Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"
статья на тему

Мелькова Светлана Владимировна

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мелькова Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МБОУ Новотроицкой СОШ

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Таким образом, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, включающую овладение всеми видами речевой деятельности,  основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и  формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения.

Целью моей работы является формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий.

Для развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы  необходимо: создание условий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета.

Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения.

Имеющиеся ресурсы позволили мне создать свою систему работы по формированию коммуникативной еомпетенции обучающихся посредством информационно – коммуникационной технологии.

 Мультимедийные презентации: 

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. 

Мультимедийные диски  как компоненты развития коммуникативной компетенции: 

В настоящее время преподавание русского языка и литературы невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. 

 Интерактивная доска:

Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Также на доске во время урока заполняются таблицы, исправляются ошибки, делаются заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске. В нее по желанию можно внести изменения и корректировку для конкретного класса. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным.

Использование Интернет-ресурсов:

Данный способ деятельности возможно использовать для поиска информации, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях и т.п. 

При проведении контроля и в целях подготовки к ОГЭ и ГИА по русскому языку применяю электронные версии вариантов заданий, интерактивные тренажеры, набор тематических и итоговых тестов. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у учащихся, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности. 

ИКТ дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, составление сборников, создание компьютерных рисунков, буклетов.

К различным урокам учениками были подготовлены презентации: «Герой нашего времени» в современной детской фэнтези», «Творческий путь А.С. Пушкина», «Традиции Н.В. Гоголя в творчестве М.А. Булгакова», «Иллюстрации П.М. Боклевского к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», «Мой любимый писатель – И.С.Тургенев» и другие.


Анализируя результативность деятельности по формированию коммуникативной компетентности обучающихся, можно сделать следующие выводы:
1.Наблюдается заметное повышение мотивации обучения и как следствие качества знаний, что подтверждается результатами ЕГЭ по русскому языку

Результаты ЕГЭ

Учебный год

Количество учащихся

Средний балл

Успеваемость

%

2012-2013

1

42

100%

2013-2014

4

46

100%

2014-2015

2

68

100%


       2.  Ежегодно увеличивается количество учащихся, которые принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы.

Мониторинг участия в районных, муниципальных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Учебный год

Количество учащихся

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

2011-2012

1/1 победитель

1

4/1 победитель

2012-2013

4/2 победителя

2

17/3 победителя

2013-2014

5/2 победителя

2/1 победитель

22/3 победителя

2014-2015

5/3 победителя

3

31/5 победителей

Таким образом,  использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует формированию коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"

Технология аргументированного суждения -  приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRE...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

Обобщение опыта Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения

Кокоринская средняя общеобразовательная школа           Обобщение опытаРазвитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через испол...

Статья «Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникативных технологий на уроках физики»

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образов...