Главные вкладки

    Анализ художественного текста на уроке литературы
    статья по литературе по теме

    Белова Марина Александровна

    Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное требование современного литературного обра­зования.   Думается, единственно возможный путь — заинтересовать уча­щихся, вызвать у них стремление самим погрузиться в этот необъят­ный мир, постигнуть его законы и особенности. В статье предлагаю различные виды и алгоритмы анализа литературного текста.Искусство анализа не самоцель, а средство разви­тия - развития эстетического, интеллектуального и,  в конечном сче­те, творческого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiz_hudozhestvennogo_teksta_na_uroke.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ художественного текста на уроке

    Белова Марина Александровна, учитель русского языка и литературы

    Если спросить любого учителя, в чем видится ему главная труд ность его работы, в чем основная проблема современного литератур ного образования, можно не сомневаться, что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать.

    Анализ  сформированности интереса к чтению в начальной школе показывает достаточно высокий уровень. Однако на 2 ступени дети утрачивают интерес, неохотно читают программные произведения.

    Думается, во многом потому, что в школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, объяснять. Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что  заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой.

                Поэзии в таком случае может и вовсе не найтись места в школьных программах, еще и потому, что анализ текста, особенно текста поэтического, вызывает у школьников, а подчас и у учителей наибольшие трудности.

    Однако  в Федеральном компоненте государствен ного стандарта, принятого в 2004 году, обозначены следующие цели изучения литературы:

    1. «овладение умениями творче ского чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы» (основная школа),
    2.  «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художест венного целого в его историко-литературной обусловленности с ис пользованием теоретико-литературных знаний» (старшая школа, базовый уровень).

    Таким образом, обучение анализу художественного текста - обязательное требование современного литературного обра зования.   

    Несомненно, что содержание в подлинном произведении искусст ва просто неотделимо от его формы.  Не случайно  Л.Толстой  на просьбу пересказать кратко содержание  одного из его романов ответил, что не может сократить его ни на одну  фразу.  Тем  более это относится к произведению поэтическому.

     «Стих как тело человека,- писал В.Белинский,- есть откровение, осуществление души – идеи… он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли».

    Анализ поэтического текста - последовательность аналитических действий, каждое из которых представляет собой очередной шаг к постижению глубины смысла и богатства формы.

    Использую различные планы анализа (в зависимости от особенностей произведения, уровня подготовленности класса).

     В основе многих методик анализа – исследования Л.В.Выготского, который в книге «Психология искусства» доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и пере живании произведения искусства.

     Определяет  основной психологический закон эстетического восприятия - возникновение  противоречия, борьбу  противоположных эмоций и пишет о Пушкине: «Его лирика обнаруживает везде один и тот же закон, закон раздвоения».

    Любой анализ ху дожественного произведения следует начинать с поиска этих двух полюсов, которые вызывают у нас противоположные эмоции. Это могут быть контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветов палитры, точек про странства и времени, даже звуковых рядов.

                Сопоставительный анализ - один из наиболее интересных и эф фективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении просле дить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизве стный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты различает. И, наконец, объяснение выявленных различий, помогающее интерпретации текстов.

    Есть разные виды сопоставительного анализа:

    1. сопоставление раз ных текстов одного автора,
    2. аналогичных по тематике текстов раз ных художников слова,
    3. обращение к черновым редакци ям того или иного произведения.

         Сопоставительный анализ при изучении лирики не так распространён в школьной практике, хотя известный опыт всё же есть. Он в основном не выходит за рамки историко-литературного компонента литературного образования и связан с пониманием формирования мировоззрения автора, отношения к нравственным ценностям, искусству, гражданской позиции. Это темы свободы, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве разных авторов. Это “сквозные” мотивы и образы в поэзии: море, родная земля, природа, возлюбленная, пророк, вдохновение.

             Принцип сопоставительного анализа стихотворений в единстве содержания и формы, с учётом теоретико-литературной составляющей, актуален для современного изучения литературы, так как предполагает рациональный, опирающийся на предшествующий опыт подход к изучению художественных явлений и ведёт к формированию умения самостоятельно осваивать и оценивать их.

    Еще одна очень важная особенность нашей психики, которая должна лечь в основу обучения анализу поэтического текста, - спо собность к ассоциативному мышлению. Психологическая наука знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности. Образы  вымышлены, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции, и чем ярче художественный образ, тем силь нее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций из разных сфер нашей собственной жизни он вызывает.

                  Заслуживает внимания такой подход, который ограничивается рассмотрением текста произведения "от первого слова до последнего". Этот подход позволяет выявить внутреннюю структуру произведения, природу его художественной организации, определенную - порой значительную - часть заключенной в тексте художественной информации. Конечно, такой подход представляет необходимый, но все же начальный этап изучения произведения. Он не даст нам сведений о социальном функционировании текста, не раскроет истории его интерпретаций, места в последующей эволюции поэта и огромного числа иных вопросов. Однако указанный "монографический" анализ текста составляет необходимый и первый шаг в его изучении. Кроме того, в иерархии научных проблем такой анализ занимает особое место - именно он, в первую очередь, отвечает на вопрос: почему данное произведение искусства есть произведение искусства. Если на других уровнях исследования литературовед решает задачи, общие с теми, которые привлекают историка культуры, политических учений, философии, быта и т. п., то здесь он вполне самобытен, изучая органические проблемы словесного искусства.

            На данном этапе серьезное внимание необходимо уделить вопросам теории литературы, жанровым особенностям, метрике стиха.

    Программа по литературе на 3 ступени настолько насы щенна материалом, что не приходится говорить о по дробном монографическом изучении творчества даже самых круп ных, «знаковых» фигур и тем более о тщательном анализе текстов.

     С другой стороны, сами эти тексты — как поэтические, так и прозаи ческие — часто настолько сложны и многозначны, что без глубокого, «многоступенчатого» анализа не может быть и речи об их адекват ной, соответствующей авторскому замыслу интерпретации. Как раз решить это противоречие? Как успеть на крошечном пространстве времени,  отведенном  учебными  планами,  дать  представление и о сложном, полном противоречий и трагических ситуаций литера турном процессе, и о «жизни и судьбе» хотя бы самых известных художников слова России и русского зарубежья, и о закономерно стях развития поэтического слова и образа, новых художественных открытиях и тенденциях?

    Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес - задача любого учителя-предметника. Каждый решает её по-своему, но в любом случае это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности так называемого левого полушария (технологии проблемного обучения, развития критического мышления, приобщение к поисковой или проектной деятельности и т.д.). Думается, не менее, а применительно к литературе даже более эффективно подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления - всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения.

    В последнее время в нашу жизнь уверенно вошел компьютер, много говорят об информатизации. Появилась и новая форма анализа – компьютерная.

     Компьютерный анализ текстов разных стилей и жанров становится в настоящее время одной из необходимых составляющих лингвистических изысканий. В частности, компьютерное исследование лексической организации поэтических текстов активно используется в работах по коммуникативной стилистике художественного текста, посвященных изучению "закономерностей отбора и организации лексических элементов всех произведений одного автора" (например, в литературе встречается анализ произведений И.Бродского).

           Однако на практике мы имеем отличный от желаемого результат. Дети не читают, даже программные произведения. Отсутствует читательская культура, не сформирован навык анализа.

    Предлагаю вступления (готовые «шаблоны», один из московских учителей назвал их «костылями»). На уроках русского языка в качестве материалов для словарной работы, лингвистического анализа предлагаю тематические подборки (например, словарный диктант: животворящая сила, исполнить великую миссию, с необычайной художественной силой, нести людям Правду…). Выписываем  с учащимися интересные, емкие высказывания философов, писателей, которые затем используем в подтверждение своих мыслей.

    Думается, единственно возможный путь — заинтересовать уча щихся, вызвать у них стремление самим погрузиться в этот необъят ный мир, постигнуть его законы и особенности. И может быть, для достижения этой цели следует прежде всего дать им ключ к интерпре тации сложных художественных текстов, научить понимать их смысловое «многослойное» богатство. Для этого совсем необязательно проанализировать в классе большое количество произведений, доста точно нескольких «типичных» образцов, анализ которых вызовет интерес и потребует напряженной работы ума и творческого вообра жения. Выбор конкретных текстов должен быть предоставлен учителю: каждый предложит своим ученикам то, что ему самому ближе и инте реснее и в чем он, следовательно, сам достиг большего аналитического мастерства.

            Искусство анализа не самоцель, а средство разви тия - развития эстетического, интеллектуального и,  в конечном сче те, творческого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

    Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

    Анализ художественного текста на уроках литературы

    Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

    Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы

    Цель лингвистического анализа - показать, как с помощью слов, словосочетаний, синтаксических построений выражается идейная позиция автра; научить старшеклассников видеть произведение с точки зрения со...

    Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

    Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

    Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы

    С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...

    Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

    Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

    ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

    Статья учителя посвящена проблемам интерпретации и понимания текста классической литературы на уроках в средней школе в условях инновационных подходов к образованию, современным путям анализа текста п...