Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы
статья по теме

Будаева Татьяна Анатольевна

Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы

«Просто знать – ещё не всё,

Знания нужно уметь использовать»

Гёте

Приоритетным направлением СПО сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательских  компетенций студентов.

Функции среднего профессионального образования в современной социокультурной ситуации не могут ограничиваться подготовкой студентов к профессиональной деятельности, а становится формой трансляции и воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, и дисциплинам гуманитарного цикла в этом процессе принадлежит первостепенная роль.

Необходимо заинтересовать студентов, поставить их в позицию исследователя, пробудить интерес к учебным дисциплинам и создать внутреннюю мотивацию учебной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, эти знания более прочные.

Интеграция – путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, а ее основа – межпредметные связи. Использование интеграции как средства формирования исследовательских компетенций направлено на повышение мотивации обучения и стимулирование самостоятельности студентов при подготовке к учебным занятиям. Основными задачами  являются:

  • Воспитание познавательной активности;
  • Выработка умения самостоятельно находить необходимую информацию, ее анализировать, систематизировать, структурировать и классифицировать, проводить исследование;
  • Повышение эффективности учебных занятий, развивая мотивацию через использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.
  • Совершенствование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности, повышая культуру устной и письменной речи.

Интегральные технологии открывают огромные возможности перед преподавателями. Роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого  и нравственного развития студентов.

На учебных занятиях используем активные формы, которые способствуют формированию исследовательских компетенций, развитию умения грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности:

  • занятия-исследования;
  • семинары;
  • практикумы;
  • деловые игры;
  • дискуссии и т.д.

Организация и проведение интегрированных занятий состоят из следующих этапов:

1. Мотивация и целеполагание.

2. Планирование.

3. Исследование.

Использование данной технологии позволяет:

- значительно сэкономить время на учебном занятии;

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

- разнообразить формы работы;

- активизировать внимание;

- повысить творческий потенциал личности.

Интеграция между учебными дисциплинами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей этих дисциплин. Художественный текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих гуманитарных наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологи, философии, литературоведения, истории и других.

При подготовке и проведении интегрированного учебного занятия ставится общая цель – студенты должны осознать межпредметную сущность познавательных задач, осуществить отбор необходимой информации из различных областей знаний, аргументированно и лаконично отвечать на вопросы. Преподаватель  направляет внимание, формирует исследовательские компетенции путем заданий и упражнений, выявляет способности и интересы студентов.

Применяем разнообразные методы, приемы, средства (проблемное и групповое обучение, репродуктивный, частично-поисковый, продуктивный, метод опорных сигналов, метод самостоятельной работы с художественным текстом и дидактическим материалом, метод проектов), которые основаны на аналитической работе с текстом и предполагают возможность выбора студентом самого текста, заданий, справочного материала, форм выполнения работы. Подобные учебные занятия создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих компетенций и реализуются через педагогику сотрудничества.

Хорошо прослеживается связь литературы и истории при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе стихотворений. Так, например, по теме «Лирические откровения Афанасия Афанасьевича Фета» студенты «познали истину», работая в творческих группах, что позволило им погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХIХ века.

  1. Группа текстологов прочитала и проанализировала несколько стихотворений А.А. Фета, познакомила с тематикой его творчества. Была отмечена музыкальность и лиричность стихов. Прозвучал романс П.И. Чайковского на  стихи А.А. Фета «Я тебе ничего не скажу».
  2. Группа литературоведов познакомила с перепиской поэта, с воспоминаниями о нем современников, мемуарами.
  3. Группа архивариусов познакомила с библиографическими данными поэта. В завершающей части учебного занятия студенты дали письменные аргументированные ответы на вопросы.

Одним из источников эстетического воздействия на студентов являются также произведения живописи. Использование картин и иллюстраций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать ассоциативное мышление.

Совместно с преподавателем математики было подготовлено и проведено интегрированное занятие по теме «Имя числительное». В процессе работы студенты обобщили и закрепили знания, познакомились с историей числительного 40, с древнерусскими именами, со старинными русскими мерами длины, с историей марафонской дистанции,  исследовали загадку Российского флага и ответить на вопрос: почему число «13» считается несчастливым.

Довольно эффективным средством развития исследовательских компетенций является ведение читательского дневника, в котором   интегрируется связь литературы с другими предметами гуманитарного цикла. Теоретические сведения, включенные в читательский дневник студентов, излагаются в стройной логической системе, проиллюстрированы и подкреплены основательным практическим материалом, соответствующим общеобразовательной программе. Необходимо отметить, что работа студентов в читательских дневниках направлена и на развитие самостоятельной практической творческой деятельности.

Применяемые на занятиях русского языка и литературы технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения, информационные технологии являются  эффективным средством формирования исследовательских компетенций в интеграции с другими учебными дисциплинами и дают возможность рационально использовать полученные знания в условиях изменяющейся исторической ситуации.

1.        Алексеев, Н.Г.  Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2008.

2.        Горбатюк, С.Ю.  Организация  творческой  деятельности  учащихся  на уроках русского языка   как  средство формирования  ключевых  компетенций  /С.Ю. Горбатюк // «Физика и окружающий мир»: материалы респуб. научн.-практ. конференции. −  Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. − С. 113.

3.        Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] /А.Н. Поддъяков. - М., 2000.

4.        Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/А. И. Савенков//Школьные технологии. 2008.- №1,.- с. 11-20.

5.        Середенко,  П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам [Текст]/П. В. Середенко – М.: МПГУ, 2007. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя

Статья раскрывает необходимость использования научно-исследовательской деятельности в работе учителя....

Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля

Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...

Статья "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"

В статье показана необходимость вовлечения студентов в исследовательскую деятельность, которая является частью образовательного процесса....

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы»(2017г)

ldquo;Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон,учиться облекать свои впечатленияв более совершенную, яркую, простую форму ”.М. Горький...

Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов

Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...