Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы
статья на тему

Газизова Гульнара Маратовна

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных законов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы.

 

Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать. 
Сесиль Лупан. 

Роль уроков литературы в школе XXI века становится особо значимой, ведь чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа. И если не школа научит понимать и ценить настоящую литературу, то кто же? Ведь речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Поэтому главная наша задача учителей словесников – донести до своих учеников слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Наша главная задача – помочь ученику увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель.

Мы, учителя литературы, должны научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.

17 лет я работаю в школе. За это время пришлось многое осмыслить, передумать. Всё больше убеждаюсь в том, что мы можем многое, у нас немало неиспользованных резервов. Один из них - совместная забота о том, как заинтересовать детей книгой, как научить анализировать текст, понимать то, что написал автор.

Тут и начинается поиск учителя, в котором главной задачей является подбор таких методов и приёмов в преподавании литературы, которые пробуждали бы интерес к чтению, желание трудиться. Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ученик испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ученика, заставит задуматься о чем-то важном для себя и приобрести что-то новое. И тогда каждое новое произведение будет как открытие чего-то нового лично для него.

В школьном возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, идет накопление чувств и переживаний. Поэтому школьники ищут в чтении сильных эмоциональных переживаний.

Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность учащихся. Здесь уместно обратить внимание на существование системы Е.Н. Ильина: "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека", основой которого является преподавание литературы как искусства. Для него урок литературы это:

-урок-общение, а не просто работа;

-это искусство, а не только учебное занятие;

-это жизнь, а не предмет в расписании.

Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону "трех О":

-очаровать книгой;

-окрылить героем;

-обворожить писателем;

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. 

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное”. 

Главной своей задачей на уроках литературы считаю формирование читательского интереса у школьников.

Как заинтересовать ребят чтением? 

Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам, а не по краткому пересказу.

В 5 классе я стараюсь проводить литературные пятиминутки. Вначале книги приношу я, стараясь выбирать лучшее из того, что соответствует возрасту и интересам учащихся, но не включено в школьную программу. Знакомство может происходить в форме рекомендации-рассказа о книге, чтения самых интересных мест, чтения с продолжением на следующих уроках. Затем уже сами ребята предлагают для обсуждения произведения, о которых им бы хотелось порассуждать на уроке.

В своей работе я использую такие формы как читательский дневник. Хотя, я считаю, ведение читательского дневника – не обязательное условие для всех учащихся. Читательские дневники ведут ученики по желанию. Ученики фиксируют информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулируют своё отношение, описывают свои впечатления, оценивают содержание, язык, структуру произведения. Один раз в четверть (обычно на последнем уроке) совместно с учащимися анализирую читательские дневники. На уроках использую творческие задания, способствующие, на мой взгляд, формированию читательского интереса школьников, воспитанию вдумчивого, внимательного читателя. Они повышают стремление учеников-читателей проникнуть в творческую лабораторию писателя, концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции, образах, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, т.е. они должны самостоятельно приобретать знания.

У С.Я.Маршака есть замечательные слова: «Счастлив учитель, которому удаётся легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к изучению и анализу художественного произведения без потери того наслаждения, которое даёт человеку искусство».

        Уроки литературы - это особенные уроки, «часами воодушевления, эмоционального подъёма», называл их А.Т.Твардовский. Любое произведение надо сначала перечувствовать. И только после того как произведение пережито, прочувствовано, можно начинать его анализ, искать секреты мастерства.

        Выбирая произведение для анализа, учитель должен исходить из оценки возможностей учеников. Какое бы произведение ни было выбрано для изучения, его анализ должен сопровождаться письменными работами.

        Для анализа и интерпретации текста учитель вправе использовать всевозможные технологии. Только так произведение будет в полной мере понято учеником.

Сам процесс работы с текстом, способы его анализа, приёмы его более или менее подробного изучения, в ходе которого каждый ученик получает определённые читательские умения, формируют читательскую, коммуникативную, речевую и другие компетенции.

Если для анализа выбрано небольшое по объёму произведение, то текст может быть прочитан прямо в классе. В данном случае самым продуктивным предоставляется использование одного из приёмов технологии критического мышления- так называемого чтения с остановками, позволяющего «погрузить» учащихся в текст, приучающего к медленному, вдумчивому, аналитическому чтению- и одновременно повышающего интерес к тексту, развивающего образное, творческое мышление детей, делающего их как бы соавторами писателя.

В соответствии с алгоритмом этой технологии на стадии вызова, цель которой- повысить мотивацию к чтению произведения, вызвать интерес к анализируемому тексту, целесообразно начать разговор с обсуждения названия рассказа, с предложения пофантазировать- о чём может быть рассказ с таким названием. В этом толчок будет дан, настой- создан, интерес- пробуждён.

Итак, «чтение с остановками» может происходить на протяжении всего этапа осмысления. Здесь происходит не только знакомство с сюжетом, но и первое его, по ходу чтения, осмысление, анализа его проблематики.

Наверное, самый важный этап, третий, - рефлексия, т.е. постижение глубинного смысла рассказа. Теперь мы должны сделать выводы из анализа, ответить на самый главный вопрос: что хотел сказать писатель, выстраивая свой сюжет? Для чего вообще написано это произведение?

В старших классах особенно необходимо сформировать у учеников способность к глубокой и самостоятельной оценке произведений, умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, литературой изучаемой эпохи, оценками современников, творчеством предшественников и последователей, мировым историко-литературным и культурным процессом.

Наверное, окончательная система умений, связанных с анализом и интерпретацией текста, может быть сформирована только к окончанию школы.

Важнейшей задачей на уроках анализа текста в старших классах становится подготовка учащихся к созданию самостоятельных интерпретаций произведений с разной родо-жанровой природой, так как именно старшеклассники должны научиться интерпретировать тексты с использованием знаний по теории литературы, уметь анализировать эпизод эпоса или драмы и лирический текст.

На уроках обучения анализу и интерпретации произведения задания уже в меньшей степени опираются на интересы учащихся и выбираются учителем, так как они нужны не только для совершенствования уже имеющихся читательских качеств учеников, но и тех сфер литературного развития, которые сформированы слабее. Задания в большей степени направлены на формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Количество заданий варьируется и зависит от уровня подготовки класса и предпочтений преподавателя. При изучении крупных прозаических произведений наиболее частой формой работы является обучение анализу эпизода.

При анализе эпического (драматического) произведения или его фрагмента важно помнить, что любой элемент текста значим для понимания. Необходимо выбрать для анализа именно те компоненты, которые в данном эпизоде являются смыслообразующими.

После изучения произведения (лирического, прозаического, драматического) предлагаю выполнение заданий разных видов: на проверку знания текста, на умение анализировать эпизоды, на понимание терминов, их осмысление в новых контекстах, на формирование навыков декламационного чтения.

На уроках литературы отрабатываются общеучебные умения такие как: читать, пересказывать, анализировать, обобщать, делать выводы, писать сочинения разных жанров; и частно-предметные умения: выделять и истолковать художественные особенности текста, понимать и объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, истолковывать смысл фрагмента как части целого произведения (его связь с проблематикой и роль в композиции).

Вот почему целью деятельности педагога является развитие специальных учебных умений обучающихся по литературе средствами самостоятельной работы.

В процессе изучения литературного материала у обучающихся формируются фактические и теоретические знания, умения, необходимые в самостоятельном применении.

В состав фактических знаний входят:

  1. Знания, связанные с текстом (сведения о героях, о теме, сюжете, о проблемах, волновавших автора; знания наизусть стихов и отрывков из художественной прозы);
  2. Знание биографического материала и основных вех творческого пути писателя; знание сведений о литературных организациях и журналах, о критических статьях, посвященных истолкованию литературных произведений;
  3. Знание исторических событий, оказавших глубокое влияние на развитие художественной литературы.

В состав теоретических знаний входят:

  1. Знания теоретико-литературных понятий «тема», «сюжет», «идейный смысл», «композиция», «жанр произведения»;
  2. Знания о закономерностях развития художественной литературы (образное отражение жизни общества).

Необходимо выделить умения, позволяющие обучающимся закреплять и применять полученные знания.

  1. Работа с книгой (т.е. внимательное чтение без пропусков), записи о прочитанном (план главы, цитаты, тезисы, конспект критической статьи, аннотация к книге), умение пересказывать текст, выделять главную мысль, анализировать, обобщать материал;
  2. Работа над сочинением (понять тему и отобрать материал для ее раскрытия, стилистически правильно изложить свои мысли, сделать выводы и обобщения).

 

Учащиеся учатся

  1. Определять элементы алгоритма при работе с текстом;
  2. Анализировать эпизод;
  3. Объяснять мотивы поведения персонажа в конкретной ситуации, изображенной автором;
  4. Давать характеристику литературному герою, рассматривая его как изображение человека определенной среды и эпохи;
  5. Определять и обосновывать свое отношение к литературному герою, произведению, автору;
  6. Вести монологическую речь;
  7. Делать сопоставительный анализ произведений.

Для формирования умения определения элементов алгоритма при работе с текстом, можно рекомендовать обучающимся записать фразу-помощницу, если необходимо вспомнить как называются литературные понятия. В левом столбике первая буква слова подскажет букву, с которой начинаются элементы алгоритма работы с текстом.

Фраза - помощница

Элементы алгоритма работы с текстом

Ты

Понял

Где

Следует

Искать

Ответ?!

Тема

Проблема

Герои

Сюжет

Идея

Особенности

При этом будет

1) повышаться уровень знаний учащихся;

2) меняться уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они будут рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

3) ярче будут проявляться познавательные интересы учащихся и их стремление к активной самостоятельной работе на уроке и во внеурочное время.

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных законов и т.д.  

Интерпретация текста художественного произведения преследует различные учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие интерпретации художественных произведений и аргументировано высказывать собственную точку зрения, в-четвёртых, развивает навыки письменной монологической речи учащихся, умение писать в жанре критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный или групповой характер, исходя из особенностей группы, интересов, склонностей учащихся.

Результатом моей кропотливой работы (научить ученика анализировать текст) является выход на более сложный (если это можно так сказать) уровень- сдачу ГИА. Мои ученики- выпускники достаточно часто выбирают литературу в качестве экзамена, пишут исследовательские работы, участвуют в олимпиадах по предмету и во всероссийских сочинениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста на уроке литературы

Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

Анализ художественного текста на уроках литературы

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

Программа спецкурса по литературе «Анализ и интерпретация художественного текста»

Элективный    курс   «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гум...

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...