Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы»(2017г)
проект на тему

Михайлова Светлана Петровна

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,

 надо расширять свой лексикон,

учиться облекать свои впечатления

в более совершенную, яркую, простую форму ”.

М. Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Светлана Петровна - учитель русского языка и литературы

БОУ г.Калачинска Омской области "Лицей"

Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках   русского   языка и литературы»

Введение.

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,

 надо расширять свой лексикон,

учиться облекать свои впечатления

в более совершенную, яркую, простую форму ”.

М. Горький

Актуальность педагогического проекта.

     Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая

     стремится к максимальной реализации своих возможностей,

     открыта для восприятия нового опыта,

     способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

     владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

      умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

     Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы

     Задачи проекта:

     определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

     повысить  интерес к русскому языку и литературе и развивать  мотивацию учебной деятельности;

     повысить  результативность обучения;

     включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

     активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

     Гипотеза.

     Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им

     значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,

     адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,

     выражать свои  чувства и представления о мире различными способами,

     свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач.

     Методы исследования:

     анализ проблемы исследования;

     изучение психолого-педагогической, методической литературы;

     проектирование педагогического эксперимента;

     диагностика:

     1)обобщение;

     2)сравнение;

     3)анкетирование;

     4)тестирование;

     обобщение полученных результатов;

     подведение итогов.

     Ожидаемые результаты:

     высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

 

     повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

 

     прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

 

     умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

 

     активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Объект исследованияобразовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке

Этапы реализации проекта:

     подготовительный: январь 2009– сентябрь 2009г.         

     Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических  технологий  и ИКТ,

     Основной: сентябрь 2009– сентябрь 2010г,        

     проведение уроков с использованием   современных педагогических технологий , ИКТ, формирующими коммуникативные компетенции,

     заключительный: сентябрь 2010– декабрь 2011,

     подведение итогов, анализ результатов.

Цель педагогического проекта: разработка системы заданий для развития коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка.

Практическая значимость проекта заключается в разработке специального дидактического материала, необходимого для развития коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Собранный мною дидактический материал может быть использован как на обычных уроках (включая уроки итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов), так и на уроках развития речи.

Основная часть.

 1.Освоение коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка.

         Концепция модернизации российского образования подчёркивает, чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в жизненных различных ситуациях, необходимо прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения.
А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» — без этих условий нет урока.
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи. Известно, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку, но диапазон работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся в практике гораздо шире. Необходимо искать пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах — учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося.
      Деятельность ребёнка при изучении родной речи должна выстраиваться как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленная на собственное языковое развитие. Материал учебного курса, средства и способы обучения должны быть соотнесены с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности, нужно ориентироваться на ведущую деятельность (в подростковом возрасте это, по мнению специалистов, проектирование, экспериментирование). Важно опираться на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка. Из этого следует, что, например, при введении новой лексики необходимо рассматривать слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка.
Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения.
В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики.

      Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными.
Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов.
Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности.
       При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.
Нельзя обучение русскому языку ограничивать рамками урока. Обязательно нужно дополнять урок специально организованной (вместе с детьми) «языковой средой ». При реализации коммуникативного подхода специально организованная среда является необходимым условием и средством речевого развития.
    Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков развития речи.

2.Основные компоненты и способы  реализации коммуникативной компетенции обучащихся на уроках русского языка.

 

   Основными компонентами и способами реализации коммуникативной компетенции являются:

2.1 современные образовательные технологии.

Исследовательская деятельность.

        Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, НПК, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.

   Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.

   Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, районная конференция «Шаг в будущее», участие в общероссийских конкурсах.

     Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.

Технология  решения изобретательских задач.

«Удивляет!»

   Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.

   Например, при изучении творчества В. Маяковского в 11 классе можно использовать материалы из книги воспоминаний Б. Лившица «Полутороглазый стрелец».

    Интересные факты биографии о С. Есенине (11 класс) можно взять из книги А. Есениной «Родное и близкое», Вс. Рождественского «страницы жизни».

«Лови ошибку!»

  Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Тема урока: «С. Есенин. Обзор жизни и творчества». (11 класс)

    На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С. Есенине с фактическими ошибками.

Задание:  Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» он называет свою семью «простой крестьянской».Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный.

Блочное обучение.

 Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным благодаря подобранным методам и формам работы:

1урок

Тема: Особенности  публицистического  стиля речи

Урок 2

 Тема: Жанры публицистического стиля. Очерк.

Урок 3

Тема: Устное вступление. Доклад.

Урок 4

Тема: Жанры публицистического стиля. Дискуссия. Что такое патриотизм?

Метод фокальных объектов.

Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.

   Тема урока: Изобразительно – выразительные средства.В центре внимания (в фокусе) – художественные средства, которые использует автор. Лучи – раскрывают содержание понятия фокус. (Приложение 1,2)

2.2 коммуникативно-ориентированные задания.

Выделение главных мыслей текста.

 Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.

Задание:

1.5-6 класс.

Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

Пословицы.

У короткого ума длинный язык.

Глаза – зеркало души.

В своем болоте и лягушка поет.

2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями.

Предложения.

По выражению глаз можно узнать о характере человека.

Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.

Болтливый человек не бывает умным.

3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?

5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:

С ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчик

Прогнозирование.

Задания.

5-6 класс.

1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:

Я люблю весну с ручьями,

… (лето) с яркими цветами,

… (осень) с ласковым дождем,

… (зиму) с горкой и катком.

2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:

… снежинки

… на тропинке

… у реки

… уголки

… дома

… зима.

3. В каких словах живет – рак?

… рак; рак …

4.В каких словах спрятались ноты?

…ми…; ре…; до…

5.Напишите слова, где спрятались числа.

Например: Родина, сорока …

6.В каких словах растет ель?

Например: картофель, учитель, понедельник.

7. Собери рассыпанные части предложений:

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

8. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.

Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.

Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?

Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.

9.Вспомните заголовки:

- выражающие главную мысль произведения;

- сформулированные в виде вопроса;

- передающие эмоциональное состояние автора;

- обозначающие место, время действия или имя автора.

10.Определите, о какой книге пойдет речь:

история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее.

Сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.

11.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.

Диалог с текстом.

1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.

2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.

3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?

4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

Включение воображения.

1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.

 Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?

2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.

Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину. (тексты о природе)

3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.

5. Преврати одно предложение в целый рассказ.

6. Закончи рассказ, сказку.

Работа над сочинением.

1. Творческое сочинение по картинке.

Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

2. Свободное сочинение.

Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

3. Сочинения на темы художественных произведений

Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

Драматизация и словесное рисование.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.

Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках.

Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

3. Диагностика эффективности педагогического проекта.

3.1. Качество знаний.

   Об эффективности применения рассмотренных здесь методов, прежде всего, свидетельствует рост качества знаний по предмету , формирование положительной  Я-концепции учащихся, положительная динамика роста  отношения к окружающим и процессу обучения. Но кроме этого, хочется выделить следующие  моменты работы:

                 становление активной позиции в учебной деятельности, т. е. сама организация урока способствует включенности всех без исключения учеников в работу, не дает возможности «отсидеться»;

                 возникновение устойчивого  интереса к процессу обучения (удовлетворенность результатом деятельности порождает удовлетворенность самим процессом);

                 формирование собственного мнения, которое они учатся аргументировать;

                 развитие коммуникативных умений в процессе общения.

3.2. Анкетирование.

   В октябре 2010, 2011 года проводилась диагностика «Мотивы к изучению русского языка» В феврале 2012 года было проведено  анкетирование среди обучающихся 5а, 8в,10а класса «С каким настроением ты  идёшь на урок?».Всего приняло участие в анкетировании 64 ученика. (Приложение3,4)

3.3. Экспертная оценка.

                Кроме того, мои ученики неоднократно становились победителями муниципальных и региональных, всероссийских, международных конкурсов, но самое главное - благодаря активному использованию методов и способов реализации коммуникативной  мои ученики пошли по пути самопознания и самореализации.

4.Выводы.

 

1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

 

     способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;

     затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

     позволяют  проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;

     повышают мотивацию к учению;

     развивают познавательную активность;

     вызывают интерес к предмету;

     дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;

     способствуют повышению качества знаний.

 

          2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

          3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

 

   В ходе реализации проекта создан пакет коммуникативно-ориентированных заданий, банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ.

 

 

И в заключение хочется добавить, что, работая над данной темой, я пришла к выводу, что полноценно реализовать идеи технологии сотрудничества невозможно лишь в рамках урочной и внеурочной деятельности, поэтому были налажены тесные связи со СМИ «ВИРМА», городской библиотекой №3, с историком-краеведом Курбатовым А.Ю., центром «Молодежная инициатива». Уверена, что это не предел.

6. Информационные ресурсы:

 

1.     Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое

пособие для учителей. – Самарский дом печати,1994

2.     Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М,2006

3.     Иванов Д.А.  Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.

4.     Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004

5.     Лабутин В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы  http://www.256.ru

6.     Метод  проектов на уроках литературы // Школьные технологии,-2003,№6

7.     Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000

8.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999

9.     Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007

10.  Портфолио ученика средней школы/авт.-сост И.Г.Юдина,-2-е издание, Волгоград учитель,2008.

11.  Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения6Методическое пособие./ Сост. Кравцова С.А.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009.

12.  Интернет ресурсы

13.  www.it-n.ru сеть творческих учителей

14.  www letopisi.ru

15.  www.metod kopilka.ru

      

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.

Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции  формирования коммуникативной компетенции....

Презентанция "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка"

Выступление на педагогическом совете от 22 апреля 2014 годаГолубева Юлия Петровна.Мое выступление посвящено   формированию коммуникативнойкомпетенции  у учащихся на уроках английского я...

Педагогический проект «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся c ОВЗ на уроках развития речи»

Поиск методов и технологий педагогического воздействия, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию у обучающихся c ОВЗ ....