесс обучения интересным для школьников и полезным для их интеграции в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия. Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, который наименее ресурсозатратным спо собом создаёт условия деятельности, максимально приближен ные к реальным, для формирования компетентностей учащихся.

    Историческая справка

    Метод проектов, известный также как метод проблем, возник еще в 1920-е годы в США. Американские педагоги предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически в это же время. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организованна небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продумано и последовательно внедряться в школу; в результате  постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить его в школьной практике. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

    I. Современное понимание метода проекта

      «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

          Включение учащихся в творческую деятельность в корне меняет систему отношений учитель – ученик.

    1. Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом.
    2. Ученик открывает для себя новые знания – учитель рекомендует источники знаний.
    3. Ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательную деятельность.
    4. Ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора.
    5. Ученик активен – учитель создает условия для проявления активности.
    6. Ученик – субъект обучения – учитель – партнер.
    7. Ученик несет ответственность за результат своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

          Использование метода проектов в школьной практике позволяет:

    1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
    2. Сформировать у школьников специфические умения и навыки общеучебного и коммуникативного  характера (постановка учебной проблемы, выбор рационального и оптимального способа достижения цели, планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы, организация мыслительной деятельности, оценка результатов своих действий, публичное выступление, презентация результатов работы и т.д.).

          Помощь учителя при выполнении школьниками проектов должна заключаться в следующем:

    1. Снабдить учащихся различными справочниками, информацией, материалами, инструментами и т. п.
    2. Обсудить способы преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов.
    3. Одобрить или не одобрить различные стадии выполнения проекта.
    4. Научить фиксировать (кратко записывать) результаты своей проектной деятельности.
    5. Провести четкий анализ результатов выполнения проекта.

    При разработке плана проекта учащиеся обращаются к различного рода справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта необходимо постоянно пересматривать, возможные упущения исправлять.

    Общие требования к учебным проектам.

          Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:

    1. Оформляется тем или иным способом.
    2. Публично защищается.
    3. Должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы.
    4. Получен при помощи современных методов работы с информацией.
    5. Представлен в напечатанном и электронном виде.
    6. Оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, единый стиль).
    7. Рассчитан  на взыскательное читательское или зрительное восприятие.
    8. Содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

    II. Формы и примерная структура проекта.

          Проектная работа может быть выполнена в любой форме (доклад, альбом, видеофильм, альманах, макет, каталог и т. д.). Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме, можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы. Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой:

    1. Титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год).
    2. Оглавление.
    3. Краткая аннотация.
    4. Эпиграф.
    5. Введение.
    6. Основная часть (главы, разделы, параграфы).
    7. Заключение
    8. Список используемой литературы и других источников информации.
    9. Приложение (визуальный ряд).

    Общие требования дополняются специфическими, определяемыми жанром проекта. Например, проекты по искусствознанию, которые являются разновидностью проектов по изобразительному искусству:

    1. Работы должны содержать не только сведения по истории искусства, но и собственный искусствоведческий аналитический материал.
    2. Во время подготовки проектов в качестве источников используются искусствоведческие и исторические исследования, биографические описания, репродукции, фотографии, рисунки.
    3. Проекты могут быть выполнены в форме путеводителя, фотоальбома, каталога, проспекта экскурсии.
    4. К проектам предлагаются иллюстративные материалы с соответствующими подрисуночными подписями.

    Типология проектов.

          Основой первичной типологии проектов  является учебный  предмет, в рамках которого выполняется проект (например, проект по изобразительному искусству). Важным признаком проекта является его продолжительность. Проекты могут быть краткосрочными (от одной недели до месяца) и долгосрочными (от одной четверти до полугодия). Затем происходит дифференциация проекта по типу деятельности:

    1. Прикладной
    2. Исследовательский
    3. Информационный
    4. Ролевой, игровой.

    По предмету «Изобразительное искусство»  ученики отдают предпочтение прикладным и исследовательским проектам.

     Прикладные проекты отличает четко обозначенный результат деятельности, тщательно продуманной структуры, оформления результатов проектной деятельности, «конечного продукта», презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, внешней оценки проекта.

    Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее не известным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    1. Выявление и постановка проблемы исследования;
    2. Формулировка гипотезы;
    3. Планирование и разработка исследовательских действий;
    4. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
    5. Сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка;
    6. Подготовка и написание сообщения;
    7. Выступление с подготовленным сообщением;
    8. Построение выводов, заключений.

    Учащимся 5 – 6 классов, которые только начинают приобщаться к проектной деятельности по данному предмету, сложно самостоятельно выбрать и сформулировать тему и  идею проекта. На вводном этапе работы над проектами в начале учебного года проводится установочное занятие, на котором происходит мотивирование учащихся на проектную деятельность, раскрываются цели и задачи проектной деятельности, ребятам предлагается шесть направлений по выбору темы и идеи проекта, выявляются желающие работать над проектом по данному предмету:

     

    1. Рисунок (возможные темы – История рисунка. Свет и тень. Пропорция и гармония. Перспектива и пространство).
    2. Живопись (возможные темы – От наскальной живописи до кубизма. Символика цвета. Природа цвета).
    3. Композиция (возможные темы – Как построена картина? Ритм и движение. Симметрия в природе и в искусстве).
    4. Народное и декоративно-прикладное искусство (возможные темы - Многообразие и единство орнаментов разных народов. Народный костюм – модель мира. Художественный промысел  вчера и сегодня).
    5. Искусствознание (возможные темы – В.М. Васнецов – художник-сказочник. История одного шедевра. Витраж. Красота вечна).
    6. Дизайн (возможные темы – Удобно, красиво, доступно. Поздравительная открытка).

    Участие в проектной деятельности – добровольное. Работа начинается с создания мотивации. Выявляются следующие мотивы, побуждающие детей заниматься проектной деятельностью:

    1. Стремление углубить свои знания по изобразительному искусству;
    2. Общение с интересными людьми;
    3. Связь с будущей профессией;
    4. Желание получить награду на научно-практической конференции;
    5. Поступить в ВУЗ.

     

     Выбор темы проекта учащимися осуществляется по своему усмотрению, может быть предложен свой вариант темы проекта, ориентируясь на собственный вкус и личные интересы. С будущими авторами уточняются темы, формулируются требования, сроки, график консультаций. Проводятся консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулируются основные идеи и замыслы.

    На поисково-исполнительском этапе происходит сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций, промежуточные отчеты учащихся, консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта, в систематизации и обобщении материалов, формулировании выводов.

    На обобщающем этапе работы оформляются результаты проектной деятельности, проходит «предзащита» проектов, доработка проектов с учетом замечаний и предложений, подготовка к публичной защите проектов.

    На заключительном этапе проходит публичная защита проектов, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

     Проектная деятельность в области изобразительного искусства имеет огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.

    Работа над проектом распределяет все по «полочкам» в голове ученика, убирает хаос и смутные представления об объекте исследования, дает учащемуся полную свободу мысли, идей, творческого воображения и самостоятельность. Кроме того, само слово «проект» звучит для ребенка более чем серьезно и дисциплинирует, позволяет подойти к работе ответственно уже до начала разработки проекта.

    III. Проблемные моменты руководства проектной деятельностью учащихся в области изобразительного искусства.

          Руководство проектной деятельностью учащихся 5 – 6 классов в области изобразительного искусства имеет ряд проблемных моментов.

    Первая проблема – отсутствие навыков анализа произведения искусства. Вторая – отсутствие серьёзного внимания общества к культуре и  искусству. Пренебрежительное отношение к этой сфере в системе образования в сочетании с убогим прагматизмом семейного воспитания приводит к тому, что искусство оказывается выброшенным из комплекса интеллектуальных и нравственных ценностей подростка. Третий момент – у школьников возникают  трудности в работе с научной литературой. Например, даже самое скромное искусствоведческое исследование требует серьёзного знакомства с научным материалом и создания пусть небольшой, но ясной историографической картины. Наконец – отсутствие времени. Где найти часы для знакомства с серьезной научной литературой по искусству при ежедневном расписании занятий в 6 уроков, множестве домашних заданий и личных дел? Ко всему  прочему необходимо добавить, что способность к исследовательской работе – это талант, которым обладают далеко не все. Но любая попытка написания текста научного характера расширяет кругозор, дисциплинирует ребёнка и серьезно улучшает его общую успеваемость. Поэтому для учителя важно реально представлять себе реальный уровень возможностей автора, и ставить перед ним посильные задачи учебного характера. Особой проблемой становится подготовка к защите, поскольку в своем докладе автор неизбежно должен оперировать специальной терминологией, может быть незнакомой слушателям. Значит необходимо ставить ребёнку дополнительные задачи:  

    1) научиться доходчиво объяснять используемые термины в ходе защиты;

    2) минимально использовать «птичий язык», находя в обычной литературной лексике подходящие эквиваленты (работа, серьёзно углубляющая знание родного языка).

    Чрезвычайно важно правильно подготовить тезисы для доклада. Как правило, дети не могут это сделать самостоятельно и очень важно подробно разобрать с учеником уже готовый текст, помогая ему увидеть самое главное.  Нередко перед выходом на защиту необходим небольшой психологический тренинг, приучающий ребёнка к тому, что ему придется не только представить доклад, но и ответить на вопросы, дать дополнительные комментарии и (что самое сложное) отреагировать на критику. Говоря проще. Выпуская ребёнка с готовым проектом, нужно сделать так, чтобы после данного мероприятия он остался жив, здоров и по возможности не утратил желания попробовать свои силы ещё раз.

    IV. Примеры проектных работ учащихся в области изобразительного искусства.

          На примере наиболее удачных проектных работ учащихся,  руководителем которых я являлась, рассмотрю применение метода проекта в области изобразительного искусства.

    Итак, долгосрочный исследовательский проект с элементами прикладного творчества по теме «Матрешка вчера и сегодня». Автор исследования Емцева Виктория, ученица 6а класса ИТЛ №24. Тема проектной работы была выбрана ученицей из раздела «Народное и декоративно-прикладное искусство». Она решала творческую, исследовательскую проблему: особенности и своеобразие росписи деревянной куклы, символа русского народного искусства.  Работа состояла из основных этапов, характерных для научного исследования.

     Сформулирована актуальность темы

     Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир. Эта игрушка имеет богатую историю, прочные традиции росписи. В современное время матрешка не забыта. Она продолжает жить, изменяться и развиваться вместе с Россией,  символом и душой которой она стала.

    Выявлен объект исследования

    Матрешка – русская деревянная разъемная кукла (Приложение рис.1)

    Поставлены цель работы

    Раскрыть особенности и своеобразие росписи современной матрешки

    и гипотеза

     Современной матрешка – это образ и душа современной России, символ русского народного искусства

    Определены задачи исследования (Приложение рис.2)

    1. Познакомиться с историей появления первой русской матрешки
    2. Изучить особенности различных типов росписи матрешек
    3. Познакомиться со своеобразием современной матрешки
    4. Сравнить особенности росписи современной матрешки с росписями матрешек традиционных стилей
    5. На основе полученных знаний выполнить творческую работу «Эскиз авторской матрешки»

    На основе поставленных задач разрабатывались исследовательские действия, шел сбор данных из различных источников, их сопоставление и проверка. На основе полученного материала писалось сообщение, формулировались выводы и заключения. Логичным завершением исследовательской проектной работы явилось создание эскиза авторской матрешки, в котором удалось объединить образы России и Якутии. (Приложение рис.3,4,5,6, 7,8)

    Этот творческий исследовательский проект был высоко оценен и занял 1 место на II региональной научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

    Кроме того, под моим руководством было выполнено несколько краткосрочных творческих прикладных проектов  по теме «Новогодняя открытка» из раздела «Дизайн» учащимися 8-9 классов. Работы выполнялись в электронном варианте с помощью программы CorelDRAW. Работа над проектами выполнялась на трех уроках. Первый урок являлся установочным занятием: были сформулированы цель, задачи проектной деятельности, тематика и жанры будущих творческих работ. Мотивирование учащихся на проектную деятельность. Формулирование основных идей и замыслов. На уроке были рассмотрены различные новогодние персонажи, определены возможности программы по их изображению. Второй урок представлял собой поисково-исполнительский этап. Он включал в себя промежуточные отчеты учащихся, подбор иллюстраций, индивидуальные  консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления, помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. Третий урок являлся обобщающим этапом. Оформление результатов проектной деятельности, доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Заключительный этап предполагает публичную защиту проектов. Эти творческие проектные работы стали участниками районного этапа фестиваля компьютерной графики «Новогодняя открытка» и заняли высокие призовые места. Открытка Бражниковой Валерии заняла 1 место в номинации «Новогодняя игрушка»;  открытка Сезько Оли – 3  место также в номинации «Новогодняя игрушка»,

    творческая работа Кириогло Марии ученицы 8а класса заняла 1 место в номинации  «В гостях у Снегурочки».

    Заключение.

          Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся проектной работой, понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной деятельности.

    Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

    -   интеграцию учебного содержания;

    -   развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

    -  формирование информационных, коммуникативных и со циальных компетенций;

    - формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

    Умения, нарабатываемые школьником в процессе проекти рования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умст венных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

    -   умение   выявлять   потребности   в   усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

    -  умение понимать поставленную задачу, суть учебного за дания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавате лем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

    -  умение планировать конечный результат работы и пред ставлять его в вербальной форме;

    - умение планировать действия, то есть распоряжаться бюдже том времени, сил, средств. Составлять последовательность дейст вий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

     - умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

    -   умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

    - умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная инфор мация, оснащение и т. п.);

    - умение выражать замыслы, конструктивные решения с по мощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

    -  умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

    -умение составлять схемы необходимых расчетов (конст руктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

    - умение оценивать результаты по достижению планируемо го,   по  объему   и  качеству  выполненного,   по  трудозатратам, по новизне;

    - умение оценивать проекты, выполненные другими;

    - умение понимать критерии оценивания проектов;

    -  умение защищать свой проект во время процедуры пуб личной защиты проектов;

    - умение конструировать представления о профессиональ ной проектной деятельности, об индивидуальности проекти ровщика, проявляющейся в результате, готовом изделии. Учитель является направляющим звеном этой работы. И лишь правильно поставленная работа будет иметь достойный результат.

       

    Литература.

    1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – М.: Академия, 1999.
    2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.- М.: Просвещение, 2008.
    3. Проектная работа учащихся // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 9.
    4. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.
    5. Рсмаханбетова Ш.Е. Методы изучения качества практических умений и навыков учащихся по изобразительному искусству в целях профориентации // Инновации в образовании №6 – с. 24-32 – 2010.
    6. Боровская Н.Ф Исследовательская деятельность учащихся в области культуры и искусства // Исследовательская работа школьников №2 – с. 104 – 2008.
    7. Пахомова Н.Ю. Урок и ученическое проектирование. Метод учебных проектов в предметной классно-урочной системе // Исследовательская работа школьников №3 – с.47 – 2009.
    8. Качин А. Ю. Проекты в учебном процессе // Исследовательская работа школьников №3 – с.96 – 2009.

    Приложение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

    Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

    Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

    В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

    Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

    В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

    Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

    В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

    Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

    В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, на­личием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...


     

    Комментарии