Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Головко Екатерина Васильевна

 «Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светоносное значение культуры, обращая наше внимание на этимологию слова, что значительно углубляет взгляд на привычное понятие культуры, конкретизирует его. Если «культ» есть почитание, поклонение, а «ур» означает огонь, свет, то уже само слово Культура предполагает творческое горение, поклонение свету Знания и Красоты. «Культура есть синтез Познавательного и Прекрасного, и радуга этого синтеза даст продвижение», - писал Н.К.Рерих.

  Необходимо помнить, что истинное понимание красоты выступает и как предпосылка объективных, истинных знаний. Принцип Красоты – один из древнейших методологических принципов познания.

   Постижение искуссва – процесс по многим параметрам столь же сложный, как творчество. Образованность не спасает ни читателя-школьника, ни филолога от художественной глухоты, и потому необходимы специальные усилия в процессе обучения, призванные сформировать основы общения с художественным текстом.

Интерпретация, то есть истолкование художественного текста, понятие широкое. Предлагаем классификацию В.Г.Маранцмана, который выделяет 4 вида интерпретации: научную, критическую, читательскую, художественную. Мы рассмотрим  читательскую и художественную интерпретации, в которых очень важен  личный взгляд читателя на литературное произведение, который, с точки зрения Л.Н.Толстого, стремится «заразить чувствами» собеседника.

              На использовании того или иного вида интерпретации, в частности и на музыкальную, цветовую, драматическую, будут оказывать влияние возрастные особенности читателя, его тип мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_interpretatsiya_hudozhestvennogo_teksta.doc2.16 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы

Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий....

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

«Кристалл» школьного издания, или любовь к «царственному слову» (Головко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы, редактор независимого детско-юношеского журнала «Мы» МБОУ «Гимназия№96» г.Казани)

Школьное издание в XXI веке, отражая многообразную жизнь учеников и их учителей как в учебное, так и в внеурочное время, не может пройти мимо освещения жизни и творчества писателей, которые заст...

Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...