Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти
методическая разработка по географии на тему

Ильина Татьяна Юрьевна

 

Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии. 

 

Цель: находить и совершенствовать формы и методы обучения на уроках географии на основе инновационных педагогических технологий в общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. внедрение в учебный процесс СОТ;

  2. повышение профессиональной компетентности учителя географии через инновационное обучение;

  3. систематизация банка данных по предмету «География»;

  4. активизация инновационной деятельности среди учителей и учащихся;

  5. способствование освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;

  6. активизация познавательной деятельности наиболее одаренных учащихся (участие в предметных и межпредметных олимпиадах, научно- практических конференциях, семинарских занятиях, школьных конкурсах, МО учителей);

  7. включение педагога в проектирование, исследование и тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vnedreniyu_sot_novaya.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогического

эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный

учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти

Татьяной Юрьевной Ильиной

Проблема: использование информационно-коммуникационных,  здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского  обучения на уроках географии.

Происходящие в последние годы изменения в экономической, политической, социальной и культурной жизни предъявляют к современному человеку все более высокие требования.

В школах действуют много разных инновационных программ и технологий, способствующих развитию возможностей и способностей детей. Сегодня перед педагогической общественностью стоит важнейшая задача, как сделать процесс обучения школьников интересным для них и полезным для интеграции в существующие и прогнозируемые социально - экономические условия.

Нужно отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося. Современная школа призвана обеспечить развитие каждого ребенка. Реализация принципа развития непосредственно связана с решением задач по построению развивающего обучения, образования, которое и содержательно, и технологически, профессионально призвано обеспечить развитие личности во всех его формах.

Образование требует от учащихся способности работать с большими объемами информации. Само образование становится наукоемким. Изменение этой ситуации предполагает использование новых современных технологий и нового содержания образования, направленных на формирование способности, позволяющей учащимся организовать свою учебную деятельность на новом уровне.

Цель: находить и совершенствовать формы и методы обучения на уроках географии на основе инновационных педагогических технологий в общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. внедрение в учебный процесс СОТ;
  2. повышение профессиональной компетентности учителя географии через инновационное обучение;
  3. систематизация банка данных по предмету «География»;
  4. активизация инновационной деятельности среди учителей и учащихся;
  5. способствование освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
  6. активизация познавательной деятельности наиболее одаренных учащихся (участие в предметных и межпредметных олимпиадах, научно- практических конференциях, семинарских занятиях, школьных конкурсах, МО учителей);
  7. включение педагога в проектирование, исследование и тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

География - это наука где для внедрения различных СОТ  предоставлено широкое поле действия. Мною были опробованы и частично применяются такие  педагогические технологии как:

  1. проектный метод;
  2. технология игрового обучения;
  3. технология разноуровневой  дифференциации;
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. здоровьесбережение;
  6. технологии проблемно-исследовательского обучения, сущность которого заключается в последовательном и целенаправленном выдвижении познавательных задач (изучение географических объектов и решений той или иной проблемы);
  1. модульное обучение - это самостоятельная работа учащихся с индивидуальной учебной программой: составляется план изучения темы, даются подробные вопросники по теме и дети работают самостоятельно, учитель является консультантом;
  2. развивающее обучение, сущность которого заключается в ориентации на потенциальные возможности учащихся и их реализацию, вовлечение учащихся во все виды деятельности: составление рассказов, создание карт, подготовка сообщений и отчетов о проделанной работе;
  3. развитие критического мышления: уроки построены на собственном опыте учащихся - что известно, что изучено, составление диаграммы знаний;
  4. применение УМК «Сферы по географии.

В основу технологии положена идея организации учебно-воспитательного процесса  по географии в новой информационно-образовательной среде, позволяющей наиболее эффективно  реализовать потребности школьников в формировании жизненно важных компетенций: личностной, социальной, коммуникативной, интеллектуальной  и т.п.

Географию в школе преподаю  с 6-го класса. На уроках в 6-х и 7-х классах уделяю внимание развитию мышления, наблюдательности, отработке полученных данных с последующим обсуждением. К проектной деятельности дети привлекаются уже в этих параллелях. Класс делится на творческие группы, составляется план работы, проводятся консультации, отчеты групп через определенный период времени и защита проектов.
У детей открываются способности к занятию научно-исследовательской деятельностью. Работа творческая, но очень кропотливая. Успех зависит от заинтересованности детей. Выполняя проект, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, умение анализировать, экспериментировать, самостоятельной работы и работы в группах, принимать решение и моделировать идеи. Начиная с 6-го класса обучающиеся участвуют в «экспериментальной площадке»  формирования  ключевых компетентностей учащихся по географии на основе использования УМК «Сферы», которые придают обучению предмету естественный характер.

В 8-х и 9-х классах - выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, изучение тех или иных актуальных на сегодняшний день экологических проблем. Углубление знаний по методике исследования и обработка полученных результатов. На этом этапе усложняются формы проблемно - исследовательской работы, увеличивается объем. Работы приобретают все более ярко выраженный научный характер.  Учащиеся учавствуют в городских и межрегиональных исследовательских проектах («Экоград», «Геогквест», «Гражданин»). Происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовать полученные знания на практике. Происходит самооткрытие способностей учащихся, а саморазвитие переходит в научно-исследовательскую работу. Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Работы выставляются, обсуждаются и защищаются. Принцип наглядности обеспечивает интерес к предмету, а дети ориентированы на результат и на успех. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся.

 Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них, которые актуально применять на уроках географии – это  информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии и технологии проблемно - исследовательского обучения, а так же организация учебно-воспитательного процесса по географии в новой информационно-образовательной среде УМК «Сферы» (исследовательский проект «Экспериментальные площадки. Мониторинг новых УМК по географии»).

Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:

  1. снижение интереса к предмету;
  2. слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
  3. недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
  4. неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
  5. возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
  6. неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
  7. повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;
  8. однообразие видов деятельности;
  9. ограниченные возможности здоровья обучающегося (дети-инвалиды  находящиеся на домашнем обучении).

     

    Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

  1. повышает мотивацию обучающихся к учению;
  2.  активизирует познавательную деятельность;
  3. развивает мышление и творческие способности;
  4. формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В своей педагогической деятельности выделяю четыре основные формы работы с ИКТ на уроках географии:

  1. Непосредственное применение в учебном процессе.
  2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся по географии.
  3. Применение  информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
  4. Дистанционное обучение с учащимися имеющими ограниченные возможности здоровья (домашнее обучение).

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В преподавании географии  я выделяю следующие направления использования новых информационных технологий:

  1. демонстрация учебных материалов;
  2. использование ИКТ во внеурочной деятельности;
  3.  интернет ресурсы;
  4.  обобщение и систематизация знаний обучающихся с помощью ИКТ;
  5. самостоятельная работа обучающихся по созданию проектов-презентаций;
  6. проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ.

Главной отличительной чертой использования ИКТ в географическом образовании является перераспределение потоков информации на уроке. При этом обучающийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность ученика приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение географии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения обучающимися содержания учебного предмета и их развития.

Как учитель географии использую интерактивные презентации, электронные атласы и контурные карты. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.

  При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

  Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

  Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу Power Point. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

  Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к  школьным курсам географии. Вот те из них, которые я применяю в своей работе:

  1.  7 класс - учебник по курсу «География материков и океанов» (Авторы учебного материала И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович);
  2. 8 класс -учебник по курсу «География России. Природа, население» (Авторы учебного материала  В. Б. Пятунин, Е.А. Таможняя);
  3. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 -10 классы;
  4. Интерактивные наглядные пособия, карты и т.д.  

Курс  мультимедиа по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео - и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике.

Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Наличие интерактивной доски в моем кабинете позволяет использовать  особую категорию медиаобъектов – интерактивные карты. Это новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам - возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран - это физико-географическая картосхема мира.  На   нее  можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

   В ходе урока ИКТ стараюсь  использовать на всех этапах учебного процесса.

  В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

            При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

          Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

         Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

          На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

            На своих уроках  также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет.

Отдельно хочу отметить применение мною дистанционного обучения (ДО) с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья, т.е. с учащимися на домашнем обучении. Обучение географического курса происходит в среде ДО на сайте http://moodle.tgl.net.ru. Педагог и ученик допускаются к среде ДО посредством логина и пароля. Обучение может происходить как в режиме он-лайн (через программу Skype), так и самостоятельно. По итогам изучения темы ученик проходит он-лайн тестирование для закрепления изученного материала.

 Применение ИКТ на моих занятиях весьма результативно. Хочу отметить, что дети оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учет и оценка знаний обучающихся. У ребят проявляется интерес к предмету. Работа с мультимедийными программами показала, что косвенным путем развивается конструктивное, алгоритмическое мышление обучающихся. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и ее последующей обработки. Применение информационных технологий: интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучающихся, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс; позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися; материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета; способствует развитию креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов; способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для школьников, а для преподавателей становятся нормой работы. Применять компьютерные технологии можно в сочетании и интеграции с различными технологиями, главное, чтобы результатом такого сочетания и интеграции было повышение эффективности и качества образовательно-воспитательного процесса. Поэтому и я в своей работе, стремясь подойти к организации учебно–познавательной деятельности обучающихся творчески, сочетаю и интегрирую ИКТ с различными технологиями, но чаще всего использую  качественно новый образовательно-издательский проект, который создает принципиально иную информационно-образовательную среду- УМК «Сферы.

Эксперимент по внедрению УМК «Сферы» в МОУ школе № 87 города Тольятти Самарской области.

С 2007 года в МОУ школе № 87 начался эксперимент по внедрению нового УМК «Сферы» в рамках развития информационно-коммуникационных технологий в образовании согласно Приказу по МОУ школе № 87 от 31.08.2007 № 64/15. Участниками эксперимента стали обучающиеся 6 «Б» класса  количестве 22 человек (приложение «Справка-подтверждение»).

Тема моей программы развития  школы, как автора инновационного опыта - «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе» (приложение «Выписка из информационной карты инновационного опыта участников»).

Кабинет географии был оснащен медиапроектором и компьютером.

Учебно-методические комплекты «Сферы» - это многокомпонентные образовательные продукты для общеобразовательных учреждений. УМК «Сферы» предоставляют возможность изучать предметы на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации, изменяют роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности.

Основные идеи эксперимента:

  1. значимость для развития системы образования Самарской области;
  2. улучшение качества знаний учащихся;
  3. формирование единого информационного поля;
  4. повышение профессиональной компетентности учителя;
  5. изменение роли и функции учителя от носителя и трансформатора информации к организатору учебной деятельности;
  6. достижение высокой степени индивидуализации обучения за счет электронного приложения к составляющим УМК на бумажном носителе;
  7. самостоятельный выбор траектории учебной деятельности и в исследовательской, и в проектной работе;
  8. использование УМК в домашнем обучении.

УМК «Сферы» соответствуют всем компонентам образовательного стандарта.

Отличительные особенности:

- Наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.

- Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников.

- Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.

- Подача материала с использованием современных информационных технологий.

Основой УМК «Сферы» является учебник. Именно в нем наиболее полно использованы и традиционные законы создания учебной книги, и новые подходы к процессу обучения. Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым. Поэтому учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и каждого урока, а ритмичность подкрепляется дизайнерским решением.

Отличительной особенностью текста учебника является его лаконичность и жесткая структурированность, что в полной мере соответствует психологическим особенностям школьников, а также позволяет оптимизировать визуализацию взаимосвязи информационных элементов каждого урока. Работа в замкнутом  информационном поле разворота способствует формированию комплексного представления об изучаемом предмете.

Также в комплект входит Электронное Приложение к учебнику (ЭП), содержащее огромный объем информации, обеспечивающий возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе повышения уровня самостоятельности учебной деятельности школьников. ЭП создает познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самому выбирать траекторию учебной деятельности - как в рамках освоения материала в соответствии с программой, так и в исследовательской и проектной работе.

Являясь носителем информационных, справочных, иллюстративных, методических ресурсов, ЭП обеспечивает привлекательность и технологичность процесса обучения. Использование ЭП предполагает два основных варианта. Первый рассчитан на творчество учителя и ученика, когда из всех предлагаемых в ЭП ресурсов можно выбрать материалы, необходимые для изучения конкретной темы или разработки школьного проекта, и скомпоновать их в нужной последовательности, дополнив из других источников. Второй вариант предполагает использование ЭП на каждом уроке в достаточно полном объеме или при домашнем обучении, когда электронное приложение становится организатором учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья, вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные мои мероприятия в этом направлении:

  1. Соблюдение требований САНПИНа.
  2. Снятие эмоционального напряжения посредством использования игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение учащихся.

Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета.

Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно - урочной системой. Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки - экспедиции, уроки - путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме «Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме «Атмосфера»), «Восхождение на вулкан» (по теме «Литосфера»). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с 7-ми классами мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме «Мировой океан»), «По следам Давида Ливингстона» (по теме «Африка»).

Этот прием  позволяет мне решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. В 6-х и 7-х классах - это  игровые задания для обобщения знаний: географические цепочки, кроссворды, задания-загадки, ребусы. Для старших классов использую задания исследовательского содержания, активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала  представлены в виде рекламы географического закона или явления. Помимо этого более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и  групповая дискуссия.

  1. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

С одной стороны, решаю задачу предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется  стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция  на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление. Это позволяет мне раскрыть потенциал каждого ребенка.

  1. Чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости.

При  планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная.

  1. Использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности.
  1. Индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.
  2. Тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как “Учитесь поддерживать друг друга”, “Приветствия бывают разными”, “Работа в группах”, “Мы и успех”.
  3. Внеурочная деятельность.

В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы.

  1. Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала. На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации.
  2. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну. Происходит  оптимизация учебно-воспитательного процесса

Вне урока я рассматриваю с учащимися задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”.

В моей практике широко распространены экскурсии по промышленным предприятиям города.  Выезжаем в Самарскую Луку и даже стараемся путешествовать по городам России.

 Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии в моей практике. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором я как учитель стараюсь управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).

Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивание графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Технологии проблемно-исследовательского обучения на уроках географии.

Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно - познавательных задач.

В настоящее время много говорят и пишут о проблемно-исследовательском обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20-30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Проблемно-исследовательское обучение предполагает  систематическое включение учащимися  в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого следует 2 вывода:

- проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;

- для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

В проблемно-исследовательском обучении применяют основные 3 метода: проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский. Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности - умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями; способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

Таблица 1

  1. Характеристика методов проблемного обучения и применение их на уроках географии в МБУ школе № 87 г.о. Тольятти

Название метода

Характеристика

Применение

Проблемное изложение (лекция, рассказ)

Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.
Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление.
Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки.

При изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах».
В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы. 
«Летом в субэкваториальном поясе господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят большое количество влаги. В тропическом климатическом поясе круглый год господствуют тропические воздушные массы, которые по своим свойствам сухие. А так как большое количество тепла расходуется на испарение, то в экваториальном поясе, где летом повышенная влажность, средние температуры лета будут ниже, чем в тропическом поясе».

Частично – поисковый (эвристическая беседа).

Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.
Черты:
1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы.
2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.
3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.
4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.
5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы.

Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.
* Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).
* В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).
* В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема).
* Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.).
* Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы).
* Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса).
Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.

Исследовательский

Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).
Примеры проблемных заданий:
* Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
* Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?

Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, я использую чаще всего частично - поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету необходимо применять проблемное обучение начиная с начального курса: «География, 6 класс». Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

В моей работе большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Так как в географии карта -это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», я начала планировать урок с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их- составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации.

В процессе решения проблемных вопросов и заданий знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными.

Основными формами организации проблемн-исследовательского обучения являются: фронтальная, индивидуальная и коллективная. Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные формы изложения - рассказ, объяснение, беседа.

К числу перспективных направлений в совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса из урока «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы: «У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация.

Система вопросов логически связанных между собой помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему.

В какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года, благоприятный для роста деревьев).

Когда происходит интенсивный рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста растения время).

Какое время в пустыни благоприятно для роста деревьев? (время дождей).

Почему у саксаула за год образуется несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо).

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического, целлюлозно-бумажного) или ТЭЦ. Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя, производственника, врача.

Сложной задачей стоящей перед учителем является: научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями.

Так, при изучении темы «Металлургический комплекс» объясняю ребятам, что это «грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию, используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии – строительство автоматизированных мини-заводов. Они работают на металлоломе, экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания: «Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной- до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми. На производстве чего они специализируются?»

Анализируя работу ребят, сделала вывод, что качество выполненной работы намного ниже в классах, где преобладают «слабые» ученики. Результат мог быть выше, если бы на большинстве предметов у обучающихся формировали навык решения проблемных вопросов и ситуаций.

Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемно-исследовательского обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии. Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов проблемно-исследовательского обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой профессиональный уровень.

 


Документы, подтверждающие освоение аттестуемым педагогом  современных образовательных технологий.

  1. Свидетельство о повышении квалификации работника образования. Курс «Компетентностное образование», 2008 год; Курс «География самарской области», 2008 год.
  2. Справка участника коллективного исследовательского проекта «Экспериментальные площадки. Мониторинг новых УМК «Сферы», 2010 год.
  3. Сертификат повышения квалификации с помощью материалов  учебно-методической газеты «География», 2010 год.
  4. Свидетельство о повышении квалификации по программе «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» (Intel “Обучение для будущего»), 2011 год.
  5. Сертификат по мастер-классу «Легко ли стать блогером?», 2011 год.
  6. Сертификат по целевой программе «Выявление, поддержка и развитие одаренных детей в образовательном учреждении», 2011 год.
  7. Свидетельство о повышении квалификации по программе «Основы деятельности преподавателя (тьютора) в системе дистанционного обучения», 2011 год.
  8. Сертификат по целевой программе «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя в условиях организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении», 2012 год.
  9. Сертификат участника вебинара «Изменение школьного курса географии в соответствии  с требованиями ФГОС», 2012 год.
  10. Справка (на основе ИОЧ) о повышении квалификации по программе «Основы профессиональной  компетентности педагога», 2012 год.
  11. Свидетельство о дополнительном образовании (на основе ИОЧ). Курсы «Модернизация региональной системы образования», «Развитие профессиональных компетенций работников образования», «Инновационные технологии». 2012 год.
  12. Сертификат участия в семинаре «Реализация требований ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплектах по географии», 2012 год.


Список литературы:

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии.- 2001.- №3.

2. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

3. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. №3.

4. Дмитриева, А.Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии. \География в школе\ №4, 2001.

5. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

6. Лернер, Г.И. Проблемное обучение на уроках биологии / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 39. – С. 26 – 31.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

9. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

10. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220

11. Методика обучения географии в школе /под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1999 – 320 с.

12. Интернет – ресурсы (http://school-collection.edu.ru, www.spheres.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно ...

Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»   Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема, над которой я работаю:«Организация самостоятельных форм работы на уроках истории» В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффе...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества з...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....