Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
    методическая разработка по информатике и икт по теме

    В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:
    Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
    Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
    Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
    Прежде всего, это обусловлено:
    проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
    неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc123 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    с УРЕЙСК

    ТЕМА:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЮЧЕВЫХ  КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.

    (Из опыта работы  Поляковой Т.В. учителя информатики)

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

    1. ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------    страница  3- 4

    2 ГЛАВА 1  §1 историческая справка --------------------------------------    страница 4- 5

    3.                  §2.Сущность метода проектов-------------------------------    страница 5-

    4. Глава 2  Метод проектов на уроках базового курса информатики     страница

    5. §2 Примеры использования методов проектов на уроках.-------------- страница 15-

    ВВЕДЕНИЕ.

    В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а  формированию ключевых компетентностей учащихсмя, основанных  на усвоении знаний из различных источников информации, общекультурной, социально-трудовой, информационно-коммуникативной, которые приобретает ученик в процессе обучения. Все подходы к определению этого набора компетентностей имеют общее свойство - их можно развивать средствами уроков информатики.                Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом,  позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.     Использование метода проектов позволяет организовать учебный  процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ГИПОТЕЗА, МОДЕЛЬ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, где внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике,  а внутренний результат - опыт деятельности - станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

    В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

    1. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
    2. формирование высокого уровня правовой культуры;
    3. развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
    4. толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

    В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
    Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов  «Информатика» и «Информационные технологии»,
    определяю

    Цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Формировать познавательную компетентность учащихся.
    Исходя из этой цели,
     ставлю перед собой задачи: 

    1. Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
    2. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
    3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
    4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

    Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
    Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий.
    Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции: 

    1. информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
    2. коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
    3. социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
    4. предметную - способность применять полученные знания на практике.

    В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для: 

    1. формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
    2. повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
    3. речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
    4. развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
    5. изменения роли учителя в образовательной среде;
    6. более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

    ГЛАВА 1

    §1

    Основоположниками педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859- 1952), американский философ – прагматик, психолог и педагог. Дж. Дьюи писал: «С точки зрения ребенка, самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. и наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился  в школе»

    С начала 20 века метод проектов становится необыкновенно популярным в американских школах.

    В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских  школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

    1) «проекты игр»- детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности;

    2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

    3) «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме.

    4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта.

            На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный  метод». Через пять с небольшим лет – «легкомысленное прожектерство».  Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике. Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920 –е гг действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

    1)отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных рабртать с проектами;

    2)слабая разработанность методики проектной деятельности;

    3)гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

    В результате был сделан вывод о том, что метод не дает глубоких знаний по предмету, и постановлением ЦК ВКП (б)в 1931 г. метод проектов был осужден. После этого в России долгие годы не предпринималось сколько – нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. В тоже время метод проектов активно и весьма успешно развивался в рамках альтернативного образования в зарубежных странах, где идеи Дж. Дьюи нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения проблем окружающей действительности в современной деятельности школьников.

    Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.

    В то же время в обществе нарастает потребность в активных деятельных людях, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Учителя должны развивать познавательные, творческие способности учащихся, вырабатывать у них стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным и результативным. Мы поделимся своими соображениями о тех возможностях, которые, с нашей точки зрения, открывает проектная деятельность учащихся.

    §2.Сущность метода проектов.

    Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». 
    Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
    Остановимся на основных требованиях к использованию метода  проектов: 

    1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
    2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная деятельность учащихся.
    4. Структурирование содержательной части проекта.
    5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
    2. выдвижение гипотез их решения;
    3. обсуждение методов исследования;
    4. обсуждение способов оформление конечных результатов;
    5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Для определения типа проекта используются следующие признаки: 

    1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;
    2. Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;
    3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
    4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
    5. Количество участников проекта.
    6. Продолжительность проекта. 

    Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
    Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

    Сравнительная характеристика традиционного и проектного методов обучения

    Характеристика процесса обучения

    Традиционное обучение

    Проектное обучение

    Цель

    Усвоение знаний, выработка умений и навыков, применение учебного материала

    Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения

    Содержание

    Программные знания

    Освоение способов познания

    Мотивы

    Отметка, приказание, запрещение, наказание, соревнование.

    Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе. Приращение знаний и умений

    Методы

    Преобладание репродуктивных методов: повторение-

    упражнение- заучивание – действие по образцу - инструктаж

    Преобладание активных методов; проблемная эвристическая беседа – диспут- совместный поиск – методы активизации творческого мышления

    Формы организации урока

    Преобладание фронтальных форм: рассказ – лекция – опрос – вопросно – ответный диалог

    Преобладание групповых и индивидуальных форм: самостоятельная исследовательская работа – дискуссия –«мозговой штурм» - консультация

    Статус учителя

    Всевластный, всезнающий, непререкаемый начальник

    Помощник, советчик, консультант, старший друг

    Функции учителя

    Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качеств их усвоения

    Организация, координация и активизация творческого процесса решения учащимися проблем, познавательных и практических задач.

    Функции учащихся

    Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя

    Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира

    Результат

    Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта

    Развитая  творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания, умения, применять их в новой ситуации

    Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Таким образом, метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

    Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.

    Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач –от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).

    На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем.

    Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта).

    Проектный метод обучения позволяет развивать учебно - позновательную компетентность учащихся  Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. В основу построения личностно-ориентированной системы развития компетенций обучающихся на уроках информатики были положены основные принципы, сформулированные О.Е. Лебедевым:

    1. способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта;
    2. дидактически представленный социальный опыт решения проблем как основное содержание образования.

    Таким образом, происходит усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности обучающихся, активизация обучающихся в образовательном процессе - это значит, ребенок должен сам искать, исследовать, строить свое знание. Целями изучения информатики является формирование компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

    Информационные компетенции формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и многое другое. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

    Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

    Формирование компетентности обучающихся можно рассматривать как совокупность пяти иерархически подчиненных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения (подход предложен А.М. Пышкало).

    Таким образом, знаниевая ориентация школы сменяется компенентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.д.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и др.) ресурсы для достижения поставленной цели.

    Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ–грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ–компетенции.
    Определение. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
    Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.
    ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно–коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.
    Грамотность — это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.
    Введенное понятие ИКТ–грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

    1. определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
    2. доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
    3. управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
    4. интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
    5. оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
    6. создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
      сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.


    Перейдем теперь от определения ИКТ–грамотности к понятию ИКТ–компетенции. Компетенция –понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность.

    Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ–компетентности.
    Определение. Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
    Ниже приведена схематичная модель ИКТ–компетентности:

    Глава 2  Метод проектов на уроках базового курса информатики

    §1 Изучение информатики начинается со 2 класса. Программы по информатике  составлены на основе федерального компонента государственного стандарта по информатике. 2-4 класс Перспективная начальная школа  Е.П. Бененсон, 5-6 класс Л.Босова, 7-11 класс Н Угринович. 2-7 класс информатика ведется за счет часов школьного компонента. Курс информатики  ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:

    1. мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
    2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;
    3. «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

    Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем: 

    1. недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
    2. низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
    3. динамичность развития содержания курса информатики.

    Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как я отмечала ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.
    Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

    Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
    Проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

    У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

    Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

     

    1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
    2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
    3. Продемонстрировать уровень обученности  
    4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

     Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

    Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

    Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его  подготовки

    Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем информатики, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

    В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания информатики. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

    Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание , начиная с первого занятия по проекту.

    Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

    В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы.. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

    Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

    Проект осуществляется по определенной схеме:

    1. Подготовка к проекту.

    Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

    - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

    - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

    2. Организация участников проекта.

    Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

    3. Выполнение проекта.

    Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

    4. Презентация проекта.

    Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

     5. Подведение итогов проектной работы.

    Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

    Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них

    Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе

    Этапы проведения проекта 

    1

    Формулирование темы работы

    2

    Формирование групп для выполнения работы

    3

    Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

    4

    Обмен информацией между группами

    5

    Подготовка школьниками презентаций

    6

    Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

    7

    Заслушивание защиты

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

    Параметр

    Балл (1−5)

    1.          

    Не менее 10 слайдов

     

    2.          

    Корректность текста

     

    3.          

    Ссылки на источники (не менее двух!)

     

    4.          

    Целесообразность дизайна

     

    5.          

    Логика в последовательности слайдов

     

    6.          

    Работа в команде (умение и желание)

     

    7.          

    Наличие внутренних ссылок, нелинейность

     

    8.          

    Согласованность с заданной темой

     

    9.          

    Точность ответов

     

    10.      

    Решение проблем(ы)

     

    Сумма

     

    45−50 = отлично       35−44 = хорошо        25−34 = удовлетворительно         менее 25 = доработка    

    Какие результаты мы видим  в ходе выполнения проектов.

    Для учащегося.

    1.Формируются и отрабатываются:  

    Навыки сбора, систематизации, классификации,  анализа информации

    Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

    Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

    Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

    Умение работать в группе, в команде

    Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

    2. Расширяются и углубляются знания в  различных предметных областях.

    3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

    4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

    5. Ученик  имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

    6. Отношения  с учителем переходят на уровень сотрудничества.

    7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

    Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

    Для учителя.

    Отношения  с обучающимися  переходят на уровень сотрудничества

    Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

    Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

    Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

    Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

    На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в   увлекательную  захватывающую   деятельность.

    Заключение:

    В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

    Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

    Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

    Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

    Прежде всего, это обусловлено:

    проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

    неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

    Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

    Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.

    Литература:

    1. Проект на уроках информатики. Москва «Образование и Информатика» 2006
    2. И.С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся.  Москва 2005
    3. Метод проектов в школе двадцатого века.
    4. О.В. Рыбаков Проектная деятельность учащихся в современной школе. Журнал Образование в современной школе
    5. Г.Н. Ногина Метод проектов Новосибирск 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

    Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

    Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

    Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

    Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

    В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

    Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

    В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

    Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

    СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...

    Метод проектов на уроках информатики как средство формирования универсальных учебных действий.

    Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...