Главные вкладки

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
    методическая разработка по теме

     

      ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ  
                    СРЕДСТВАМИ  ПЕРЕСКАЗА.  ВИДЫ  ПЕРЕСКАЗОВ».  
     
     
                                      ПОДГОТОВИЛА:   ПУШНИНА  ОЛЬГА  ОЛЕГОВНА
                                                                      (руководитель  МО  нач. кл.)
     
     
                                      ДАТА  ВЫСТУПЛЕНИЯ:  29.05.2010  г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie___na___metodicheskom__obedinenii_1.docx18.11 КБ

    Предварительный просмотр:

                          ВЫСТУПЛЕНИЕ   НА   МЕТОДИЧЕСКОМ  ОБЪЕДИНЕНИИ

                                    УЧИТЕЛЕЙ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ.

      ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ  

                    СРЕДСТВАМИ  ПЕРЕСКАЗА.  ВИДЫ  ПЕРЕСКАЗОВ».  

                                      ПОДГОТОВИЛА:   ПУШНИНА  ОЛЬГА  ОЛЕГОВНА

                                                                      (руководитель  МО  нач. кл.)

                                      ДАТА  ВЫСТУПЛЕНИЯ:  29.05.2010  г.

                               

         Пересказ  тесно  связан  с  развитием  речи  учащихся. Для  того,  чтобы  речь  развивалась,  учащиеся  должны  чётко  понимать,  что  от  них  тре-буется  в  том  или  ином  задании.  В  пересказе  художественных  произ-ведений  важно  учитывать  виды  пересказа  и  требования  к  ним.

         В  школьной  практике  применяются  следующие  виды  пересказа:  подробный,  сжатый,  выборочный,  с  перестройкой  текста,  с  творческими  дополнениями.

         Подробный,  близкий  к  тексту   образца  пересказ  используется  в  школе  чаще  других  не   только  потому,  что   он  проще  и легче.   Но  благодаря  другим  своим  достоинствам.  Во-первых,  он  служит  средством  закрепле-ния  в  детской  памяти   содержания  прочитанного  во  всех  деталях,  во-вторых,  средством  усвоения  логики  образца  и  его  языка.

         Для  подробного  пересказа  не  рекомендуется  подбирать  тексты  маленькие  по  объёму,  т. к.  дети  запоминают  их  наизусть.  Начинать  обучение  следует  с  повествовательного  текста,  где  есть  ясный  сюжет,  но  затем нужно  учить  включать  в  пересказ  элементы  описания  и  рассужде-ния.

         Учителю  при  подробном  пересказе  необходимо  стремиться  избегать  возможных  недостатков. А  недостатки  подробных  пересказов – это,  во-первых,  неумение  начать,  во-вторых,  подробное  и  точное  воспроизве-дение  первых  частей  и  искажение  заключительных,  в-третьих,  резкое  обеднение  языка.  Первую    фразу  дети  пытаются  заучить  наизусть;  нуж-но  рассеять  убеждение  многих  детей,  будто  начать  своими  словами  невозможно.  Второй   недостаток  подробного  пересказа  предупреждает-ся  тщательным  анализом  всего  текста.  Особенно   его  главных  частей,  кото-рые  редко  бывают  расположены  вначале.  Облегчает   равномерность   пересказа  также   деление  текста  на  части,  составление  плана  и  пересказ  по  частям.  Рассказчик  бывает  вынужден  выделить  главное  в  каждой  час-ти  и  пересказать  каждую  из  них  более  подробно.  Иными  словами,  полезен  выборочный  пересказ,  который  приучает  детей  быть  вниматель-ными  к  последовательности  изложения,  где  надо  выделить  одну  тему.

         Выборочный  пересказ  бывает  следующих  видов:

    1. Пересказ  по  вопросу  или  заданию  (  один  из  простейших);
    2. Пересказ  по  иллюстрации  (  нужно  пересказать  ту  сцену,  которой  соответствует  иллюстрация – эта  работа  сложней  предыдущей);

         Подготовка  к  выборочному  пересказу  облегчается  составлением  плана,  вопросами  учителя  и  языковой  подготовкой  (  особенно  тех  предложений  с  помощью  которых  связываются  разрозненные  части  текста).  Рассказы  выбираются  такие,  в  которых  сравнительно  легко  выделятся сюжетная  линия.

        Сжатый  пересказ. Излагать  тему  нужно  уметь  не  только  подробно,  но  и  кратко.  Пересказать  кратко  труднее,  чем  передать  содержание  в  полном  объёме.  В  сжатом  пересказе  нужно  отобрать  важнейшее,  отбросить  второстепенное.  Учащийся  должен  отобрать  из  текста  основ-ное.  Передать  его  связно,  последовательно.  Без  пропусков  фактов,  со-бытий.  Естественно,  что  сокращение  текста  не  может  проходить  меха-ничесим  путём,  путём  отбрасывания  некоторых  предложений  и  абзацев.  Если  школьник  пойдёт  по  этому  пути,  то  неизбежно  логические  разры-вы.  Учение  должен  сказать  о  главном  по-своему,  своими  словами.  Сжа-тый  пересказ  не  может  быть  столь  же  близок  к  тексту  образца  как  подробный.  Особенно  трудно  кратко  пересказать  высокохудожественные  тексты,  где,  как  говорится,  слова из  песни  не  выкинешь.  Обучать  крат-кому  пересказу  лучше  на  повествовательных  текстах,  где  легко  просле-живается  действие.  Детям  предлагается  в  процессе  анализа  прочитанно-го  выразить  какую-то  часть  кратко,  одним  предложением.  Затем   в  раз-боре  других  рассказов  передать  кратко  содержание    2-3  частей  и,  нако-нец,   кратко  передать  смысл  всего  произведения.

         Ступени  сжатия  текста  должны  осуществляться  постепенно:  сначала  учащиеся  овладевают  умением  подробно  пересказывать,  лишь  затем  переходят  к  сжатому,  который  в  свою  очередь  связан  с  обучением  составлять  план, а  краткое  выражение  мысли – результат  всех  видов  аналитико-синтетической  работы  над  текстом.

         Не  следует  требовать, чтобы  в  сжатом  пересказе  обязательно  был  развёрнут  каждый  пункт  плана.  Такое  требование  может  привести  к  механической работе,  будет сковывать  творчество  учащихся.  Хотя  сжатые  пересказы – необходимая  ступень  развития  речи,  чрезмерное  увлечение  сокращением  может  привести  к  сухости  языка,  отучит  детей   от  художественных  деталей.

         Существуют  и  другие  виды  пересказов,  с  перестройкой  текста  и  с  творческими  дополнениями,  которые  тоже  основываются  на  ранее  сфор-мированных  умениях  в  передаче  содержания.  Это  такие  виды,  как:

    1. Пересказ  с  изменением  лица  рассказчика;
    2. Пересказ  от  лица  одного  из  персонажей;
    3. Пересказ  всего  текста  или   его  части  с  творческими  дополнениями;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

    Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

    Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

    24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

    Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

    Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

    "Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

    Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

    Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

    Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

    Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

    В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

    Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

    Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...