Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
опыты и эксперименты

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Из опыта работы  по организации внеурочной проектной     деятельности  обучающихся по русскому языку и литературе .»

 Платонова Е.Ф., учитель русского языка и литературы

              МАОУ СОШ № 8 Г Старая Русса.

 Пояснительная записка.

    Внеурочная деятельность согласно ФГОС выстраивается на основе программы. В сети Интернет, в литературе в последнее время всё больше появляются примерные и авторские программы внеурочной деятельности, ориентированные на её реализацию.

Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.

В данной работе я обобщила опыт по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности. В ней исследованынаправления, принципы, модели и формы организации внеурочной деятельности, диагностика и система оценки результатов ,формы представления результатов и особенности внеурочной проектной деятельности.

Оглавление :

1)Введение. Актуальность .

2) Внеурочная деятельность (цели, задачи, направления).

3)Принципы организации внеурочной деятельности.

4)Теоретическое обоснование. Модель организации внеурочной деятельности.

5)Направления развития личности.

6)Формы и виды организации внеурочной деятельности.

7)Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

8) Роль учителя в системе внеурочной деятельности.

9)Диагностика эффективности  и оценка результатов внеурочной деятельности.

10)Проектное обучение.

11) Особенности внеурочной проектной деятельности.

12)Задачи учителя в организации внеурочной проектной деятельности.

13) Характерные особенности данного метода обучения.

14)Из опыта работы. Этапы работы над проектом.

15)Возрастные особенности и затруднения в работе над проектом.

16) Плюсы и минусы проектной внеурочной деятельности.

17) Выводы.

Введение.

1. Актуальность. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.

Внеурочная деятельность согласно ФГОС выстраивается на основе программы. В основу  программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования. Данным принципам как нельзя лучше соответствует проектная деятельность.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам. Созданы условия для повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; изменения роли учителя в образовательной среде; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося .

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

-оказание помощи в поисках «себя»;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

-создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

-расширение рамок общения с социумом.

 В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию; она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внутришкольная модельорганизации внеурочной деятельности реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Смешанная модель практически самая распространённая, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Формы организации внеурочной деятельности: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

  В школе целесообразно использовать следующие ее виды: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая.

Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты (то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности ,например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целомобразовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы  общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность может осуществляться через дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования) и т. д.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только что-либо узнаёт, но учиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в основной школе позволяет решить ряд очень важных задач: обеспечить преемственность на этапе начала обучения в среднем звене школы;снизить учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

      Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача  - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика, чему и способствует проектная деятельность.

Значительное место в общей системе внеурочной деятельности принадлежит деятельности учителей -словесников. Она способствует укреплению знаний по предмету, вызывает стойкий интерес к предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе , повышает общий культурный уровень школьников, вырабатывает художественный вкус.

Внеурочная деятельность предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Реализуя программы внеурочной деятельности нам обязательно придётся заниматься диагностикой  эффективности внеурочной деятельности. Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты диагностики:

1.     Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)

2.     Личность самого воспитанника (вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ)

3.     Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений)

Мониторинг осуществляется 2 раза: на начало и конец процесса введения внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности в ОУ разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

-представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, клуба, научного общества, детского объединения, системы мероприятий и т.д.);

-индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

-качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Формы представления результатов внеурочной деятельности могут быть разные.Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном мероприятии в форме творческой презентации, творческого отчёта, научного исследования, концерта, спектакля и т.д.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Для представления результатов достижений используются также такие формы, каквыставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюденияи др.

     Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как  эффективная форма деятельностного подхода.

Цель внеурочного проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиесясамостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;приобретают коммуникативные умения работая в группах;развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.  Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение новых знаний в качестве результата.

 Особенности внеурочной проектной деятельности. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Проектная внеурочная деятельность помогает ответить на такие вопросы, как:

-    как вызвать интерес к занятиям?

-    как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

-    как повысить мотивацию?

-    как добиться активности на занятии и одновременно обеспечить усвоение материала?

-    как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Ведь внеурочная деятельность не предполагает оценивания, а ребёнок чаще всего работает на результат. В своей практике по технологии проектной деятельности на занятиях внеурочной деятельности наиболее успешным считаю использование двух видов учебных проектов:практико – ориентированный проект и учебный творческий проект.

  Учебный творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

     В организации внеурочной проектной деятельности я пыталась решить следующие задачи:

-углубление  знаний о проектно-исследовательской деятельности;

-организовать работу с классом (группой) по данной теме;

-развивать творческие способности учащихся, исследовательские навыки;

-формировать опыт сотрудничества;

-научить ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения;

 -научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;

-усилить мотивацию, научить ученика работать самостоятельно.

     Работу по организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности начинала с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений учащихся. Cамым сложным был процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Первые проекты носили больше информационный характер, основной  целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого  ребенка- интернет. В Интернет мы с учениками находим различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях.

  Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. 
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. Проект обязательно должен иметь
письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. «Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний». И с точки зрения детей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта.Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сделать.

Это был трудоемкий процесс, и не всегда давал положительные результаты. Были определенные трудности в вовлечении учащихся в проектную деятельность, особенно связанных с деятельностью мышления, с постановкой проблемы. В начале мы шли  от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в коллективе, затем в группах, парах и индивидуально.

  Сначала формировались  группы учащихся, где перед каждым ставилась своя задача. Распределяя обязанности, учитывались склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включались школьники разной успеваемости.

Работа над проектом тоже содержала определённые трудности. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем . Обучающимся трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту.

Возрастные особенности при выборе проектов.  Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. 

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Совместно с детьми были поставлены цели, сформулированы задачи, для каждого проекта. Для этого было проведены практические занятия, чтобы научить детей ставить цель проекта и определять задачи. Помимо этого было назначено время индивидуальных консультаций учащихся.

Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

Защита таких исследовательских работ в ОУ проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях.

В осуществлении внеурочной проектной деятельности есть свои плюсы и минусы.Очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Как положительный результат можно отметить то, что были созданы условия для приобретения следующих навыков:

1. навыки самоорганизации:создавать что-либо своё; делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное; развивать способность справляться с новыми проблемами.

2. сбора и анализа новой информации:

3. навыки сотрудничества:участвовать в процессе принятия решений; развивать чувство такта и дипломатичность при оценке чужой работы;руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

4. навыки самоанализа: видеть свои сильные и слабые стороны; давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче.

5. навыки общения: выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме;совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации;развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться по результатам организации проектной деятельности, были следующие:

-  необходимо было научить ребят работать с литературой, выделять главное и делать обобщения, поэтому этап сбора и анализа информации потребовал дополнительных затрат времени;

- остро ощущался некий конфликт «желаний» и «возможностей». Участники проектов, выдвигая идеи проектов, столкнулись с тем, что у них нет опыта работы, нет умений и навыков сделать задуманное.

Меняется  роль учителя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику .      

  Практика показывает, что применение метода проектов во внеурочной даже деятельности позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. Мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:

1) Актуальность.В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно.

2) Создание комфортной образовательной среды.Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности.

3)Дифференцированный подход.Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал.

4) Использование информационных технологий.

5) Формирование исследовательских умений;

6) Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

  Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

-положительная динамики уровня обученности;

-качественная динамика мотивации учебной деятельности;

-устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности.

В рамках социализации личности:

-развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;

-осознание ценности творческого открытия учащимися;

-повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии во внеурочной деятельности можно сделать следующие выводы:

-необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности;

-проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше;

-применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения основной общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития;

-собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность и интеллектуальное развитие.

Список литературы :

1)Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2)Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

3).Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4).Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

5).Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7

6).Игнатьева  Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения.  2013. - № 11. С. 20-33

7). БайбородоваЛ. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах . - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.

8). Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.

9). Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2014. - 224 c.

10).ЕвладоваЕ.Б,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования.Методическое пособие ФГОС 15г.. - М.:  2015. - 482 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти опт...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...