Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
статья на тему

Жиркина Наталья Анатольевна

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности.       

Актуальность проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  «Внеклассная работа

как средство развития творческих способностей обучающихся »

                   

                   Опыт работы учителя русского языка и литературы

Введение.

      Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями.

     Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях , быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах.

    Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.
    Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальные способности есть у каждого ребёнка. Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеклассной работе.

    Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме.

    Задача педагога – создать условия для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознание успеха.

  Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, это ещё раз доказывает, что формирование творческой личности  приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

   Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности.      

Актуальность проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Цели и задачи и внеклассной работы.

    Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе, организуется для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.  Она помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
     Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же
цель:

-развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам;

- формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

  Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

-расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;

- научить обучающихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему; ·

 - сформировать коммуникативную компетенцию учащихся (выступать перед аудиторией, защита и презентация рефератов, проектов, организовывать вечера, конкурсы);

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.

     Для себя же я определила ещё ряд  основных задач внеклассной работы по русскому языку и литературе:

– осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;
– развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
– активизация познавательной и мыслительной деятельности;
– воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

   К  подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь  привлечь как можно больше заинтересованных, влюбленных в идею людей: учителей- предметников, педагога дополнительного образования, библиотекаря, обучающихся и родителей. Чтобы добиться определённых успехов и  проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.  

 Учитель является организатором и непосредственным участником мероприятий, отбирает и рекомендует тематический материал.

     Библиотекарь школы  помогает учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед).

     Родители  осуществляют помощь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, сами являются активными участниками конкретного мероприятия.

      Педагог дополнительного образования и учителя – предметники – в случае необходимости дают консультации (если мероприятие с межпредметными связями), сами участвуют в мероприятиях.

      Самая главная задача стоит перед  обучающимися школы. Они главное действующее лицо, они – исполнители.

Принципы организации внеклассной работы.

   При организации внеклассной работы  я бы выделила основные принципы, на которые следует  опираться в совокупности. Все эти  принципы во внеклассной работе имеют разную силу, ни одному из них не должно оказывать предпочтения.

   Внеклассная работа должна строиться на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Принцип добровольного участия предполагает наличие у детей «определенного» круга интересов, что и позволяет им среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание обучающихся выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию.

       Связь внеклассной деятельности с работой в классе заключается в том, что знания, полученные обучающимися на уроках русского языка и литературы, являются базой для внеклассного общения. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них обучающиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляды, нормы, концепции, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты. В этом проявляется принцип воспитывающего обучения.

      Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным.

        Важное значение приобретает на внеклассных занятиях принцип наглядности. Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы. Вот тут-то и приходят на помощь родители: они оформляют совместно с детьми, учителями наглядность для внеклассных занятий и мероприятий, помогают в оформлении декораций и костюмов, являются непосредственными участниками.

        Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.

      В принципе сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, родителей и учителей, детей между собой. Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Специфика условий работы в нашей школе (малый количественный состав обучающихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего коллективного дела. Готовясь  к выполнению различных творческих  заданий, обучающиеся взаимодействуют с разными людьми, посещают разные учреждения, организуют свою деятельность.

Я считаю, это основные методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех педагогической деятельности.

Содержание внеклассной работы по русскому языку и литературе

      Определяя содержание внеклассных занятий, нельзя не учитывать, что именно интересует обучающихся, какие проблемы привлекают ребят прежде всего. Объем предназначенного для внеклассных занятий материала определяю в зависимости от целей и задач конкретного мероприятия, принимая во внимание специфику русского языка и литературы как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность  интересов, учитывая конкретные условия работы школы и особенности работы класса. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку и литературе  не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

 Во внеклассной работе гораздо шире, чем на уроке, есть возможность использования межпредметных связей. И учителя других предметов охотно идут на сотрудничество. С целью воспитания патриотизма, уважения к традициям предков и их продолжения ведётся тесная работа с педагогом дополнительного образования, руководителем школьного музея.

                                 

                      Виды и формы реализации внеклассной работы

    Виды внеклассной работы по русскому языку и литературе необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, факультативные занятия, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд, работающие в течение всего учебного года);

- эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, интеллектуальные марафоны, олимпиады, КВНы, литературные гостиные);

-  комбинированные формы внеурочной работы – неделя Русского языка и Литературы.

  В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого. Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами,  жизнь выдвигает новые пути приобщения обучающихся к русской речи, к словесному искусству. Этому способствуют прежде всего средства массовой информации: кино, телевидение, радио. Появление множества интересных познавательных, интеллектуальных игр повлекло за собой совершенствование форм и методов внеклассной работы ( « Своя игра», « Поле чудес», « Звёздный час», « Мы - актёры», « Умники и умницы»). А это  привело к тому, что обучающиеся стали добиваться неплохих результатов. И что, на мой взгляд, очень важно, с удовольствием и интересом участвуют в мероприятиях и конкурсах  не только классного, но и школьного, районного, областного, всероссийского  и даже международного уровня.

   В своей педагогической практике я использую такие постоянно действующие виды внеклассной работы, работающие в течение всего учебного года, как кружки и факультативы. Мною разработана и апробирована программа предметного кружка по русскому языку « Грамотей» для учащихся 5-6 классов,  которая содержит практические задания творческого характера, они развивают творческие способности обучающихся.

( Приложение 1)

  В 8 классе я веду курс "Культура речи - речевое мастерство" с целью развития и совершенствования способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

    Большой интерес обучающихся вызывают массовые мероприятия. Участие в школьном литературном бале, в постановке спектаклей не только развивает творческие и познавательные способности обучающихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом,  решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

 Совместное творчество – одна из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях мотивацию к общению. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же  необходимую роль. Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом. На высоком уровне прошёл в школе общешкольный  литературный праздник

« Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!», посвящённый  210-ой годовщине со дня рождения А.С.Пушкина.

( Приложение 2)

 К любому  мероприятию готовимся заранее. Разрабатываем положение, знакомим с ним обучающихся.  Наблюдая за учениками, прихожу к выводу, что процесс подготовки для ребят важен не менее, чем участие и проведение общего дела.

   В праздник были включены  конкурсы творческого характера по различным номинациям:  

« Литературоведение» – конкурс  литературоведческих работ,

«Творческая» - конкурс юных поэтов, прозаиков,

« Художественная»- конкурс на лучшую иллюстрацию,

« Актёрское мастерство» - конкурс на лучшую инсценировку,

Конкурс чтецов,

Конкурс знатоков.

    Разнообразные конкурсы дали возможность каждому ученику найти себя.

Итогом  праздника был мини- спектакль « Наперсница волшебной старины», посвящённый няне поэта. В зале была организована выставка художественно- прикладного искусства, на сцене царила атмосфера русской старины (комната няни поэта).  Вот здесь чётко сработала совместная работа цепи - “учитель русского языка и литературы – библиотекарь – обучающиеся – родители – педагог дополнительного образования и учителя других предметов».  Дети проявили и показали разные свои творческие способности и таланты.  Они играли роль А.С Пушкина в детстве и в зрелом возрасте, играли друзей поэта, няню, читали стихи, инсценировали сказки. Очень приятно, когда после окончания спектакля, ученики и гости долго не отпускали маленьких артистов со сцены, громко аплодируя, никто не спешил покинуть зал. Ощущение иного мира, прикосновение к тайнам творчества поэта – всё это производит должное впечатление и на участников, и на их родителей, и на учителей. С теми, кто принимал участие в спектакле, мы потом анализируем ход действия: говорим о том, что удалось, а что и не получилось. Но удовлетворение от коллективного дела испытывают все.

     Такие праздники позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим словно бы участниками далёких или недавних времён и событий, играя  роли и писателя (поэта), и его современников, и критиков. А чтобы донести всё это до зрителя, необходима кропотливая подготовительная работа. Кроме того, ведётся процесс обучения обучающихся актёрскому мастерству.

Из года в год,   19 октября,  мы проводим различные внеклассные мероприятия, связанные с именем великого поэта.

Была проведена «Лицейская неделя». Ребята старших классов рассказывали  обучающимся начальных классов о Лицейских годах А.С.Пушкина.

 « Отечество нам - Царское Село»,- так называлась композиция – рассказ о друзьях поэта для учащихся  5-7 классов. Был проведён «Звёздный час»  по творчеству А.С.Пушкина ( Приложение 3),  интеллектуальная игра  по повести « Капитанская дочка», литературный вечер « Дружба в жизни и лирике А.С.Пушкина», а также конкурс рисунков, поделок.

    Проводим «Пушкинские уроки» в нетрадиционной форме, « Пушкинские  чтения». Ребята декламируют стихотворения поэта,  делятся своими впечатлениями о прочитанном.

    Чтения можно устраивать по творчеству любого поэта, главное для нас, учителей литературы, показать ученикам индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций и новаторства.  Лучше  проводить такие мероприятия в день рождения поэта. При подготовке и проведении  композиции, посвящённой творчеству того или иного поэта, опираюсь на старшеклассников, но обязательно вовлекаю ребят из 5-8 классов. Каждый вносит свой посильный вклад. Группа учащихся отвечает за оформление зала (класса), где будет проходить мероприятие. Другая группа полностью работает над композицией. Предварительно я читаю детям сценарий, вместе распределяем роли. Обучающимся предлагаются стихотворения поэта. А они сами решают, кто какое стихотворение будет декламировать. Право выбора предоставляется и для освещения периодов жизни и творчества поэта. Целесообразнее построить композицию  по принципу хронологии. События жизни поэта должны быть созвучны с его творчеством. Учениками в актовом зале создаётся творческая лаборатория с фотовыставкой, выставкой рисунков, на которой представлены фотографии разных периодов жизни поэта и рисунков к произведениям. Ребята демонстрируют работу этих выставок. Они выступают в роли библиографов, рассказывая по фотографиям о жизни великого поэта, по рисункам о произведениях и героях. Обязательна в работе композиции выставка книг, посвящённых творчеству и биографии поэта. В этом помощь оказывает библиотекарь школы. Музыкальное оформление является обязательным. Оно дополняет поэтическую атмосферу данного мероприятия. Его помогает организовать учитель музыки. Мы зажигаем свечи, гасим электрический свет и ведём задушевный разговор.

       Например, можно организовать « Есенинские чтения» по такому плану:

Детство («Низкий дом с голубыми ставнями»)

Тема Родины («Над окошком месяц», «Запели тёсаные дроги»)

Природа родной русской земли («Вот оно, глупое счастье»)

Зрелые годы («Песнь о собаке», «Корова», «Разбуди меня завтра рано»)

«Персидские мотивы» (стихотворения данного цикла)

Милый сердцу образ матери («Письмо матери»)

Трагические предчувствия смерти («Отговорила роща золотая», отрывки из поэмы «Чёрный человек»)

       По такому сценарию была в школе подготовлена и  проведена композиция  « К нам Лермонтов сходит, презрев времена», посвящённая 195-ой годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова; час поэзии  « Я говорю с тобой из Ленинграда», посвящённый О. Берггольц  (Приложение 4) , литературная гостиная « Строка, оборванная пулей», посвящённая поэтам 40-х годов

 ( Приложение 4, на диске).

Самая распространённая комбинированная форма внеурочной работы - неделя Русского языка и Литературы – стала уже традиционной в нашей школе. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников. Проведение недели русского языка и литературы – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Мне кажется, что проведение предметной недели повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. Они из предложенных  заданий находят себе  по  силе своих способностей и возможностей.  Вся система работы учителя с обучающимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. В школе проходила Неделя русского языка и литературы, которая включила в себя следующие мероприятия: конкурс газет и кроссвордов, КВН по русскому языку в начальных классах,  викторина  по русскому языку « Своя игра» - 5-6 класс, интеллектуальная игра « Лингвобол» - 7-8 класс, игра « Умники и умницы» для учащихся 10-11 классов; викторина по басням И.А.Крылова,  выставка рисунков- иллюстраций по басням И.А.Крылова, иллюстрированные истории школьной жизни

« Смеёмся над собой». Закончилась неделя литературной игрой « Поле чудес», посвящённой творчеству И.А.Крылова, во время которой ребята показали себя в роли актёров,  инсценируя басни  великого баснописца.

  Важно снова отметить, что проводимая работа невозможна без тесной связи всех звеньев образовательного процесса “учитель русского языка и литературы – библиотекарь – обучающиеся – родители – педагог дополнительного образования и учителя других предметов».

   Работая классным руководителем, я  проводила мероприятия, посвящённые календарным памятным датам, делая опору на свой предмет, т.е русский язык и литературу, включая различные конкурсы, конечно, не обходясь и без межпредметных связей. Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Большую пользу приносит обучающимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. Я привлекала к участию каждого ученика класса, находя для него нужную роль, никто из моих учеников не оставался в стороне. На такие мероприятия мы приглашали учителей, родителей, бабушек, дедушек, младших и старших сестричек и братишек, представителей других организаций, которые были не просто зрителями, но и активными участниками. На  мероприятиях проявляются  и развиваются различные творческие способности обучающихся. Эту работу я продолжаю и сейчас, работая заместителем директора по воспитательной работе.

Предлагаю примерную тематику  ряда мероприятий:

Праздник осени - « Осенние посиделки»;

День Матери – « Это вечное слово- мама. Образ матери в литературе и искусстве» ( Приложение 5);

День Защитника Отечества – « Тёркин – 20..»- конкурсная программа

 ( Приложение 6);

Русская Масленица –« Как на Масленой недели»;

8 Марта- « Прекрасных женщин имена» - конкурсная литературно-познавательная программа ( Приложение 7);

Торжественное вручение паспортов « Я - гражданин России» ( Приложение 8);

25 января – « Итак, она звалась Татьяна» - игра « Поле чудес» с приглашением всех Татьян нашего села.

Блокада Ленинграда – « Я говорю с тобой из Ленинграда» - час поэзии;

День Победы – « И помнит мир спасённый» - конкурс стихов ( Приложение 9)

   Результатом нашей  коллективной работы явилось участие в областном конкурсе « Лучший ученический класс», где каждый год мы добивались результатов: 2007 год  – Диплом  3 степени, 2008 год – грамота в  номинации «За любовь к родному краю»,  2009 год – грамота в номинации « Лучший спортивный класс».  Добиться таких высоких результатов помогли  творческие способности моих детей, которые они развивали, принимая активное участие  в различных праздниках, конкурсах, олимпиадах. Итогом нашей совместной работы был незабываемый праздник -  выпускной бал « Школьные годы чудесные» ( Приложение 10), над сценарием которого мы  работали вместе: учитель - дети– родители.

    Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения коллективных творческих дел. Ведущим принципом в отношениях является принцип сотрудничества и сотворчества. Главное здесь то, что все дети становятся авторами созидаемых дел, а не простыми зрителями. Это развивает в них чувство ответственности, гордости за себя и свою школу, помогает  школьникам самоутвердиться, освоить навыки применения полученных знаний, накопить опыт общения, развить способности к адаптации в условиях современного общества. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

                                       

Результативность и выводы.

 Внеклассные мероприятия позволяют обучающимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста.  

  Результатом  обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, статья в газету, спектакль, презентация,  исследовательская работа, композиция, выпущенная газета

 ( Приложение  11 ).

     Следуя цели своей педагогической деятельности, стараюсь включать в работу с обучающимися элементы научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. Результатом этой работы являются созданные учащимися рефераты: « Жизнь и творчество Б.Ш. Окуджавы»( Звездина Н., 2007 г.), « Тема любви в творчестве М.Цветаевой» (Мальцева К, 2008г.), « Многогранность чувства любви  в произведениях   И.Бунина» ( Маслова В., 2008 г), исследовательские работы:

« Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»( Красавцева Т.,2008) , « Женские образы в романе И.А.Гончарова « Обломов»( Красавцева Т., 2009 г ).

Ежегодно я провожу школьные олимпиады по русскому языку и литературе для обучающихся 5 – 11 классов. В 2008 – 2009 учебном году  ученица 10 класса Красавцева Татьяна заняла 1 место в районном туре олимпиады по русскому языку и 1 место по литературе. Каждый год мои ученики участвуют в международной игре-конкурсе « Русский медвежонок – языкознание для всех», Красавцева Татьяна получила грамоту( 2008г). Диплом призёра Всероссийского  молодёжного предметного филологического чемпионата получила  Грибанова Анастасия -7класс ( 2010г) . Уже второй год подряд мои ребята участвуют в интернет –викторине « Никто не забыт,  ничто не забыто», посвящённой памяти солдат, погибших в годы Крымской войны , интернет –викторине по истории мировых религий, посвященной истории православной культуры, интернет –викторине « Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённой городам – героям. В школу пришло благодарственное письмо  от организаторов за активное участие ребят в творческих конкурсах.

Большая совместная работа проводится с педагогом дополнительного образования, руководителем школьного музея, учителями истории при подготовке к мероприятиям и конкурсам краеведческой  и патриотической направленности. К 65-летию Великой Победы был проведён конкурс чтецов

« И помнит мир спасённый». Мы принимали участие в областном конкурсе

« Отечество. Саратовский край в истории России » (Головенко Анастасия  -11 класс),  « Растим патриотов России» ( Жиркин Александр, 11 класс), в областном конкурсе сочинений « Урок письма» ( Шабанов Евгений, 7 класс). Мои ребята приняли участие в областном конкурс творческих работ, посвящённых 65-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года ( конкурс проводила  газета « Провинциальный телеграф». Работа Шабанова Евгения была напечатана в газете. Мы получили благодарственное письмо и приглашение на торжественные мероприятия в г.Саратов.

Ребята  активно участвуют во всех творческих конкурсах районного масштаба :  2008-2009 учебный год :районный литературный праздник «Женские образы в литературе» Красавцева Татьяна,  Головенко Анастасия -11 класс;  2009-2010 учебный год: конкурс сочинений « Судьба страны в судьбе семьи» Шабанов Евгений - 6кл .; конкурс детского творчества « День Победы глазами детьми» Грибанова Анастасия - 6 класс; конкурс  детского творчества по пожарной безопасности: « Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра!» Шабанов Евгений,  Грибанова Анастасия- 6 класс, « Праздник русского языка» Сулейманов Вадик( 6 класс) -2 место конкурс чтецов;  литературный праздник « Прекрасна русская природа» (коллективная работа) – 3 место в номинации «Художники- иллюстраторы»;  2010-2011 учебный год:  литературный конкурс детского творчества «Звезды ВнеЗемелья»- Волк Виктория - 5класс; праздник русского языка и литературы -3 место (Агабалаева Сабина, Шабанов Евгений, Сулейманов Вадик-7класс) в номинации « Реклама русского язык; дистанционный конкурс русского языка и литературы  «Ученик – Учителю» -2 место ( Шабанов Евгений . 7 класс); 2011-2012 учебный год: конкурс сочинений « Моя милая мама»- Шабанов Евгений -2 место,  Грибанова Анастасия -8класс; конкурс газет в электронном виде  по русскому языку или литературе   для учащихся 5-11 классов - коллективная работа учащихся 8 класса.

   Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе на протяжении всех лет обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере сотрудничества. 

  Результатом работы считаю: повышение качества знаний по предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе.

     С развитием творческих способностей развивается  личность ребенка. Дети становятся  ещё более активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах, они являются  лидерами в общественной жизни.

   Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеклассной работе. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.  А мы, учителя,  работающие над развитием творческих способностей обучающихся на уроках и во внеклассной работе, должны помнить:
- Надо быть терпеливыми. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
- Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.
- Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
- И самое главное – творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
 ( Приложение 12 )

 

Жиркина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы.