Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся
статья по химии

Кузьмина Ольга Владимировна

В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Метод проектов как нельзя лучше всего соответствует деятельностному подходу в обучении, поскольку он способствует развитию творческой активности учащихся, поднимает качество обучения на более высокий уровень, так как речь идет не только о формировании знаний, умений и навыков по конкретному предмету, но и о развитии межпредметных компетенций учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся

В обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Метод проектов как нельзя лучше всего соответствует деятельностному подходу в обучении, поскольку он способствует развитию творческой активности учащихся, поднимает качество обучения на более высокий уровень, так как речь идет не только о формировании знаний, умений и навыков по конкретному предмету, но и о развитии межпредметных компетенций учащихся.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его основных общеучебных компетенций в процессе создания проектов обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость ( Н.В. Матяш, 2002).

Суть проекта – выработать тип поведения, предполагающий наличие таких качеств, как толерантность, корректность, коммуникативность, креативность (В.В. Гузеев, 2001).

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых у учащихся формируются следующие компетенции:

  1. Информационные – самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников.
  2. Коммуникативные – общение в группах
  3. Ценностно-смысловые – умение выявлять проблему, проводить наблюдения, эксперименты, анализировать, строить гипотезы, делать выводы
  4. Учебно-познавательные – развитие логической деятельности и критического мышления.

Основные требования к использованию метода проектов, заключаются в том, что проблема проекта должна быть практически ориентируемой, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения.

Работа над проектом это совместная деятельность учителя и ученика, с целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта, а затем и саму деятельность на том или другом этапе

Таблица. Системы действий учителя и ученика на разных стадиях работы над проектом.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Разработка проектного задания

1.1.Выбор темы

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу на обсуждение

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для обсуждения и выбора

Каждый ученик выбирает свою подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Каждый ученик выбирает одну из них для себя

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы

Учащиеся группируются в группы в соответствии с подтемами

1.4. Подготовка материалов к исследованию: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задания для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением класса

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результатов

2. Работа над проектом

Учитель консультирует и стимулирует учащихся

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует и стимулирует учащихся

Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

  1. Защита проекта

Учитель организует экспертизу

Докладывают о результатах работы

  1. Рефлексия

Оценивает деятельность по педагогическому руководству

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательно групповая рефлексия.

Перед началом работы над проектом учителю так же необходимо разработать критерии оценивания презентации учащихся, проекта, буклета, статьи и т.д. ( Приложение). После этого необходимо определить для себя дидактические и методические задачи проекта.

В свое работе я использую проекты, которые содержат следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая деятельность (исследовательская, поисковая, ознакомительно – ориентировочная)
  2. Предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный проект)
  3. Количество участников (личностные, парные, групповые)
  4. Продолжительность (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)

Так при изучении темы «Азот и фосфор» в 9 классе по химии ребята работают над проектом творческое название, которого «Экологические аспекты минеральных удобрений».

Дидактические цели: 

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и находить пути ее решения.

Методические задачи:

  • Научить проводить качественное определение минеральных удобрений, определять и уменьшать содержание нитратов в овощах в домашних условиях.
  • Закрепить умение учащихся производить расчеты по химической формуле и научить производить расчет необходимого количества удобрений на единицу площади.
  • Научить обобщать и обрабатывать информацию полученную в результате проведения опытов.
  • Продолжить формировать навыки работы в Power Point.

Результаты представления исследования:

Мультимедийная презентация, информационный бюллетень.

Вопрос учебной темы: Каковы положительные и отрицательные стороны применения минеральных удобрений?

Учебный предмет: химия/биология

Информационные ресурсы: Интернет – ресурсы, дополнительная литература, мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Работа над проектом рассчитана на три академических часа.

Урок 1. «Мозговой штурм». На этом уроке происходит выбор творческого название проекта, разработка целей проекта, формулировка проблемы исследования, формирование групп, распределение обязанностей, разработка плана действия, обсуждение индивидуальных планов учащихся.

Урок 2. Обмен информацией, работа в группе, самостоятельная работа с информацией, распределение собранного материала, проведение эксперимента, анализ эксперимента и формулирование выводов, разработка плана презентации, и информационного буклета.

Урок 3. Защита проекта: демонстрация творческих разработок учащимися в группах, ответы на вопросы аудитории и жюри, оценка актуальности. Оценивание деятельности учащихся, рефлексия.

При работе над индивидуальным исследовательским проектом, необходимо четко придерживаться нескольких этапов, рассмотрим поэтапный ход работы над проектом

« Взаимосвязь тонуса вегетативной нервной системы и уровня здоровья учащихся».

1 этап. Выделение актуальной проблемы.

Выдвижение проблемы рассматривается в следующей последовательности как система проблем: социальная – физиологическая – исследовательская. Таким образом, выстраивается ряд последовательных вопросов:

  1. Что дает вам основание подтвердить наличие проблемы с вязанной с уровнем здоровья? (из каких источников подчерпнута эта информация, какова степень достоверности)
  2. В чем проявляется эта проблема?
  3. Какая физиологическая проблема является одной из составляющих уровня здоровья?
  4. Почему вы считаете эту проблему актуальной?
  5. В чем на ваш взгляд истоки этой проблемы?
  6. Какую исследовательскую проблему вы выделяете?

Лучше всего свое субъективное мнение по предлагаемым вопросам на первых порах предложить ученику изложить в виде эссе. В последствии учащийся сам легко находит и формулирует проблему и находит пути ее решения

2этап. Формулирование замысла исследования.

Социальная проблема ( Зависит ли здоровье от образа жизни ?)

Физиологическая проблема (Как зависит состояние здоровья от преобладания того или иного тонуса вегетативной нервной системы?)

Исследовательская проблема (Влияние физической нагрузки на тонус вегетативной нервной системы)

Тема проекта «« Взаимосвязь тонуса вегетативной нервной системы и уровня здоровья учащихся».

Цель проекта Задачи проекта (определить, выявить, обосновать, разработать)

Эксперимент Выводы.

Следующий шаг – определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования физиологии – качества как способ приобщения человека к жизни, способ выявления и развития адаптированности и работоспособности.

Предмет исследования – выявление законов и закономерностей формирования, развития, становления физиологической функции в течение мезоцикла

3 этап. Теоретический анализ источников. Для всякого анализа, в том числе и для теоретического требуются основания. В начале необходимо определиться с названием параграфов первой главы. Посвятить первую часть объекту исследования, а вторую – предмету исследования

4 этап. Экспериментальная часть. Эксперимент, проведенный на основе, разработанной в результате теоретического анализа концептуальной модели исследуемого явления, является мощнейшим стимулом для понимания себя, свой профессиональной позиции. Эксперимент необходимо подготовить, то есть выбрать методику. Для этого необходимо ознакомится с несколькими методиками. Основанием для выбора той или иной методики могут стать : доступность, многоплановость, кратковременность и т.д.

5 этап. Анализ и обработка данных эксперимента, формулирование выводов.

6 этап. Представление результатов работы и рефлексия. Результаты исследования могут быть представлены в виде мультимедийной презентации, стендового доклада, информационного буклета и т.д.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. С точки зрения учителя такая организация работы позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования учащихся, а именно учить:

  • Проблематизации (формулированию проблемы и постановке целей и задач вытекающих из этой проблемы)
  • Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта)
  • Представлению результатов своей деятельности
  • Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимых знаний.
  • Выбору и освоению подходящей технологии исследования
  • Анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению.

Такая организация работы дает возможность для максимального раскрытия творческого потенциала ученика, что впоследствии даст возможность быть более успешным студентом, а затем и креативным работником.

Список используемой литературы:

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. – 1995 - № 6-с. 39-47
  2. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования – М. Педагогика- 2002 г.
  3. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии – М. Глобус – 2008 г.
  4. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности по химии – В. Корифей – 2005 г.
  5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе – В. Учитель – 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

Творческий проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Проектный метод является одним из приоритетных направлений в работе учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащи...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Статья  показывает как  метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы)  способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.....