Статья «Коммуникативная компетенция - одна из важнейших компетентностей современного человека».
статья по теме

Свиркова Людмила Васильевна

 

 

Статья «Коммуникативная компетенция - одна  из важнейших  компетентностей современного человека»

Развитие  связной речи у слабослышащих  детей на уроках математики и во внеурочное время - это одно из важнейших условий развития данной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_svirkovoy_l.v.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»

Из опыта работы

учителя математики

Свирковой Людмилы Васильевны

Статья

«Коммуникативная компетенция - одна  из важнейших  компетентностей современного человека».

Развитие  связной речи у слабослышащих  детей на уроках математики и во внеурочное время - это одно из важнейших условий развития данной компетенции.

            Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных способов взаимодействия слабослышащих учащихся с окружающими людьми, развивает навыки работы в группе, владение разными ролями в коллективе. Формирование математических знаний у неслышащего учащегося обязательно должно осуществляется с коррекцией речевого развития и слухового восприятия.

     Коммуникативная компетенция – деятельный подход к развитию речи означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а как речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

       Каждый учитель, обучающий глухих и слабослышащих детей, стремится к тому, чтобы выпускники школы смогли успешно пройти государственную итоговую аттестацию, применить знания для получения профессионального образования, реализовать свои способности на рабочем месте. Успешное будущее неслышащего обучающегося — это важно каждому учителю. Готовиться к нему необходимо и школа-интернат играет в этом важную роль.  У учителя математики -  это сорок пять минут урока математики.

     Слабослышащие учащиеся испытывают трудности в усвоении математики, что обусловлено их речевым недоразвитием, специфическими свойствами понятийного и логического мышления. Содержание математических знаний, выработанных человечеством обобщено  и закреплено в словесной форме, поэтому неслышащие учащиеся должны понимать словесную речь, включающие слова и словосочетания математического характера (речь товарищей, учителя, тексты учебников, формулировки заданий и т. п.), а также пользоваться ею.

           Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать математические диктанты, включающие задания на правильное произношение имен числительных, обыкновенных и десятичных дробей, математических терминов и обязательно при этом отрабатывать навыки чтения с губ. Устную речь обучающихся надо развивать на каждом уроке: исправлять ошибки в ударениях, учить правильному построению фраз. Письменную речь развивать во время проведения самостоятельных и контрольных работ, теоретических вопросов.

          Обучение математике в тесной связи с формированием словесной речи оказывает существенное влияние на овладение слабослышащими учащимися системой математических знаний и формирует коммуникативную компетентность.

         Изучение  математики     предполагает   наличие у слабослышащих учащихся определенного уровня сформированности связной речи, что обеспечивается всей системой предшествующей работы на уроках и во внеурочное время. Усвоение математических знаний зависит также от овладения специфическим речевым материалом, с помощью которого выражаются математические отношения. Поэтому обучение математике в школе для слабослышащих детей ведется с учетом речевого развития учащихся и предполагает дальнейшее повышение его уровня.

       Развитие математической  речи у слабослышащих  детей  на уроках   математики  в V классе особенно важно, так как - это начало всего, база, которую надо заложить.

              Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, новой темы или другого, где всегда присутствует словарь, который  ежедневно должен отрабатываться на уроке и предполагается, что  это должно делаться на самоподготовке, иначе нет смысла вообще работать….

      Лексический материал, с помощью которого передается содержание учебного материала по математике,  можно разделить  на две группы. К первой из них отнести  речевой материал, раскрывающий конкретно – предметное содержание задач и упражнений. Через слова и словосочетания этой группы в сочетании со словами, которые условно называются словами математического характера,  надо раскрыть  содержание математических понятий и отношений предметного мира. Другую группу   составляют слова и словосочетания, выражающие суть математических понятий, например, корень уравнения,  прямоугольный параллелепипед,  наименьшее общее кратное и.т.д.

    Речевой материал математического характера, используемый на уроках математики, в большинстве случаев знаком учащимся. Значение незнакомых или недостаточно усвоенных ими слов этой группы  можно раскрыть  по ходу работы с помощью ряда приёмов.

Например:    1. Выполнение практического действия.

    Этот прием используется  для пояснения значения глаголов. Например, надо разъяснить смысл слова приложить (линейку). Для этого надо показать это действие, т.е. приложить линейку к отрезку, начерченному на доске, и уточнить особенности его выполнения, пояснить, как она должна быть расположена по отношению к отрезку.

                     2.Использование предмета или картинки.

     Этот прием применим тогда, когда трудно подобрать слово-синоним или оно также незнакомо учащимся. К показу предметов для разъяснения значения слов надо обращаться, так как словесные обозначения предметов, которые могут быть продемонстрированы в классе, учащиеся, как правило, знают не все.

     В задачах и упражнениях учителя-математики  часто используют сюжеты, связанные с народным хозяйством, в которых нередко говорится о предметах, неизвестных учащимся. Значение таких слов раскрывается путем показа соответствующих картин и в словесных пояснениях к ним.

В тех случаях, когда не может быть использован ни один из рассмотренных приемов, можно обратиться к объяснению, т.е. содержание неизвестного слова или выражения передать  с помощью знакомых учащимся лексических средств.

  При изучении математики наряду с незнакомыми или недостаточно усвоенными словами учащиеся встречаются со знакомыми словами, употребленными в неизвестном для них значении. Так, например,  глагол разбить часто употребляется в значении разделить (разбить прямоугольник на части, разбить число на классы и.т.п.),  нужно объяснить это.

   Работу над речевым материалом надо стараться строить так, чтобы она не отвлекала учащихся от содержания текста. В тех случаях, когда это сделать трудно,   нужно предусмотреть ее не по ходу ознакомления с текстом, а перед этим.

      Своеобразие первоначальных обобщений, лежащих в основе математических понятий, а также нарушение соответствия в формирование словесных знаний и практических умений приводят к тому, что слабослышащих учащиеся не сразу усваивают подлинное значение математических терминов и нередко употребляют их ошибочно. Так, весьма характерно длительное смешение таких терминов, как взаимно простые и взаимно обратные числа, квадратные и кубические меры, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное и.т.п. Замена одного термина другим может быть спровоцирована как их внешним сходством, так и принадлежностью к одной учебной теме. Трудности формирования математических понятий проявляются также при усвоении слабослышащими учащимися обобщающих терминов. Они обусловлены тем, что рассмотрение одних и тех же объектов в разных аспектах сопряжено для слабослышащих учащихся с особыми осложнениями. Так, например, целое положительное число не сразу осмысливается ими как натуральное и, наоборот, натуральное не всегда осознается как целое положительное число.     Рассмотренные особенности усвоения слабослышащими учащимися этих математических знаний учитываются в процессе обучения, с тем, чтобы существенно уменьшить их отрицательные последствия.

   Для полноценного усвоения знаний необходимо также, чтобы новые сведения усваивались учащимися в системе, т.е. во взаимосвязи с ранее пройденным материалом. Так, изучая меры площади, лучше  включить их в систему известных учащимся мер. С этой целью перед изучением этой темы обязательно надо повторить ранее изученные меры, а в ходе работы по теме – сравнить меры площади с мерами длины, установить при этом их сходство (1кв.м - 1м, 1 кв. дм – 1дм, и.т.п.) и отличие (каждая квадратная мера есть квадрат, а каждая мера длины есть отрезок).

     Синтаксические замены можно использовать при работе над формулировками различных математических высказываний. Например, словесное оформление выражения « 1га = 10000 кв. м». Оно может быть следующим: 1га – это 10000 кв.м; 1га равен 10000 кв.м; 1га составляет 10000 кв.м; 1га содержит 10000 кв.м; в 1га содержится 10000 кв.м.

    Хотя с большей частью названных формулировок учащиеся познакомились применительно к другому учебному материалу уже в начальных классах, работа над ними продолжается в средних классах при изучении мер. В качестве исходных можно брать первые две формулировки, а остальные ввести при закреплении материала.   Отрабатывать словарь нужно ежедневно, ежеминутно, работать в контакте с учителями-дефектологами, работающими в этих классах и воспитателями. Речевой материал учителю-дефектологу давать в основном отработанный, но можно дать словарный материал сразу на всю четверть. Воспитатель продолжает данную работу на самоподготовке.

Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи слабослышащих учащихся на уроках математики значительно повышает продуктивность обучения данному предмету. Однако описанные выше приемы будут эффективными только в том случае, если они используются с учетом речевого развития учащихся   и   специфики   учебного     материала.

Работа над формированием речи не заканчивается на уроках, она продолжается и  на внеклассной работе.

Внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития творческих способностей учащихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих учащихся в общество. Развитие у учащихся способности восприятия прекрасного,  эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей  может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий учителями-математиками:  математических вечеров, праздников, спектаклей, кружков, недель математики, викторин, эстафет, конкурсов, олимпиад и др. При проведении классными руководителями классных часов, бесед, анкет и т.д., таких как: «Всё начинается с любви», «Уроки доброты», «Дружбу понимаю лишь такую», «Великие юбиляры», «Спешите делать добро» и др. Хочется сказать несколько слов о  режимных моментах. Можно с группой учащихся  посещать выставки, ходить на экскурсии, фестивали, кино, соревнования  и др. Там ребята общаются со слышащими детьми,  учатся жить в социуме. Перед выходом в свет, обязательно,  надо провести  беседу о том куда идём, зачем идём, как вести себя в музее, театре, в транспорте, в общественных местах, провести  инструктаж.

 А после выхода в свет  обязательно  надо обсудить  с ребятами увиденное, услышанное. Хочется отметить, что приобщение слабослышащих детей к драматическому искусству помогает корригировать черты характера, способствует исчезновению негативных проявлений и оказывает влияние на рост популярности в коллективе. Можно сделать вывод, что спектакли,  праздники, конкурсы  и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха.

Список использованной температуры:

1.Лебедев О.Е. Компетентный поход в образовании / О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2004. № 5.С.3

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М: Минобразования, 2001. - 72 с.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование — 2003 - №2. С.58-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование коммуникативной компетенции через использование деятельностных заданий"

Статья о пользе деятельностных упражнений на уроках иностранного языка....

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока. Опыт работы в современной сельской школе.

О компетенциях на уроках иностранного языка. Использование Интернета на уроках, применение метода проектов, видео-уроков, уроков- экскурсий, уроков- спектаклей. Предоставление собственного опыта...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Научная статья "Коммуникативная компетенция и её компоненты"

Научная статья "Коммуникативная компетенция и её компоненты"...