Выступление на методическом объединении. учителей начальных классов ТНР. Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»
материал на тему

Аюпова Лилия Курбаналиевна
Сценарий деловой игры Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов. «Модель организации внеурочной деятельности». Цели игры: Методические: найти оптимальный вариант привлечения обучающихся школы к мероприятиям, направленным на развитие познавательного интереса Рефлексивные: Коммуникативные: уметь работать в группе, уметь слушать и слышать коллег, дать возможность каждому быть услышанным не в рамках формального доклада, а в рамках конкретного представления своего опыта. Задачи: 1. Используя технологию «Мозгового штурма», найти оптимальный вариант формы работы педагогов школы с обучающимися во внеурочной деятельности по предмету; 2. Создание творческой атмосферы; 3. Обучение новым формам работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом объединении.

учителей начальных классов ТНР.

Тема: «Модель организации внеурочной деятельности»

Учитель Аюпова Лилия Курбаналиевна

Сценарий деловой игры

Для заместителей директоров по ВР и педагогов организаторов, учителей начальных классов.

«Модель организации внеурочной деятельности».

Цели игры:

Методические:

найти оптимальный вариант привлечения обучающихся школы к мероприятиям, направленным на развитие познавательного интереса

Рефлексивные:

Коммуникативные: уметь работать в группе, уметь слушать и слышать коллег, дать возможность каждому быть услышанным не в рамках формального доклада, а в рамках конкретного представления своего опыта.

Задачи:

  1. Используя технологию «Мозгового штурма», найти оптимальный вариант формы работы педагогов школы с обучающимися во внеурочной деятельности по предмету;
  2. Создание творческой атмосферы;
  3. Обучение новым формам работы.

Ход игры.

Участники семинара произвольно рассаживаются за 5 больших стола (это будут спонтанно сформированные группы, которым предстоит выполнить задания, по которым они имеют ответы или наработанный опыт.

1. Приветствие гостей. Тема семинара

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на нашей творческой мастерской. Сегодня мы, плодотворно поработав, должны будем подарить жизнь новой модели внеурочной деятельности. Эта наша главная цель игры. Кроме этого, важной целью является и умение работать в группе, умение слышать и слушать коллег, дать возможность каждому быть услышанным не в рамках формального доклада, а в рамках конкретного представления своего опыта.

Перед началом работы и для того, чтобы настроить вас на творческий лад, я хочу провести с вами следующие упражнения.

Упражнение "Волшебное слово "Да".

Инструкция: Ведущий задает вопросы, участники отвечают на них только утвердительно: «Да»

Вопросы:

  1. Тебе нравится океан?
  2. Ты хорошо отдохнул в отпуске?
  3. У тебя есть миллион?
  4. Ты добрый?
  5. А коровы летают?
  6. Ты любишь кого-нибудь?
  7. Ты боишься мышей?
  8. У тебя бывают рваные носки или колготки?
  9. Тебе нравится танцевать?
  10.  А снег бывает зеленым?
  11.  Ты всегда опаздываешь на работу?
  12.  Ты творческий человек?

И второе упражнения для улучшения работоспособности:

Чтобы быстрее включиться в работу, сосредоточиться и настроиться на творческий лад, необходимо активизировать работу головного мозга. Для этого предлагаю вам проделать несколько упражнений:

  1. Давайте найдем точку на переносице по центру между бровями. Если в течение нескольких секунд несколько раз резко и отрывисто надавить подушечкой указательного пальца на эту точку, то можно активизировать память и внимание.
  2. Бывает, засидевшись за работой, вы незаметно для себя начинает теребить мочку уха. Чисто интуитивно вы обнаружили  хорошо известную  точку, помогающую избавиться от умственной усталости. Она расположена в центре мочек ушей. Энергично разминая их большим и указательным пальцами от 30 секунд до минуты несколько раз на протяжении занятий, можно сохранить голову ясной.
  3. Чтобы активизировать работу двух полушарий правого и левого – глазами  попробуйте нарисовать восьмерку.
  4. С детства Вам знакома игра «Камень, ножницы, бумага» она хорошо работает для развития межполушарного взаимодействия. Современный мир ее немного видоизменил, и она стала называться «Кулак, ребро, ладонь». Давайте попробуем в нее поиграть: вначале правую руку сожмите в кулак, потом поставьте на ребро и положите ладонь на стол, теперь, то же самое проделайте левой рукой, а затем обеими руками, только в быстром темпе.
  5. Предлагаю Вам потереть и помассировать каждый пальчик, тем самым мы активируем работу мозга.
  6. Для того чтобы в мозг активнее стал поступать кислород, сделаем глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот.

 «А знаете ли вы рецепт творчества?»

Можно прослушать варианты ответов. Ответ: «Возьмите одну порцию чернил и смешайте ее с тремя порциями пота».

Заключение: «Еще  Гете в свое время сказал: «В глубине любого человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, и которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не создадим и не выразим это тем или иным способом». Так давайте творить!

Далее ведущий переходит к основной части работы.

Первый этап.  Игра – метафора по теме «Внеурочная деятельность»

- Коллеги! Сейчас я предлагаю вам разбиться на 5 команд. Каждая команда будет иметь свой цвет. Каждая команда получит вот такой бланк с этапами заданий. На каждом этапе вы будете записывать свои ответы именно в этот бланк вашего цвета.

Начало 1 этапа: Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Начать с чистого листа», «Столкнулся с преградой», «Витала в облаках», «Вилами по воде писано», «Искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «раскрашивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственного видения внеурочной деятельности. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

(Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки.)

1-е задание

- Первая команда напишите: «Внеурочная деятельность — это.» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной. с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие понятия «внеурочная деятельность» через метафору из области питания.

(На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек — то есть смысл дать слово всем.)

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

- Внеурочная деятельность — это волшебное блюдо, которым, сколько ни ешь, насытиться невозможно.

- Вторая команда прошу вас написать: «Внеурочная деятельность — это.» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой - либо геометрической фигуры.

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

- Внеурочная деятельность — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

- Третья команда прошу вас на листе бумаги снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Нужно закончить  метафорой из области человеческих отношений.

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность — это длинный путь, на котором происходит множество встреч, появляется много попутчиков.

- Внеурочная деятельность — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Внеурочная деятельность — это прокладывание маршрута в человеческом море.

Четвёрта команда  прошу вас на листе бумаги снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Нужно закончить  метафорой из области в мире животных.

- Внеурочная деятельность- это птицы, парящие под облаками, собирающиеся в стаи, помогающие друг другу в дальних перелётах.

- Внеурочная деятельность- это зайчата - листопаднички, которым всё интересно и любопытно.

Пятая команда прошу вас на листе бумаги снова написать: «Внеурочная деятельность — это.» Нужно закончить  метафорой из области явления природы.

Внеурочная деятельность – это ранняя весна, когда всё в природе просыпается, оживает и расцветает.

Внеурочная деятельность – это разноцветная радуга, появляющаяся ранним утром после дождя.

По истечении 3-4 минут каждая команда прочитывает свои определения .

Второй этап.

В нашей школе  внеурочная деятельность ведётся по 5 направлениям,

Спортивно – оздоровительное направление

Духовно – нравственное направление

Общеинтеллектуальное направление

Социальное направление

Общекультурное направление

Предлагаю каждой команде вытянуть лепесток из ромашки своего цвета и узнать своё направление.

Каждая команда получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки в  течение 1 – 2 минут прописать 3 наиболее интересных и незаурядных названий ваших направлений. Далее, по команде ведущего, карточки передаются соседней команде. В течение 20 секунд тот прочитывает карточку и на правой стороне ставит знак «плюс» напротив той идеи, которую считает наиболее интересной. Если таковых нет, то «плюс» можно не ставить вовсе. Снова звучит сигнал ведущего, и карточка передается дальше.  Работа заканчивается, когда карточки с идеями возвращаются к их владельцам.  По окончании первого этапа путем подсчета голосов  выбирается  одно, но самое интересное название вашего направления.

Третий этап. 

Каждая команда получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки в  течение 1 – 2 минут прописать 3 наиболее интересных и незаурядных формы проведения внеурочных мероприятий. Писать необходимо кратко, понятно по смыслу и разборчиво. Далее, по команде ведущего, карточки передаются соседним командам. В течение 20 секунд те прочитывают карточку и на правой стороне ставит знак «плюс» напротив той идеи, которую считает наиболее интересной. Если таковых нет, то «плюс» можно не ставить вовсе. Снова звучит сигнал ведущего, и карточка передается дальше.  Работа заканчивается, когда карточки с идеями возвращаются к их владельцам.  По окончании третьего этапа путем подсчета голосов (выполняет помощник ведущего) выбирается  одна, но самая интересная форма работы.

Четвертый этап «Генерации идей».

На четвёртом  этапе рабочим группам необходимо заняться генерацией идей. Это самый важный этап. От качества выдвинутых идей будет зависеть окончательный итог работы.

Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи -  по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа.

  1. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
  2. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
  3. Самые лучшие идеи – это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы педагоги отказались от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на поставленную задачу с новой точки зрения.
  4. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать их.

Время этого этапа 15 минут. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку. По окончании этого этапа ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых идей.

Пятый этап. «Поделись идеей».

Группы по очереди озвучивают свои идеи.

Итак, каждая команда создала свою уникальную модель внеурочной деятельности по своему направлению.

Шестой этап. «Этап поиска возможных реализаций». Ведущий предлагает просмотреть все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальность  и возможность реализации.

 Карточки с идеями передаются соседним рабочим группам (дважды), которые их оценивают по оговоренному принципу:

++    интересно, свежо,  актуально;

+      нормально;

0      банально и скучно,  а кроме того

РР        реально  реализовать

ТР         трудно реализовать

НР        невозможно реализовать.

Возможны различные сочетания вариантов идей. Время, отведенное на этот этап,  -  20 минут.

Рефлексия.

- Дорогие участники вот и завершилась деловая игра, целью которой было создать модель внеурочной деятельности, с помощью применения вашего многолетнего опыта и вашего творческого потенциала.

Сейчас члены комиссии подведут итоги нашей игры и мы узнаем какая же команда предложила самую интересную, оригинальную модель внеурочной деятельности.

Выступление Членов комиссии с результатами.

Дорогие коллеги, сейчас я хочу сделать предложение. А именно предложить новую модель ВД как новое направление в нашей школе на следующий учебный год. Именно вы должны принять или отклонить это предложение. Давайте проголосуем.

Кто за поднимите руку. (Подсчёт голосов)

Кто против – поднимите руки. (Подсчёт голосов)

Кто воздержался – поднимите руки. (Подсчёт голосов)

Решением педагогического совета стало принятие (или не принятие) новой модели внеурочной деятельности на следующий учебный год.

Заканчивая работу творческой мастерской, желаю всем творческих успехов, реализации всех планов и задумок, а также удачного завершения работы в организации взаимодействия педагогического коллектива по формированию познавательного интереса  обучающихся.

Поэт И. Губерман о творчестве сказал следующие строки:

«Творчеству полезны тупики,

боли и бессилия ожог.

Разуму и страху вопреки

душу вынуждает на прыжок».

Творческих нам  успехов! Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....