Главные вкладки

    Программа спецкурса по литературе «Анализ и интерпретация художественного текста»
    элективный курс по литературе (10 класс) по теме

    Борисова Ирина Александровна

     

          Элективный    курс   «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гуманитарного профиля. Учителя, работающие по программе Кутузова, могут использовать данный спецкурс, как элективный, в 9 предпрофильном гуманитарном классе. Спецкурс разработан  в соответствии со стратегической линией современного образования ,  направленной  на   предпрофильную  подготовку и профильное обучение учащихся. Он рассчитан на 15 учебных часов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mou.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элективный спецкурс

    «Анализ и интерпретация художественного текста»

    Пояснительная записка.

                       Целью  профильной  подготовки   учащихся  является   содействие     их    самоопределению    после   среднего     полного образования  с  помощью  педагогической ,   психологической, информационной и организационной поддержек.  

          Элективный    курс   «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гуманитарного профиля. Учителя, работающие по программе Кутузова, могут использовать данный спецкурс, как элективный, в 9 предпрофильном гуманитарном классе. Спецкурс разработан  в соответствии со стратегической линией современного образования ,  направленной  на   предпрофильную  подготовку и профильное обучение учащихся. Он рассчитан на 15 учебных часов.

    Концепция программы включает в себя следующие аспекты:

    1. развивать,  углублять  содержание базового курса литературы
    2. способствовать самовыражению учащихся
    3. расширять познавательные потребности творчески работающим учащимся
    4. получить дополнительную подготовку на профильном уровне.      

    Цели и задачи программы.

    1. Расширить общий  кругозор учащихся, увеличить их возможность эстетической коммуникации в обществе.
    2. Обучать школьников самостоятельности в добывании знаний, уметь проводить аналогии, обобщать материал, ставить и изучать проблемы.
    3. Обучать анализу и интерпретации художественного произведения.        
    4.  Развивать потребности постоянного общения с лучшими образцами               литературных произведений
    5. учить грамотно и обоснованно выражать свое мнение
    6. Развивать учебную мотивацию, художественное воображение и фантазию.

    На современном этапе изучения литературы в школе возникает немало трудностей: ученикам зачастую мало интересны уроки, круг их чтения зачастую ограничен развлекательной литературой (в лучшем случае), а более сложные произведения кажутся далекими от современной реальности. Данный спецкурс предлагает ученикам возможность попробовать свои силы не только в традиционном анализе, но и в самостоятельной интерпретации художественного текста. Ведь стремление к собственной точке зрения так присуще подросткам, что зачастую может привести к серьезным затруднениям в самовыражении. Вместе с тем, общеизвестно, что «мало сказать что-нибудь, надо знать, как сказать».

     Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно-эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа, но в школьной практике должны быть так или иначе рассмотрены важнейшие его компоненты: творческая история произведения; тема, проблемы; жанрово-композиционное своеобразие, образная структура, художественные приемы и средства выражения авторской идеи.

    Интерпретация – истолкование произведения. Сочетание этих двух начал поможет ученику подготовиться к выпускному экзамену по литературе, научит грамотно соотносить «свое» и «чужое»,

    Научиться анализу и интерпретации художественных произведений невозможно без знаний теории литературы, как невозможно научиться сложным математическим действиям без знания таблицы умножения. Человек только тогда возьмет из книги что-то для себя, для своей жизни, когда начнет понимать, а понимать сможет тогда, когда будет знать.

    Таким образом, можно выделить триединую цель данного спецкурса:

    1. познавательный аспект.
    1. Учить и научить каждого ребенка давать и интерпретацию прочитанного, и его анализ.
    1. развивающий аспект.
    1. Развивать коммуникативные навыки учащихся, совершенствовать логическое мышление
    2. Овладение учащимися основными способами анализа и интерпретации художественного текста
    1. Воспитательный аспект
    1. Способствовать раскрытию личности ученика,  формированию его нравственных качеств на примере лучших образцов русской прозы.

    СПЕЦКУРС ««Анализ и интерпретация художественного текста» предлагает для изучения следующие темы:

    1. Введение в спецкурс.
    2. Принципы рассмотрения литературного произведения.
    3. Литературоведческая интерпретация:
    4. Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть литературного процесса.
    5. Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый читатель), образ читателя/слушателя.
    6. Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина "автор".
    7. Формы выражения авторского сознания в лирике.
    8. Точки зрения в драматическом произведении
    9. Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного восприятия
    10. Типы повествования в художественной прозе.
    11. Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").
    12. Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации.
    13. Итоговое занятие.

     Соответственно составлена программа спецкурса:

    Тема

    Содержание

    Количество часов

    1

    Введение в спецкурс

    Выяснение  уровня сформированности читательского восприятия учащихся, постановка целей и задач курса

    1

    2

    Принципы рассмотрения литературного произведения..

    Показать отличие анализа от интерпретации, познакомить с основными принципами литературоведческого анализа.

    1

    3

    Литературоведческая интерпретация:

    Показать возможности смысловой

    многозначности художественного произведения и возможностей его

    истолкования.

    1

    4-5

    Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть

    литературного процесса

    Показать влияние критического начала на восприятие литературы

    2

    6

    Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый

    читатель), образ читателя/слушателя.

    Показать значение образа слушателя в литературе 19 века

    1

    7

    Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина

    "автор".

    Показать значение образа автора для интепретации и анализа произведения

    1

    8

     Формы выражения авторского сознания в лирике.

    Лирический герой как субьект занятия,

    лирический субъект, герой ролевой лирики; внесубъектные формы выражения

    авторского "я".

    1

    9

    Точки зрения в драматическом произведении

    Показать особенности взаимодействия автора и героев в плане фразеологии, способы изображения в пространственно-временном плане художественного произведения.

    1

    10

    Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного

    восприятия

    Показать роль композиции в анализе текста, влияние их на восприятие произведения

    1

    11

    Типы повествования в художественной прозе.

    Показать роль различных типов повествования для восприятия и анализа произведения

    1

    12-13

     Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина")..

    Дать представление о назначении системы

    персонажей в эпических и драматических произведениях

    2

    14

    Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации

    Практическая работа по предварительному закреплению изученного материала

    1

    15

    Итоговое занятие

    Создание собственной аналитической интерпретации

    1

    При проведении  занятий элективного курса  могут быть применены   следующие методы  обучения:

    1. Исследовательский (Учащиеся исследуют текст прозаического произведения, проводят анализ эпизода, определяют художественные особенности поэтического произведения).
    2. Эвристический (Проводится эвристическая беседа по заданной теме).
    3. Проектный (создаются творческие проекты различного характера : выполнение, защита, обсуждение рефератов ; презентации; составление литературных журналов, брошюр, иллюстраций)
    4. Проблемный (Проблемная беседа, диспут, дискуссия).

    Теоретическая часть содержит основные вопросы, касающиеся путей, условий, способов сочетания анализа и интерпретации текста.

     Практическая часть включает в себя практикум по работе с текстом. Здесь  предполагается  использовать  проблемные, исследовательские методы. Это способствует формированию представления о значении личностного и общего при анализе произведения, усиливает интерес к изучаемому предмету, как средству создания и выражения собственному жизненной позиции.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА «Анализ и интерпретация художественного текста»

    ДАТА

    КОЛ-ВО ЧАСОВ

    ТЕМА

    ТИП ЗАНЯТИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    1

    Введение в спецкурс

    Вводное

    1. организации работы на спецкурсе
    2. составление развернутого высказывания на тему «Чем отличается анализ от интерпретации?»
    3.  выполнение тестовой работы


    1

    Принципы рассмотрения литературного произведения.

    Комбиниров.

    - повторить основные принципы рассмотрения литературного произведения,

    - подобрать примеры по данному вопросу

    1

    Литературоведческая интерпретация.

    Дискуссия

    1. видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
    2. соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
    3. Умение правильно читать художественный текст.

    .

    2

    Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть

    литературного процесса

    Практикум

    1. соотнести характер чтения со стилем писателя.
    2. выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

    1

    Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат (воображаемый

    читатель), образ читателя/слушателя.

    Урок-исследование

    Доклад

     учащегося, взаиморецензирование

    1

    Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина

    "автор".

         Беседа,

    практическое

         занятие

    Ввести поня-

    тия «субъект

    повествова-

    ния» и его

    виды

    1

     Формы выражения авторского сознания в лирике.

        Семинар

    Работа по плану семинара, индивидуальные доклады учащихся

    1

    Точки зрения в драматическом произведении

    Дискуссия

    -Уметь оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов

    1

    Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного

    восприятия

    Беседа с элементами лекции

    Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения

    1

    Типы повествования в художественной прозе.

    Семинар

    Подготовка сообщений, анализ их по группам

    2

     Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина").

    Урок – презентация или ролевая игра

    Подготовка презентаций по данной теме и их рецензирование

    1

    Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации

    Практикум

    Анализ эпизода, составление плана анализа, работа над интерпретацией текста

    1

    Итоговое занятие

    Итоговое

    Защита работ по анализу текста

    Для практической работы можно рекомендовать произведения писателей, чье творчество изучалось  ранее: это поможет «увидеть» текст заново, повторить уже пройденный материал и повысить интерес к предмету. Данные рекомендации не могут носить обязательный характер, учитель вправе работать творчески и предлагать для изучения те произведения, которые считает нужным.

    Тема

    Произведения

    Введение в спецкурс

    По выбору

    Принципы рассмотрения литературного произведения.

    По выбору

    Литературоведческая интерпретация.

    А. С.Пушкин «Евгений Онегин»

    Критика как инстанция ценностного отбора и составная часть

    литературного процесса

    Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова» (фрагменты).

    Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А.А. Григорьев. «После “Грозы” Островского. Письма к
    И.С. Тургеневу» (фрагменты).

    Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

    (по выбору)

    Значения термина "читатель": реальный читатель, адресат  (воображаемый

    читатель), образ читателя/слушателя.

    По выбору

    Автор и его присутствие в произведении. Основные значения термина

    "автор".

    Образ автора в классичесикх произведениях Х1Х века

     Формы выражения авторского сознания в лирике.

    Стихи Фета и Тютчева

    Точки зрения в драматическом произведении

    А.Н. Островский Драма «Гроза», Комедия «Лес»

    Композиционные компоненты текста и их роль в организации художественного

    восприятия

    По выбору

    Типы повествования в художественной прозе.

    По выбору

     Персонаж как характер (тип, стереотип, "сюжетная пружина")..

     Индивидуальная работа

    Урок анализа эпизода с  элементами интерпретации

    Самостоятельный анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»

    Итоговое занятие

    Формы работы на занятиях спецкурса могут быть использованы самые разнообразные. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников. Беседа  фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Практические занятия  имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

    Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения, как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков. Индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

    Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров.

    Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы.

    Традиционно в рамках спецкурса могут использоваться деловые и ролевые игры, проекты, презентации, экскурсии и т.д.

    Библиография.

    1. Для учителя.

    1. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец.

    М., 1999 (статьи: Автор, Адресат, Заглавие, Лирика, Массовая литература,

    Персонаж, Персонажей система, Портрет, Психологизм, Сюжет, Творческая история произведения, Функционирование произведения).

    2. Введение в литературоведение / Под ред. П.А. Николаева. М., 1988  (С.172-178,

    189-192, 436-442, 444-448,  453-462).

    3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. (гл. I, 4; гл. III; гл.IV, 5-7).

    4. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А.

    Николаева. М., 1987  (статьи: Анализ, Автора образ, Герменевтика, Интерпретация,

    Критика литературная, Композиция, Лирический герой, Несобственно-прямая речь,

    Характер художественный).

    5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996 (лекции 2, 6-7, 9).

    6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (С.176-191).

    7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970  (гл.1-4).

    Б) [дополнительная литература]

    1. Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица

    в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1976. Т.

    35. №4.

    2. Атарова К. Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица

    в художественной прозе // Известия АН СССР, серия литературы и языка. 1980. Т.

    39. №1.

    3. Виала А. Рождение писателя: социология литературы классического века // Новое

    литературное обозрение. №25. 1997.

    4. Гинзбург Л.Я. О лирике. -  М., 1974(С.153-171).

    5. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. - М., 1994.

    6. Словарь-справочник  по литературе. / Под ред. Кормилова С.И. -  М., 1999.

    1. Для ученика.
    1. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987
    2. «Литература: справочные материалы». Книга для учащихся, - М, Просвещение, 1989,
    3. Тимофеев Л. И «Основы теории литературы», М, «Просвещение», 1986.
    4. Тексты художественных произведений для анализа (перечислено выше)
    5.  Материал с сайтов:

    Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru

    Культура письменной речи www.Gramma.ru 
    gramota.ru

    http://slovar.lib.ru/links.htm

    http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

    http://ru.wikipedia.org/wiki


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

    Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

    Программа спецкурса по литературе «Поэты и писатели города Братска»

    Спецкурс представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов города Братска, и опирается на  публикации последних десятилетий. Несомненная ценность произведений как м...

    Программа спецкурса по литературе. Анализ лирического произведения. 11 класс

    Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно...

    Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

    «Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

    Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

    Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

    Пример выполнения интерпретации художественного текста на примере Kurzgeschichte "Die Küchenuhr" (W. Borchert)

    Данный материал содержит пример интерпретации произведения Вольфганга Борхерта "Die Küchenuhr" и подробный план-руководство по её выполнению. Данная публикация будет полезна...