Развитие коммуникативных умений обучающихся как одно из ключевых направлений работы учителя русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье фокусируется внимание на особенностях организации работы по развитию устной и письменной речи обучающихся. Приводятся некоторые примеры конкретных приемов, используемых на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных умений обучающихся как одно из ключевых направлений работы учителя русского языка и литературы
Стремление быть востребованным, признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы только через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных ситуациях. Работа по развитию речи имеет накопительный эффект, часто отложенный и в то же время обязательный. Важнейшая составляющая работы учителя – формирование и развитие навыков речевого общения школьников на двух уровнях: репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) и продуктивном (создавать текст).
В соответствии с текстоцентрическим принципом на уроках ведется многоаспектный анализ текста. Комплексный (лингвистический, стилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ является важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике и в то же время способствует речевому развитию, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста и его создание в устной или письменной форме.
Помимо формирования функциональной грамотности проводится работа по речевому развитию обучающихся, их коммуникативной компетенции, предполагающей способность свободно владеть речью в разных условиях общения, совершенствование следующих умений:
- анализировать языковые факты и оценивать их с точки зрения информативности; оценивать правильность и уместность употребления языковых единиц;
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, вести речевой самоконтроль.
Т.И.Ладыженская полагала, что для обучения созданию текста нужно использовать:
- анализ текстов;
- составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
- редактирование текстов;
- установку на определенную речевую ситуацию;
- обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний.
Остановимся более подробно на некоторых эффективных приемах развития речи.
Прием «Матрешка»
Лексическая работа на уроке может быть интересной и занимательной. Предлагается слово, которое нужно включить в словосочетание, в простое нераспространенное и распространенное предложение, в простое предложение, осложненное обособленным определением, однородными членами и т.д., в сложное предложение. Варианты могут быть самыми разнообразными в зависимости от класса, уровня подготовки и задач, которые ставит учитель. Словарная работа дополняется синтаксическим и пунктуационным анализом.
Пример 1
Поле: наше поле, огромное поле, засеянное поле, засеянное пшеницей поле. Виднелось поле. Вдали виднелось поле. Вдали виднелось поле, засеянное пшеницей. Остановившись, мы подошли к огромному полю, которое было засеяно пшеницей. Мы подошли к огромному полю, которое было засеяно пшеницей и кукурузой.
Прием «Говорящая буква»
В тетради следует записать факт, деталь, характеристику героя, начиная с той буквы, которая идет первой в его имени или фамилии. Прием ориентирован на развитие умения с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Пример 1
В – видит человеческие пороки;
О – особенно внимателен к поступкам людей;
Л – любит ощущать собственную силу, могущество;
А – азартен и артистичен:
Н – наказывает людей безжалостно, не по-христиански;
Д – добродетельные и назидательные цели его поступков оправдывают многое.
На уроках русского языка проводятся орфоэпические минутки, дается задание «Найди ошибку», направленное на поиск грамматических ошибок в словосочетаниях и предложениях. Используются каламбуры, лингвистические анекдоты, построенные на игре слов. Вот некоторые примеры:
- Как отличить филолога в толпе? Махните ему рукой. Если он махает в ответ, то это не филолог. Филологи в ответ машут.
- Если вы считаете, что нет ничего невозможного, попробуйте одеть свитер на филолога.
- Ложь во спасение – это неправильно. Правильно – клади.
- Знаете, что самое главное в тортах? Ударение!
Практико-ориентированная работа с различными словарями по созданию различных лексических рядов (синонимических, антонимических) формирует устойчивый интерес к слову как языковой единице и способствует обогащению речи обучающихся лексическими средствами. В школе невозможно всему научиться – нужно научиться учиться чему-нибудь не как-нибудь. Это означает, что развитие речи не заканчивается с получением аттестата. В наше время важнейшим условием развития всех сфер общества является наличие компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог в условиях многозадачности. Следовательно, процесс развития речи, умения в устной и письменной форме выражать свои мысли продолжится во взрослой жизни.
Библиографический список
- Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2012. - 64 с.
- Рябухина Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода. Автореф. дис. д-ра педагог. наук. – М., 2013. – 57 с.
- Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. – М.: Просвещение, - 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)
Презентация к выступлению "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...
