Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Арбатова Эльвира Николаевна

Цель лингвистического анализа - показать, как с помощью слов, словосочетаний, синтаксических построений выражается идейная позиция автра; научить старшеклассников видеть произведение с точки зрения сочетания лингвистического и литературоведческого анализа; показать, что язык художественной литературы отличается от литературного тем, что это язык, подчинённый задаче художественной мотивировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov_rasskaz_psalom.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы.

М.А. Булгаков «Псалом»

Цель урока:

-показать текст как основу национально-культурного, социально-исторического явления

Задачи урока:

-содействовать приобщению читателя к истории и культуре народа;

-помочь старшеклассникам соотнести авторскую и реальную картину мира;

-связать биографию писателя, его мировоззрение, эстетические взгляды с изображаемыми событиями и их оценкой

Методы урока:

-творческое чтение;

-комплексный анализ текста

Форма организации учебной деятельности: коллективная

Возрастная категория: 10-11 класс

Ход урока

Лингвострановедческий анализ включает в себя:

  • словарный уровень
  • социально-исторический анализ (авторская позиция, эпоха, биография писателя, общественно-политические, эсте
  • национально-культурную жизнь
  • литературоведческий анализ (образы, идея, стиль писателя)

Порядок анализа художественного текста:

  1. знать содержание произведения;
  2. опираясь на лексику, определить время и место действия, штрихи биографии писателя;
  3. жанрово-композиционные особенности;
  4. ключевые слова в рассказе;
  5. ключевые образы;
  6. переплетение реального и фантастического;
  7. особенности стиля, языка

Словарная работа: псалом.

-Перед анализом рассказа определите время и место действия (опираясь на лексические приметы времени, определите, какой исторический период запечатлён в рассказе)

Чтение рассказа.

Эпоха: декрет, Туркестан, аэроплан, синдетикон, Петербург

Декрет-закон, это первые постановления советской власти.

Туркестан-область, появившаяся в 1924 году (новое название Туркмении).

Петербург-с 1914 года Петроград.

События происходят в коммунальной квартире, а коммунальные квартиры - порождение Октябрьского переворота 1917 года.

«Папа придёт-тебя застрелит», керосинка на полу – Гражданская война 1918-1922гг

Мать Славки- из состоятельных кругов. Отец – в армии, вероятно, в Белой.

Вывод: кризис белогвардейского движения, отступление, эвакуация, 1920-1921гг. Дата публикации – 1923г.

Биография писателя.

  1. Участь мужа Веры Ивановны, покинувшего Россию в конце Гражданской войны, могла постигнуть и Булгакова, мобилизованного в качестве врача, если бы в 1920г тиф не приковал его к постели.
  2. 1921 год. Живёт в коммунальной квартире, на полу-керосинка.
  3. Соседи по квартире Шурка, Наташка. Их имена встречаются в рассказе «Самогонное озеро».
  4. Дружба героя рассказа со Славкой. Булгаков любил детей, играл с ними.

Жанрово-композиционные особенности.

  1. Композиция рассказа строится на диалогах (вопрос-ответ)
  2. Реплики заканчиваются многоточиями, свидетельствующими о волнении.
  3. Авторские ремарки помогают понять, что рассказ можно переделать в одноактную пьесу.
  4. В то же время это рассказ, состоящий из монологов, лирических отступлений.

Вывод: это произведение на стыке двух жанров- драматургии и прозы.

Ключевые слова в тексте.

Дверь, чайник, петли, конус, пуговицы, псалом, как-нибудь проживём.

Дверь-место, куда прикован взгляд героя, он ждёт появления любимой.

Дверные петли-они поют приятно и радостно, когда она входит в комнату, и неприятно, когда выходит.

Чайник, конусы света – это маленький очаг любви, тепла посреди холодной Москвы.

Пуговица (мир вещей), псалом (мир духовности, внутренний мир героя).

Как-нибудь проживём- утешение, попытка противиться тоске, печали, злу; твёрдость, решимость, уверенность).

Ключевые образы, используемые в рассказе.

Велосипед, мгла, свет, огонь

Велосипед – любимое развлечение Булгакова, Коровьев на арене цирка появится на велосипеде.

Мгла – укрывает возлюбленных, мгла поглотит Воланда.

Свет – в комнате героя, это отблески света, который не получил Мастер.

Огонь – маленький радостный ад, очистительный огонь, сжигающий подвал.

Переплетение реального и фантастического.

Вставная новелла, в которой герой, реальный Славка, становится героем сказки.

Язык рассказа.

  • литературная лексика (псалом, фрак, туфли, паркет);
  • живая разговорная речь (негодяй, морда, гвалт, бишь, хвать);
  • речевая манера самого Булгакова (извольте, я полагаю, если я не ошибаюсь);

Вывод: в маленьком произведении писателя отразились особенности его творчества – точность в описании места и времени, деталей предметов и событий, драматургичность прозы, верность излюбленным мотивам, переплетение реального и фантастического, тонкого юмора, иронии с глубоким мировоззрением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста на уроке литературы

Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

Анализ художественного текста на уроках литературы

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...

Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья учителя посвящена проблемам интерпретации и понимания текста классической литературы на уроках в средней школе в условях инновационных подходов к образованию, современным путям анализа текста п...