развитие ключевых компетентностей учителя через применение новых педагогических технологий.
статья по истории на тему

коваленко любовь николаевна

этот материал раскрывает основные понятия: компетентность, компетенция, профессионализм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №11

села Александровского

Выступление учителя истории и обществознания по теме:

«От компетентного учителя к компетентному ученику: формирование ключевых компетенций учащихся в парадигме развития профессиональной компетенции учителя»

Подготовила:

Коваленко Любовь

Николаевна

учитель истории.

2013 год.

      Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. По утверждению исследователей современный период развития образования характеризуется тем, что традиционная (знаниевая) образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию. Основными причинами тому являются ускорение темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (появление новых профессий, необходимость менять работу, учиться на протяжении всей жизни и т.п.), возрастание процессов информатизации. Возникла необходимость формировать такие качества личности, которые позволят стать ей инициативной, самостоятельной, компетентной (в самом широком смысле слова).

Развитие педагогической науки привело к тому, что в школе появилась новая образовательная цель: формировать у учащихся ключевые образовательные компетенции. Цель эта подтверждена на уровне образовательной политики и в нормативных документах (Федеральная целевая программа развития образования, ФГОС, Закон об образовании).

     В связи с этим сейчас я работаю над методической темой " Внедрение в практическую работу учителя истории новых педагогических технологий, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся " и считаю ее очень актуальной, так как введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности,  требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

     Под понятием "компетенция" мы понимаем заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а под "компетентностью" – реально сформированные личностные качества учащегося и его минимальный опыт деятельности.

     Но, для того чтобы формировать и развивать компетенции и компетентности учащихся, педагог сам должен быть компетентным, должен быть профессионалом своего дела.

"... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения" А.А. Крылов.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.

   Как же стать профессионалом?

Компетенция-компетентность- профессионализм.

    Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога).

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?

   Профессиональная компетентность

это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

    Профессиональная компетентность учителя

это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности:

  • Решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  • Умение определять цели познавательной деятельности;
  • Умение организовывать свою деятельность;
  • Выбирать необходимые источники информации;
  • Находить оптимальные способы добиваться поставленной цели;
  • Умение сотрудничать с другими ;
  • Оценивать полученные результаты.

    Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида  профессиональной компетентности :

1.       Специальная, или деятельностная 

         профкомпетентность ;

2.     Социальная профкомпетентность ;

3.     Личностная профкомпетентность ;

4.     Индивидуальная профкомпетентность .

Критерии компетентности учителя

Педагогическая                    психолого-педагогическое                личность

               деятельность                                   общение                                   учителя.

  • Уровень обученности ЗУН
  • Уровень сформированности ОУУН
  • Инновационная работа
  • Самообразование, исследовательская работа
  • Образование, квалификация

Самоанализ, самодиагностика

  • Интерес, мотивация
  • Сознательное обучение
  • Отношения:

   учитель  ученик

  • Учет индивидуальных особенностей ученика

  • Эмоциональность
  • Выразительность речи
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность

     К   профессионально-педагогическим компетенциям относят:

  • Социально - психологическая компетенция
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция
  • Предметная компетенция
  • Управленческая компетенция
  • Рефлексивная компетенция
  • Информационно – коммуникативная компетенция
  • Креативная  компетенция

Коммуникативная  компетентность

Социальная компетентность

Информационная компетентность заключается в умении:

  • Ставить цели
  • Грамотно оформлять документы
  • Представлять и цивилизованно отстаивать     свою точку зрения

  • Соотносить свои устремления с интересами других людей
  • Привлекать других людей к решению поставленных задач
  • Продуктивно взаимодействовать с членами группы
  • Анализировать и разрешать противоречия

  • Интепретировать,             систематизировать,       критически оценивать,
  • Анализировать
  • Использовать полученную информацию
  • Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и  на различных носителях

     Только когда учитель в полной мере овладел педагогическими компетенциями и компетентностями в должной мере, он может сказать - я педагог.

Одним из ключевых этапов педагогической деятельности педагога будет развитие компетентности учащихся. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Огромную роль в этом процессе играет история, как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Эти знания помогают учащемуся адаптироваться во взрослой жизни.

Компетентностный подход – это совокупность:

  • целей образования
  • отбора содержания образования
  • организации образовательного процесса
  • оценки образовательных результатов

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
  • подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Компетентностный подход позволяет:

  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  •  разгрузить учащихся не за счёт  механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Цель моей работы: создать условия для развития ключевых и предметных компетенций школьников при изучении истории и обществознания, через применение новых педагогических технологий.

"Строительство" ключевых компетенций "закладывается" в образовательный процесс посредством современных технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно - коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве и др.

    Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям "научились выступать публично", "дискутировать", "быстро думать", "вспоминать то, что, кажется совсем не знали".

    В своей работе я использую метод проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности.

При работе над проектом ставятся задачи:

  • обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
  • повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
  • научить школьников оформлять научные идеи, размышления;
  • организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой         исследовательской деятельности;
  • обучать школьников публичному выступлению;
  • обучать учащихся рефлексии;
  • расширять образовательное пространство учеников, их мировоззренческий кругозор;
  • способствовать мотивированному выбору профессии.

   В качестве примера созданных и реализованных проектов приведу проект "Влияние человека на природу".

Учебный проект "Влияние человека на природу" был предназначен для учащихся 7 класса, занимавшихся по программе Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 7 класс. В процессе работы над проектом семиклассники познакомились с понятием экология. Класс был разделен на рабочие группы, каждая из которых получила определенное задание. В течении двух недель участники этих групп вели поисковую и исследовательскую деятельность и создавали свои мини проекты. По итогом всей работы был проведен открытый урок-суд, на котором инсценировался суд над «Нерадивым хозяином» загрязняющим природу села Александровского. Учащиеся получили не только массу положительных эмоций, но и приобрели практические навыки исследовательской деятельности.

   Оформляя результаты исследовательской деятельности учащиеся, используя ИКТ, научились:

  • Искать информацию в различных источниках, собирать фото и видео информацию.
  • Использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет.
  • Размещать свои материалы в сети.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Технология проектов тесно связана с информационно-коммуникативными технологиями, которые рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

     Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При объяснении нового материала использую компьютерную презентацию как источник учебной информации и наглядное пособие. Визуальное представление материала обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. У учащихся активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Презентации как создаю сама, так и использую ресурсы Интернет, обучающие диски по предмету, и конечно же презентации созданные самими ребятами. Использование ИКТ на уроках истории является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.

    Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

    Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа - и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

    Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:

  • обычная иллюстрация;
  • использование анимации в слайдах;
  • использование мультимедиа;

    ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.

    На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий, созданная в гимназии, даёт возможность более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Результатом применения проектной и информационно-коммуникационных технологий стало создание учащимися социальных и учебных проектов с компьютерными презентациями. Вот некоторые из них:

  • «Русские первооткрыватели и путешественники». История 8 класс, Постникова А., Ачкасова А.
  • «Русская изба XV-XVl века». История 6 класс, Гончарова Т.
  • «Основы брака и семьи». Обществознание 9 класс, Тищенко А.
  • «Изменения в культуре и быте в ¼ XVIII века». История 7 класс, Плющенко Д.
  • «Отмена крепостного права». История 8 класс, Исакова Е.
  • «Народы Северного Кавказа». Элективный курс «Обряды и обычаи кавказских народов» 7 класс. Рукабер В.

   Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – с применением игровых технологий. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися  учебно-познавательной компетентностью.

Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия.

Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:

  • игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
  • игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
  • игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
  • игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетенции благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
  • игровые технологии обеспечивают формирование социальной компетенции, способности к разрешению проблемных ситуаций через более широкий спектр мнений.

   Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.

    Например, мною был проведен открытый урок-путешествие по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет», где использовалась игровая технология, так как в этом возрасте игровая деятельность у ребят занимает немаловажное место. Так же часто игровые технологии использую на уроках обществознания, например по темам: «Обмен, торговля, реклама» учащимся предлагаю на время стать предпринимателями, рекламщиками и покупателями. «Политические партии и движения». На подготовительном этапе урока класс делиться на представителей политических партий и избирателей, дается задание рабочим группам: придумать название своей партии, провести предвыборную агитацию и разработать программу своей партии. Урок проводиться в форме игры «Выборы». На таком уроке учащиеся на только получают теоретические, но и практические знания. Урок по теме «Труд и творчество» так же проводиться с элементами как игровых, так и проектных технологий.

   Использование уроков такого типа заметно прибавляет интерес учащихся к предмету. За прошедший год повысился процент мотивированных на изучение истории и обществознания учащихся. Об этом говорит:

На начало 2013-14 уч. года 2 учащиеся из 8 класса (Зубкова М. и Волощук А. приняли участие в олимпиаде «Уникум», трое учащихся из 9 класса приняли участие в олимпиаде «Интеллект», учащиеся среднего звена охотно принимали участие во Всероссийской олимпиаде для школьников (школьный этап)). К сожалению, уровень качества знаний у учащихся нашей школы невысок, в связи с тем, что контингент ребят в основном из неблагополучных, цыганских семей, многодетных семей. Но даже у таких ребят стараюсь привить интерес к истории как науке и просто интересному предмету.

   С такими учащимися стараюсь применять личностно-ориентированный подход, применять индивидуально-дифференцированные задания. Привлекаю этих ребят чаще участвовать во внеурочной работе (участие в викторинах, КВН, исторических инсценировках).

    В 2013-2014 учебном году были проведены ряд внеклассных мероприятий по истории:

  • патриотические минутки, посвященные 200-летию  Отечественной войне 1812 года, Сталинградской битве 1943 года.
  • Внеклассное мероприятия:
  • посвященное 70-летию освобождения села Александровского от фашистских захватчиков;
  • посвященное 70-летию Курской битвы.
  • «Мы помним». Посвященное ветеранам ВОВ Александровского района.
  • На предметной неделе гуманитарного цикла было проведено ряд мероприятий: историческая викторина для учащихся 5-6 классов «Своя игра», подготовка творческого проекта учениками 8 класса по теме: «Русские первооткрыватели и путешественники», проведение «Интеллектуального марафона» для учащихся 7-9 классов.

Во всех этих мероприятиях учащиеся активно участвовали как в подготовке, так и в проведении.

Уровень сформированности таких компетенций, как учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная, я оцениваю, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение. Наличие грамотной логической речи проявляется в первую очередь в непосредственном общении, а затем уже при написании письменных работ. Так например, в 2012-2013 уч. году учащиеся 7 класса Гончарова Е. и Зубкова М. (ученицы 7 класса) приняли участие во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» предоставив туда свои сочинения и рисунки. Ачкасова А. (8 кл), Тищенко А. (9 кл) заняли 2 место в районном слете туристско- краеведческого движения «Отечество», Волощук А.(7 кл) получила грамоту за активное участие. Ею был представлен туристический маршрут «Достопримечательности Александровского района», Андрюшин А. (8 кл) на районной научно-практической конференции школьников «Юность, наука, культура» (краеведение) занял призовое 2 место. Им был представлен проект-исследование «Туристические тропы Александровского района» работа над которым еще продолжается.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Произошла смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, прежде всего развитием способностей оперировать информацией.

В новой, реформированной школе школьнику должно быть интересно и комфортно учиться, в такую школу ребенок будет приходить с удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями.

И в завершении, мне хотелось бы сказать, что учитель, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы. Ведь, как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли, они хотят, чтобы их вели вперед»!

Библиографический список

  1. Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.
  3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.
  4. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989
  6. Вагин А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968
  7. Видюкова Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся. Пед. мастерская 2004, №4
  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985
  9. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии.  1998. № 6.
  10. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.- М., 1996
  11. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1978.
  12. Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.: Просвещение, 1986.
  13. Образовательная политика России на современном этапе. Антология развивающего обучения на современном этапе. 2001, №№32,33
  14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 - 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие профессиональной компетентности учителя через организацию учебно-исследовательской работы с одаренными школьниками»

Данная  статья предназначена для учителей естественно-научного цикла, которые заинтересованы в повышении качества знаний учащимся  при выполнении научно – исследовательских работ....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...