Программа спецкурса по литературе «Анализ и интерпретация художественного текста»
элективный курс по литературе (10 класс) по теме
Элективный курс «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гуманитарного профиля. Учителя, работающие по программе Кутузова, могут использовать данный спецкурс, как элективный, в 9 предпрофильном гуманитарном классе. Спецкурс разработан в соответствии со стратегической линией современного образования , направленной на предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся. Он рассчитан на 15 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный спецкурс
«Анализ и интерпретация художественного текста»
Пояснительная записка.
Целью профильной подготовки учащихся является содействие их самоопределению после среднего полного образования с помощью педагогической , психологической, информационной и организационной поддержек.
Элективный курс «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гуманитарного профиля. Учителя, работающие по программе Кутузова, могут использовать данный спецкурс, как элективный, в 9 предпрофильном гуманитарном классе. Спецкурс разработан в соответствии со стратегической линией современного образования , направленной на предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся. Он рассчитан на 15 учебных часов.
Концепция программы включает в себя следующие аспекты:
- развивать, углублять содержание базового курса литературы
- способствовать самовыражению учащихся
- расширять познавательные потребности творчески работающим учащимся
- получить дополнительную подготовку на профильном уровне.
Цели и задачи программы.
- Расширить общий кругозор учащихся, увеличить их возможность эстетической коммуникации в обществе.
- Обучать школьников самостоятельности в добывании знаний, уметь проводить аналогии, обобщать материал, ставить и изучать проблемы.
- Обучать анализу и интерпретации художественного произведения.
- Развивать потребности постоянного общения с лучшими образцами литературных произведений
- учить грамотно и обоснованно выражать свое мнение
- Развивать учебную мотивацию, художественное воображение и фантазию.
На современном этапе изучения литературы в школе возникает немало трудностей: ученикам зачастую мало интересны уроки, круг их чтения зачастую ограничен развлекательной литературой (в лучшем случае), а более сложные произведения кажутся далекими от современной реальности. Данный спецкурс предлагает ученикам возможность попробовать свои силы не только в традиционном анализе, но и в самостоятельной интерпретации художественного текста. Ведь стремление к собственной точке зрения так присуще подросткам, что зачастую может привести к серьезным затруднениям в самовыражении. Вместе с тем, общеизвестно, что «мало сказать что-нибудь, надо знать, как сказать».
Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно-эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа, но в школьной практике должны быть так или иначе рассмотрены важнейшие его компоненты: творческая история произведения; тема, проблемы; жанрово-композиционное своеобразие, образная структура, художественные приемы и средства выражения авторской идеи.
Интерпретация – истолкование произведения. Сочетание этих двух начал поможет ученику подготовиться к выпускному экзамену по литературе, научит грамотно соотносить «свое» и «чужое»,
Научиться анализу и интерпретации художественных произведений невозможно без знаний теории литературы, как невозможно научиться сложным математическим действиям без знания таблицы умножения. Человек только тогда возьмет из книги что-то для себя, для своей жизни, когда начнет понимать, а понимать сможет тогда, когда будет знать.
Таким образом, можно выделить триединую цель данного спецкурса:
- познавательный аспект.
- Учить и научить каждого ребенка давать и интерпретацию прочитанного, и его анализ.
- развивающий аспект.
- Развивать коммуникативные навыки учащихся, совершенствовать логическое мышление
- Овладение учащимися основными способами анализа и интерпретации художественного текста
- Воспитательный аспект
- Способствовать раскрытию личности ученика, формированию его нравственных качеств на примере лучших образцов русской прозы.
СПЕЦКУРС ««Анализ и интерпретация художественного текста» предлагает для изучения следующие темы:
- Введение в спецкурс.
- Принципы рассмотрения литературного произведения.
- Литературоведческая интерпретация:
- Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса.
- Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.
- Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор".
- Формы выражения авторского сознания в лирике.
- Точки зрения в драматическом произведении
- Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия
- Типы повествования в художественной прозе.
- Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").
- Урок анализа эпизода с элементами интерпретации.
- Итоговое занятие.
Соответственно составлена программа спецкурса:
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Введение в спецкурс | Выяснение уровня сформированности читательского восприятия учащихся, постановка целей и задач курса | 1 |
2 | Принципы рассмотрения литературного произведения.. | Показать отличие анализа от интерпретации, познакомить с основными принципами литературоведческого анализа. | 1 |
3 | Литературоведческая интерпретация: | Показать возможности смысловой многозначности художественного произведения и возможностей его истолкования. | 1 |
4-5 | Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса | Показать влияние критического начала на восприятие литературы | 2 |
6 | Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя. | Показать значение образа слушателя в литературе 19 века | 1 |
7 | Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор". | Показать значение образа автора для интепретации и анализа произведения | 1 |
8 | Формы выражения авторского сознания в лирике. | Лирический герой как субьект занятия, лирический субъект, герой ролевой лирики; внесубъектные формы выражения авторского "я". | 1 |
9 | Точки зрения в драматическом произведении | Показать особенности взаимодействия автора и героев в плане фразеологии, способы изображения в пространственно-временном плане художественного произведения. | 1 |
10 | Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия | Показать роль композиции в анализе текста, влияние их на восприятие произведения | 1 |
11 | Типы повествования в художественной прозе. | Показать роль различных типов повествования для восприятия и анализа произведения | 1 |
12-13 | Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").. | Дать представление о назначении системы персонажей в эпических и драматических произведениях | 2 |
14 | Урок анализа эпизода с элементами интерпретации | Практическая работа по предварительному закреплению изученного материала | 1 |
15 | Итоговое занятие | Создание собственной аналитической интерпретации | 1 |
При проведении занятий элективного курса могут быть применены следующие методы обучения:
- Исследовательский (Учащиеся исследуют текст прозаического произведения, проводят анализ эпизода, определяют художественные особенности поэтического произведения).
- Эвристический (Проводится эвристическая беседа по заданной теме).
- Проектный (создаются творческие проекты различного характера : выполнение, защита, обсуждение рефератов ; презентации; составление литературных журналов, брошюр, иллюстраций)
- Проблемный (Проблемная беседа, диспут, дискуссия).
Теоретическая часть содержит основные вопросы, касающиеся путей, условий, способов сочетания анализа и интерпретации текста.
Практическая часть включает в себя практикум по работе с текстом. Здесь предполагается использовать проблемные, исследовательские методы. Это способствует формированию представления о значении личностного и общего при анализе произведения, усиливает интерес к изучаемому предмету, как средству создания и выражения собственному жизненной позиции.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА «Анализ и интерпретация художественного текста»
ДАТА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕМА | ТИП ЗАНЯТИЯ | ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
1 | Введение в спецкурс | Вводное |
| |
1 | Принципы рассмотрения литературного произведения. | Комбиниров. | - повторить основные принципы рассмотрения литературного произведения, - подобрать примеры по данному вопросу | |
1 | Литературоведческая интерпретация. | Дискуссия |
. | |
2 | Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса | Практикум |
| |
1 | Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя. | Урок-исследование | Доклад учащегося, взаиморецензирование | |
1 | Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор". | Беседа, практическое занятие | Ввести поня- тия «субъект повествова- ния» и его виды | |
1 | Формы выражения авторского сознания в лирике. | Семинар | Работа по плану семинара, индивидуальные доклады учащихся | |
1 | Точки зрения в драматическом произведении | Дискуссия | -Уметь оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов | |
1 | Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия | Беседа с элементами лекции | Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения | |
1 | Типы повествования в художественной прозе. | Семинар | Подготовка сообщений, анализ их по группам | |
2 | Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина"). | Урок – презентация или ролевая игра | Подготовка презентаций по данной теме и их рецензирование | |
1 | Урок анализа эпизода с элементами интерпретации | Практикум | Анализ эпизода, составление плана анализа, работа над интерпретацией текста | |
1 | Итоговое занятие | Итоговое | Защита работ по анализу текста |
Для практической работы можно рекомендовать произведения писателей, чье творчество изучалось ранее: это поможет «увидеть» текст заново, повторить уже пройденный материал и повысить интерес к предмету. Данные рекомендации не могут носить обязательный характер, учитель вправе работать творчески и предлагать для изучения те произведения, которые считает нужным.
Тема | Произведения |
Введение в спецкурс | По выбору |
Принципы рассмотрения литературного произведения. | По выбору |
Литературоведческая интерпретация. | А. С.Пушкин «Евгений Онегин» |
Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса | Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова» (фрагменты). Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А.А. Григорьев. «После “Грозы” Островского. Письма к Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). (по выбору) |
Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя. | По выбору |
Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор". | Образ автора в классичесикх произведениях Х1Х века |
Формы выражения авторского сознания в лирике. | Стихи Фета и Тютчева |
Точки зрения в драматическом произведении | А.Н. Островский Драма «Гроза», Комедия «Лес» |
Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия | По выбору |
Типы повествования в художественной прозе. | По выбору |
Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").. | Индивидуальная работа |
Урок анализа эпизода с элементами интерпретации | Самостоятельный анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир» |
Итоговое занятие |
Формы работы на занятиях спецкурса могут быть использованы самые разнообразные. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников. Беседа фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.
Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения, как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков. Индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.
Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров.
Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы.
Традиционно в рамках спецкурса могут использоваться деловые и ролевые игры, проекты, презентации, экскурсии и т.д.
Библиография.
- Для учителя.
1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец.
М., 1999 (статьи: Автор, Адресат, Заглавие, Лирика, Массовая литература,
Персонаж, Персонажей система, Портрет, Психологизм, Сюжет, Творческая история произведения, Функционирование произведения).
2. Введение в литературоведение / Под ред. П.А. Николаева. М., 1988 (С.172-178,
189-192, 436-442, 444-448, 453-462).
3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. (гл. I, 4; гл. III; гл.IV, 5-7).
4. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А.
Николаева. М., 1987 (статьи: Анализ, Автора образ, Герменевтика, Интерпретация,
Критика литературная, Композиция, Лирический герой, Несобственно-прямая речь,
Характер художественный).
5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996 (лекции 2, 6-7, 9).
6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (С.176-191).
7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970 (гл.1-4).
Б) [дополнительная литература]
1. Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица
в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1976. Т.
35. №4.
2. Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица
в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1980. Т.
39. №1.
3. Виала А. Рождение писателя: социология литературы классического века // Новое
литературное обозрение. №25. 1997.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М., 1974(С.153-171).
5. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. - М., 1994.
6. Словарь-справочник по литературе. / Под ред. Кормилова С.И. - М., 1999.
- Для ученика.
- Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987
- «Литература: справочные материалы». Книга для учащихся, - М, Просвещение, 1989,
- Тимофеев Л. И «Основы теории литературы», М, «Просвещение», 1986.
- Тексты художественных произведений для анализа (перечислено выше)
- Материал с сайтов:
Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru
Культура письменной речи www.Gramma.ru
gramota.ru
http://slovar.lib.ru/links.htm
http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki