Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.по теме "Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку в средней школе".
проект по немецкому языку (5 класс) на тему

Кабдушева Улкия Ибраевна

Выпоилнила: учитель немецкого языка Кабдушева Улкия Ибраевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема опыта:

        Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку в средней школе.

 Условия возникновения, становления опыта:

        Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

      Личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе  школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать  иноязычную речевую  деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи  с предметами, изучаемыми в   школе и формировать метапредметные   общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Не случайно в новом ФГОС формирование  универсальных  учебных действий обеспечивающих школьникам  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования. Развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка   имеет свою специфику: возникает противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное владение ИЯ. Умение учиться будет складываться из отдельных УУ – общеучебных и специальных. Структура учебной деятельности ученика на уроках ИЯ такова: ученик общается с учителем, одноклассниками; познает лингвистические закономерности ИЯ, знакомится с культурой своей страны и страны изучаемого языка; учится общаться и познавать. Таким образом, вся учебная деятельность ученика на уроке ИЯ состоит из коммуникативно-учебной, познавательно учебной и  операционно- учебной деятельности, являющейся необходимым условием успешного достижения практических (коммуникативных) и общеобразовательных ( познавательных) целей.

  Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Решению этой задачи способствуют современные технологии преподавания иностранных языков.       Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Актуальность и перспективность опыта:

        Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и психологом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Проблемному методу много внимания уделялось в отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер). Но он не связывался с методом проектов, и не был технологически проработан.

         Накоплен огромный опыт по применению метода проектов на практике. Но работ, обобщающих опыт педагогов по применению его как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении иностранного языка, недостаточно. Противоречие между необходимостью обобщения подобного опыта и неразработанностью этой проблемы на практике, привело к теме нашего исследования: метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку в средней школе.

 Теоретическая база опыта:

          Проанализировав литературу по данной проблеме, я выяснила, что основоположником метода проектов, возникшего в начале XX века, считается Д. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Данной проблемой занимались также А. Шнайдер, Р. Штейнер, отечественные педагоги С.Т. Шацкий, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Е.С. Полат и другие.  Мной были рассмотрены основные требования к проекту, изучена типология проектов, также выявлены основные коммуникативные компетенции, формируемые в проектной деятельности.

        Выяснилось, что работ, обобщающих опыт педагогов по применению метода проектов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка недостаточно. В данной связи эта проблема представляется наиболее актуальной и требует дальнейшей разработки.

   Новизна опыта:

         Образовательный процесс  строится на  большой исследовательской работе, использовании большого количества источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

         Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе презентации проектов уч-ся приобретают опыт публичных выступлений. Включается элемент соревнования, что позволяет  повысить самооценку ученика.

Ведущая педагогическая идея:   

        Объект исследования: проектная методика обучения.

        Предмет: формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку.

         Гипотеза: использование метода проектов в практике обучения иностранному языку способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

         Цель: выявить эффективность использования метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке в средней школе.

        Цель предполагает включение в себя ряда задач:

  1. Изучение истории становления и применения проектного метода обучения.
  2. Выявление основных коммуникативных компетенций, формируемых в проектной деятельности.
  3. Выявление и апробация проектного метода в условиях образовательного учреждения.
  4. Анализ результатов использования данной технологии в условиях образовательного учреждения.
  5. Представление опыта использования метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся на разных стадиях обучения.

        Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, опрос,мониторинг, (контроль), обобщение.

        В данной работе   рассмотрена проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку в средней школе посредством метода проектов. В ходе работы была изучена история становления и применения проектного метода обучения; выявлены основные коммуникативные компетенции, формируемые на уроках иностранного языка в ходе проектной деятельности на разных этапах обучения; произошло апробирование проектного метода в условиях образовательного учреждения, удалось обосновать эффективность использования метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся.  


Технология опыта

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учителя и основные решаемые им задачи

Деятельность учащихся

Продолжи-

тельность

Подготовка

Определение темы проекта

1.Побуждает учащихся к самостоятельному выбору и обоснованию темы;

2.Планирует педагогические ситуации участия каждого участника, выявляет желания, интересы, подводит к самостоятельному волеизъявлению. Побуждает учащихся к составлению собственных планов;

3.Планирует структуру уроков для отработки лексики грамматических явлений, привлекая учащихся для выявления необходимой лексики;

4.Знакомит с проблемными вопросами, обсуждает источники и методы получения информации.

1.Предлагают свои варианты разработки проекта;

2.Принимают участие в дискуссии, предлагая свои вопросы для обсуждения, актуализируя собственные знания из разных предметных областей;

3.Формулируют цели и возможный продукт, обосновывая преимущества.

1 неделя

Планирование

1.Распределение по группам;

2.Определение  способов сбора и анализа информации;

3.Определение способа представления результата каждого;

4.Распределение обязанностей между членами группы

1.Нацеливает на самостоятельное распределение обязанностей по сбору информации;

2.Знакомится с результатами коллективного обсуждения, распределения ролей;

3.В случае необходимости предлагает идеи, отслеживает участие каждого.

1.Распределяют роли, определяют свою тематику, определяют этапы разработки проекта, даты получения первых результатов;

2.Записывают свои размышления в личный дневник. Учатся анализировать собранный материал и проделанную работу.

1 неделя

Исследование

Сбор информации, обсуждение промежуточных результатов.

Основные инструменты исследования: анализ полученной информации, наблюдение, опросы.

1.Знакомится с дневниками учащихся, индивидуально беседует с руководителем каждой группы. Помогает планировать собственную работу;

2.Выполняет в классе с учащимися подготовительные упражнения к выполнению проекта.

Подбирают материал, проводят опросы, составляют анализ, рисуют. Расширяют свои знания в различных предметных областях, знакомятся с различными сферами жизнедеятельности.

2 недели

Обсуждение

результатов

1.Анализ информации;

2.Формулировка выводов;

3.Обсуждение презентации полученного материала.

1.Наблюдает, советует;

2.Обсуждает с членами группы представление полученных результатов;

3.Обсуждает с каждым его роль в работе над проектом и участие в заключительном этапе работы, поощряя каждого;

4.Знакомится с анализами, докладами, постерами;

5.Планирует презентацию.

1.Анализируют информацию и роль каждого на этапе исполнения проекта;

2.Определяют участи каждого в презентации, давая возможность проявить себя в том, что лучше получается.

1 неделя

Представление

1.Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника, создавая возможность формирования коммуникативных компетенций;

2.Записывает наиболее типичные ошибки для дальнейшего их обсуждения после подведения итогов работы над проектом.

1.Отчитываются о полученных результатах;

2.Обсуждают как свои, так и проекты других участников;

3.Задают вопросы, высказывают своё мнение, учатся делать умозаключения.

1 урок

Оценка результатов

проекта и общего хода работы над ним

1.Оценивает усилия каждого ученика и группы в целом: креативность, качество использования источников, потенциал, возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации;

2.Проводит личные беседы с каждым участником и анализирует взаимоотношения в группе;

3.Анализирует своё участие в проекте. Вносит корректировку в свои планы работы с учениками.

1.Участвуют в оценке работы над проектом, обсуждая коллективно, учась самоанализу. В качестве опоры предполагаются следующие вопросы:

1)Was haben wir gemacht?

2)Wie haben wir das gemacht?

3)Warum haben wir das gemacht?

4)Welche Kompetenzen waren dafür erförderlich?

5)Welche Rolle haben wir bei der Projektarbeit übernonmen?

6)Welche Erfahrungen haben wir individuell und als Gruppe gemacht?

7)Welche Alternativen hatte es gegeben?

Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточные результаты.

1 урок

       

   


Результативность опыта:

     Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутое в начале работы предположение о том, что использование метода проектов в практике обучения иностранному языку способствует формированию коммуникативной компетенции учащихс

Работая по данной системе в течение трех лет, я провела промежуточное мониторинговое исследование коммуникативной компетенции  школьников среднего звена.

Сравнительная диаграмма самооценки коммуникативного развития

 

В сравнительной диаграмме 1 ряд – входная диагностика, 2 ряд- заключительная диагностика. В диаграмме видно, что учащихся с высоким уровнем самооценки коммуникативного развития стало больше – 17% (4 человека), Стало больше учащихся, которые стали  увереннее в общении, в выступлениях перед учениками – 40% (4 человек). Значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем самооценки коммуникативного развития с 50% до 20% (2 человека). Учащиеся стали более уверенно выражать свои мысли, могли спокойно общаться со своими сверстниками, взрослыми, могли найти общую тему для беседы, могли отстоять соё мнение, услышать своего собеседника. Используя все правила общения, ведения диалога.

После введения в уроки проектного метода обучения с целью повышения коммуникативного развития в 5-9 классах у этих же учащихся было проведёно повторное исследование речевой коммуникации. Результаты приведены в сравнительной диаграмме.

Сравнительная диаграмма уровня развития речевой коммуникации

 

Выводы:

1.На начальном этапе исследования  входящие диагностики показали, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития  был очень низкий процент. После введения  проектного метода по формированию коммуникативных компетенций  в уроки  и во внеурочной деятельности количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.

  2. Значительно увеличился процент учащихся, победителей школьных конкурсов различного уровня .(см. Приложение1). Они активные участники и великолепные ведущие на общешкольных праздниках.

Итоги участия обучающихся в школьном конкурсе проектов.

Класс

2011г.-2012г.

2012г.-2013г.

2013г.-2014г.

6

0

1

(Титова Кристина

3 место

Проект «Der Studenplan»)

0

7

1

(Федина Анастасия

2 место

Проект «Deutschland»)

0

2

(Малыхина Татьяна

1 место

Проект «Mein Dorf»

Козинская Анастасия

2 место. Проект «Die Naturprodukten»)

8

0

1

(Зотова Елена

1 место

Проект «Berlin»)

2

(Прокопова Светлана

1 место

Проект «Die Deutsche Städte»

Жохова Анастасия

2 место

Проект «Wir reisen»)

9

0

0

1

(Зотова Елена 1 место

Проект «Немецкие заимствования в русском языке» )

10

0

1

(Мирзабекян Цовинар

2 место

Проект «Komponisten»)

1

Воронина Татьяна 3 место

Проект «Bundeskanzlerin»

11

0

0

1

Карлов Влад 2 место

Проект        «Komponist Beethoven»

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в 5-9 классах  оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций   школьников.

В условиях работы над проектом:

  • создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивается их воображение, фантазия, мышление, определённые черты личности, которые не проявляются на обычных уроках;
  • формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость  высказаться, которая диктуется желанием принять участие в коммуникации.

       Благодаря методу проектов учитель может расширить языковую базу учащихся и поднять обучение иностранному языку на новый уровень, т.к. происходит формирование менеджерских способностей учащихся. Учащийся из объекта превращается в субъект.

        Данный метод необходимо применять на всех ступенях обучения, поскольку вырабатываемая в ходе проекта аргументированность и доказательность способствует развитию и формированию коммуникативной компетенции.

 Таким образом, использование метода проектов на уроках иностранного языка является перспективным направлением в работе учителя, так как имеет большое практическое значение.

Адресная направленность:

       Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки.

       Опыт приемлем для творчески работающего учителя, имеющего определенный опыт педагогической практики и в совершенстве владеющего содержанием программы и образовательного курса по предмету.

Опыт обсуждался

        на заседании школьного и районного методического объединения учителей иностранного языка. Опыт работы используется в течение трех лет, особенно продуктивно в 2012- 2013 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти

Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии.  Цель: находить и соверше...

Песни как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

В статье пошагово представлены различные способы разучивания песен на английском языке. Данные упражнения носят не только познавательный, но и развлекательный характер, мотивируют учащихся к изучению ...

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Экспериментальное исследование по формированию межкультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе

В каждой стране сформировались свои, присущие только ее народу культура, традиции и обычаи. Практика показывает, что при ознакомлении с ними учащихся в школе скорее нужны не лекции, а активные занятия...