Программа спецкурса по литературе «Анализ и интерпретация художественного текста»
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Борисова Ирина Александровна

 

      Элективный    курс   «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гуманитарного профиля. Учителя, работающие по программе Кутузова, могут использовать данный спецкурс, как элективный, в 9 предпрофильном гуманитарном классе. Спецкурс разработан  в соответствии со стратегической линией современного образования ,  направленной  на   предпрофильную  подготовку и профильное обучение учащихся. Он рассчитан на 15 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный спецкурс

«Анализ и интерпретация художественного текста»

Пояснительная записка.

                   Целью  профильной  подготовки   учащихся  является   содействие     их    самоопределению    после   среднего     полного образования  с  помощью  педагогической ,   психологической, информационной и организационной поддержек.  

      Элективный    курс   «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гуманитарного профиля. Учителя, работающие по программе Кутузова, могут использовать данный спецкурс, как элективный, в 9 предпрофильном гуманитарном классе. Спецкурс разработан  в соответствии со стратегической линией современного образования ,  направленной  на   предпрофильную  подготовку и профильное обучение учащихся. Он рассчитан на 15 учебных часов.

Концепция программы включает в себя следующие аспекты:

  1. развивать,  углублять  содержание базового курса литературы
  2. способствовать самовыражению учащихся
  3. расширять познавательные потребности творчески работающим учащимся
  4. получить дополнительную подготовку на профильном уровне.      

Цели и задачи программы.

  1. Расширить общий  кругозор учащихся, увеличить их возможность эстетической коммуникации в обществе.
  2. Обучать школьников самостоятельности в добывании знаний, уметь проводить аналогии, обобщать материал, ставить и изучать проблемы.
  3. Обучать анализу и интерпретации художественного произведения.        
  4.  Развивать потребности постоянного общения с лучшими образцами               литературных произведений
  5. учить грамотно и обоснованно выражать свое мнение
  6. Развивать учебную мотивацию, художественное воображение и фантазию.

На современном этапе изучения литературы в школе возникает немало трудностей: ученикам зачастую мало интересны уроки, круг их чтения зачастую ограничен развлекательной литературой (в лучшем случае), а более сложные произведения кажутся далекими от современной реальности. Данный спецкурс предлагает ученикам возможность попробовать свои силы не только в традиционном анализе, но и в самостоятельной интерпретации художественного текста. Ведь стремление к собственной точке зрения так присуще подросткам, что зачастую может привести к серьезным затруднениям в самовыражении. Вместе с тем, общеизвестно, что «мало сказать что-нибудь, надо знать, как сказать».

 Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно-эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа, но в школьной практике должны быть так или иначе рассмотрены важнейшие его компоненты: творческая история произведения; тема, проблемы; жанрово-композиционное своеобразие, образная структура, художественные приемы и средства выражения авторской идеи.

Интерпретация – истолкование произведения. Сочетание этих двух начал поможет ученику подготовиться к выпускному экзамену по литературе, научит грамотно соотносить «свое» и «чужое»,

Научиться анализу и интерпретации художественных произведений невозможно без знаний теории литературы, как невозможно научиться сложным математическим действиям без знания таблицы умножения. Человек только тогда возьмет из книги что-то для себя, для своей жизни, когда начнет понимать, а понимать сможет тогда, когда будет знать.

Таким образом, можно выделить триединую цель данного спецкурса:

  1. познавательный аспект.
  1. Учить и научить каждого ребенка давать и интерпретацию прочитанного, и его анализ.
  1. развивающий аспект.
  1. Развивать коммуникативные навыки учащихся, совершенствовать логическое мышление
  2. Овладение учащимися основными способами анализа и интерпретации художественного текста
  1. Воспитательный аспект
  1. Способствовать раскрытию личности ученика,  формированию его нравственных качеств на примере лучших образцов русской прозы.

СПЕЦКУРС ««Анализ и интерпретация художественного текста» предлагает для изучения следующие темы:

  1. Введение в спецкурс.
  2. Принципы рассмотрения литературного произведения.
  3. Литературоведческая интерпретация:
  4. Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса.
  5. Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.
  6. Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор".
  7. Формы выражения авторского сознания в лирике.
  8. Точки зрения в драматическом произведении
  9. Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия
  10. Типы повествования в художественной прозе.
  11. Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").
  12. Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации.
  13. Итоговое занятие.

 Соответственно составлена программа спецкурса:

Тема

Содержание

Количество часов

1

Введение в спецкурс

Выяснение  уровня сформированности читательского восприятия учащихся, постановка целей и задач курса

1

2

Принципы рассмотрения литературного произведения..

Показать отличие анализа от интерпретации, познакомить с основными принципами литературоведческого анализа.

1

3

Литературоведческая интерпретация:

Показать возможности смысловой

многозначности художественного произведения и возможностей его

истолкования.

1

4-5

Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть

литературного процесса

Показать влияние критического начала на восприятие литературы

2

6

Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый

читатель), образ читателя/слушателя.

Показать значение образа слушателя в литературе 19 века

1

7

Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина

"автор".

Показать значение образа автора для интепретации и анализа произведения

1

8

 Формы выражения авторского сознания в лирике.

Лирический герой как субьект занятия,

лирический субъект, герой ролевой лирики; внесубъектные формы выражения

авторского "я".

1

9

Точки зрения в драматическом произведении

Показать особенности взаимодействия автора и героев в плане фразеологии, способы изображения в пространственно-временном плане художественного произведения.

1

10

Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного

восприятия

Показать роль композиции в анализе текста, влияние их на восприятие произведения

1

11

Типы повествования в художественной прозе.

Показать роль различных типов повествования для восприятия и анализа произведения

1

12-13

 Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина")..

Дать представление о назначении системы

персонажей в эпических и драматических произведениях

2

14

Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации

Практическая работа по предварительному закреплению изученного материала

1

15

Итоговое занятие

Создание собственной аналитической интерпретации

1

При проведении  занятий элективного курса  могут быть применены   следующие методы  обучения:

  1. Исследовательский (Учащиеся исследуют текст прозаического произведения, проводят анализ эпизода, определяют художественные особенности поэтического произведения).
  2. Эвристический (Проводится эвристическая беседа по заданной теме).
  3. Проектный (создаются творческие проекты различного характера : выполнение, защита, обсуждение рефератов ; презентации; составление литературных журналов, брошюр, иллюстраций)
  4. Проблемный (Проблемная беседа, диспут, дискуссия).

Теоретическая часть содержит основные вопросы, касающиеся путей, условий, способов сочетания анализа и интерпретации текста.

 Практическая часть включает в себя практикум по работе с текстом. Здесь  предполагается  использовать  проблемные, исследовательские методы. Это способствует формированию представления о значении личностного и общего при анализе произведения, усиливает интерес к изучаемому предмету, как средству создания и выражения собственному жизненной позиции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА «Анализ и интерпретация художественного текста»

ДАТА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ТЕМА

ТИП ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Введение в спецкурс

Вводное

  1. организации работы на спецкурсе
  2. составление развернутого высказывания на тему «Чем отличается анализ от интерпретации?»
  3.  выполнение тестовой работы


1

Принципы рассмотрения литературного произведения.

Комбиниров.

- повторить основные принципы рассмотрения литературного произведения,

- подобрать примеры по данному вопросу

1

Литературоведческая интерпретация.

Дискуссия

  1. видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
  2. соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
  3. Умение правильно читать художественный текст.

.

2

Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть

литературного процесса

Практикум

  1. соотнести характер чтения со стилем писателя.
  2. выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

1

Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый

читатель), образ читателя/слушателя.

Урок-исследование

Доклад

 учащегося, взаиморецензирование

1

Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина

"автор".

     Беседа,

практическое

     занятие

Ввести поня-

тия «субъект

повествова-

ния» и его

виды

1

 Формы выражения авторского сознания в лирике.

    Семинар

Работа по плану семинара, индивидуальные доклады учащихся

1

Точки зрения в драматическом произведении

Дискуссия

-Уметь оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов

1

Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного

восприятия

Беседа с элементами лекции

Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения

1

Типы повествования в художественной прозе.

Семинар

Подготовка сообщений, анализ их по группам

2

 Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").

Урок – презентация или ролевая игра

Подготовка презентаций по данной теме и их рецензирование

1

Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации

Практикум

Анализ эпизода, составление плана анализа, работа над интерпретацией текста

1

Итоговое занятие

Итоговое

Защита работ по анализу текста

Для практической работы можно рекомендовать произведения писателей, чье творчество изучалось  ранее: это поможет «увидеть» текст заново, повторить уже пройденный материал и повысить интерес к предмету. Данные рекомендации не могут носить обязательный характер, учитель вправе работать творчески и предлагать для изучения те произведения, которые считает нужным.

Тема

Произведения

Введение в спецкурс

По выбору

Принципы рассмотрения литературного произведения.

По выбору

Литературоведческая интерпретация.

А. С.Пушкин «Евгений Онегин»

Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть

литературного процесса

Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова» (фрагменты).

Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А.А. Григорьев. «После “Грозы” Островского. Письма к
И.С. Тургеневу» (фрагменты).

Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

(по выбору)

Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат  (воображаемый

читатель), образ читателя/слушателя.

По выбору

Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина

"автор".

Образ автора в классичесикх произведениях Х1Х века

 Формы выражения авторского сознания в лирике.

Стихи Фета и Тютчева

Точки зрения в драматическом произведении

А.Н. Островский Драма «Гроза», Комедия «Лес»

Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного

восприятия

По выбору

Типы повествования в художественной прозе.

По выбору

 Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина")..

 Индивидуальная работа

Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации

Самостоятельный анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»

Итоговое занятие

Формы работы на занятиях спецкурса могут быть использованы самые разнообразные. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников. Беседа  фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Практические занятия  имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения, как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков. Индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров.

Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы.

Традиционно в рамках спецкурса могут использоваться деловые и ролевые игры, проекты, презентации, экскурсии и т.д.

Библиография.

  1. Для учителя.

1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец.

М., 1999 (статьи: Автор, Адресат, Заглавие, Лирика, Массовая литература,

Персонаж, Персонажей система, Портрет, Психологизм, Сюжет, Творческая история произведения, Функционирование произведения).

2. Введение в литературоведение / Под ред. П.А. Николаева. М., 1988  (С.172-178,

189-192, 436-442, 444-448,  453-462).

3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. (гл. I, 4; гл. III; гл.IV, 5-7).

4. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А.

Николаева. М., 1987  (статьи: Анализ, Автора образ, Герменевтика, Интерпретация,

Критика литературная, Композиция, Лирический герой, Несобственно-прямая речь,

Характер художественный).

5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996 (лекции 2, 6-7, 9).

6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (С.176-191).

7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970  (гл.1-4).

Б) [дополнительная литература]

1. Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица

в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1976. Т.

35. №4.

2. Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица

в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1980. Т.

39. №1.

3. Виала А. Рождение писателя: социология литературы классического века // Новое

литературное обозрение. №25. 1997.

4. Гинзбург Л.Я. О лирике. -  М., 1974(С.153-171).

5. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. - М., 1994.

6. Словарь-справочник  по литературе. / Под ред. Кормилова С.И. -  М., 1999.

  1. Для ученика.
  1. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987
  2. «Литература: справочные материалы». Книга для учащихся, - М, Просвещение, 1989,
  3. Тимофеев Л. И «Основы теории литературы», М, «Просвещение», 1986.
  4. Тексты художественных произведений для анализа (перечислено выше)
  5.  Материал с сайтов:

Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru

Культура письменной речи www.Gramma.ru 
gramota.ru

http://slovar.lib.ru/links.htm

http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki