Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
статья по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Морозова Наталья Анатольевна

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентноспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов»

Слайд 2.

Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше ничего и требовать нельзя                                                                                                                                 Н.И.Пирогов

    В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

     

Слайд 3.

 «То, чего человек не приобрел путем
 своей самостоятельности, - не его»
                                                  Адольф Дистервег (нем. Педагог)

     В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников.

Слайд 4.

Толковый словарь трактует  слово «проект» как план, замысел, намерение.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” –

 вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями

Формула проекта  – это «пять П»:

Проблема     –    Проектирование (планирование)    –    Поиск информации      –    Продукт          –    Презентация.

Слайд 5.

«Знания только тогда знания,   когда они приобретены усилиями своей  мысли, а не памятью»  

                                                                                                                                                                         Л.Н.Толстой    

    Основная цель проектного обучения -

     создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта.                               

Слайд 6.

Согласно ФГОС  метапредметными результатами изучения курса «Биология»  5 класс является формирование универсальных учебных действий (УУД) С помощью технологии проекта можно реализовать все то, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования. Каждый учащийся должен уметь проводить проект

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Слайд 7

Что развивает проектная деятельность   учащихся.

  • Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
  • Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
  • Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
  • Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
  • Стимулирует высокую мотивацию деятельности ученика на протяжении всего времени реализации учебного проекта.
  • Восполняет за счет высокой мотивации недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний.

Слайд 8. В своей работе использую проекты различной типологии.

  1. По продолжительности: краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные ( от недели до месяца), долгосрочные.
  2. По использованию дидактических средств: классические, информационные и коммуникативные (компьютерные)
  3. По характеру доминирующей деятельности: исследовательские,  информационные, поисковые, творческие, роле-игровые проекты ( практико – ориентированные)
  4. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.
  5. По уровню интеграции: предметные, межпредметные

  1. Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.

Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений.  Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Слайд 9.

Информационные поисковые проекты

Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.

Слайд 10.

Творческие (продуктивные) проекты

  • Направлены на разработку        новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, книга, журнал, альманах, компьютерная презентация, видеофильм, газета, плакат, рисунок и т.д.). При выполнении такого проекта участники заранее оговаривают результат и форму его представления.

Здесь следует отметить и то, что как вид самостоятельной работы любой проект можно назвать творческим, где творчество ученика проявляется в созданном продукте. Творческие проекты можно использовать от  младшего звена до старшего.

Слайд 11.

Практико-ориентированные  (роле – игровые проекты)

  • Направляют действия учащихся на решение реальных проблем, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
  • Результат таких проектов намечается в начале их выполнения,  доминирующим видом деятельности является роле-игровая.  Роле – игровой проект «Экология и фитодизайн»  проводила в 6 классе при изучении темы «Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники».

Слайд 12.

Практико-ориентированный проект: «Помощь нашему  селу»

   

    Реализуется в виде практической  природоохранной деятельности, с  рекомендациями по защите и сохранению природной среды.

Слайд 13.

  • Интересный  метапредметный роле-игровой проект «Охрана окружающей среды», в котором показана положительная роль биологии, химии в решении проблемы охраны окружающей среды. Все учащиеся делились на группы: в первой – представители экологических служб, во второй – журналисты, в третьей  - исследователи, экспериментально доказывающие вредное влияние загрязнений на растительные и животные объекты. Плюсы такого проекта – развитие творческого, экологически направленного мышления школьников, умений самостоятельного поиска нужной информации. Кроме этого, воспитывается чувство рачительного хозяина, бережного отношения к природе.

Слайд 14.

Проект «Лишайники окрестности деревни Климово»

Создание коллекции «Лишайники окрестности деревни Климово»

В прошлом учебном году ученица 7 класса Тихомирова Анна представляла на Всероссийской конкурс юных исследователей окружающей среды экологический проект на тему «Определение степени загрязнения воздуха  методом лихеноиндикации» и получила почетное призовое место.

Слайд 15.

  • Создания блока параграфов по теме, которой нет в действующем учебнике биологии 6 класса, стимулирует активность школьников. Но, создавая новый фрагмент пособия, ребятам необходимо учитывать уже использованную в школьном учебнике логику построения материала, принципы его отбора. Организовать работу учеников  нужно  так, чтобы созданные ими параграфы  отвечали следующим требованиям:
  • Были просты и доступны по изложению информации (принцип доступности).
  • Содержали всю необходимую информацию по теме (принцип научности).
  • Были интересны и увлекательны.
  • Были иллюстрированы (принцип наглядности).
  • Такую работу я обычно провожу   на уроках биологии в 6 классе на этапе обобщения материала по теме, предлагая создание параграфа в качестве домашнего задания с последующим обсуждением на уроке.
  •  Темы «Мхи Красной книги Тверской области» , «Редкие виды  папоротников Тверской области» и т.д.

Слайд 16.

  • “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”

                                                                  Мария Мантессори

Слайд 17.

Внеклассная проектная деятельность

Проектная деятельность учащихся во внеклассной работе позволяет повысить мотивированный интерес к предмету, выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление. Безусловно, предпочтение всегда отдается метаредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии, химии, биологи, географии. Во внеклассной работе чаще всего использую информационные, исследовательские, творческие проекты, причем как индивидуальные, так и групповые.

Слайд 18.

Проект  «Разговор о правильном питании»

  • С учащимися 8 класса   выполняли групповой исследовательский проект детских творческих работ программы «Разговор о правильном питании» на тему: «Гигиена питания». Целью этого исследовательского проекта было разработать основные правила приема пищи. В ходе работы над проектом выясняли, правильно ли питается современный ученик. Ребята стали победителями регионального этапа детских творческих работ «Разговор о правильном питании». Итогом  работы над этим проектом  стало выступление учащихся на региональной конференции.

Слайд 19.

Проект «Чистая деревня»

Мы создаем  социально значимые долгосрочные проекты (на пять лет). С  проектом  «Чистая деревня» Морозова Елена выступила на региональном конкурсе «Талантливая молодежь» (2012 г). Она стала победителем и получила губернаторский денежный грант.

Слайд 20.

Проект «Действовать локально»

Представляла на региональный конкурс «Инновационная деятельность в области образования» (2013 г.) проект «Действовать локально…» и тоже стала победителем и получила грант.

Слайд 21.

Проект «Чистота в селе – чистота в душе»

       Учащиеся 6 класса создали социально значимый проект экологической направленности на тему «Чистота  в селе – чистота в душе», приняли участие в региональном конкурсе социальных проектов Всероссийской Акции «Я – гражданин России».

     Ребята, несмотря, на свой юный возраст, отлично защитили  свой проект на конференции, которая состоялась в Тверском институте усовершенствования учителей в марте 2015 года.

Слайд 22.

«Изучение фактической емкости бобровых угодий в окрестностях деревни Климово».

Ну и как же без бобра речного – нашего любимого объекта исследования.

      Много лет мы занимаемся мониторингом бобровых угодий в окрестностях д. Климово. Одни ребята выпускаются из школы, другие приходят, а речные бобры никого не оставляют равнодушными, и как эстафетная палочка передается  от одних учащихся к другим. Не пугает ребят объем исследовательских работ. Ведь мы исследуем большую территорию, например, 7 км.  Сами учащиеся составляют карту (схему маршрута) и наносят на нее следы жизнедеятельности бобра речного. В 2015 году моя ученица 9 класса Смирнова Татьяна стала победителем Общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» конкурс «Учебный проект». На конкурс был представлен  проект на тему: «Изучение фактической емкости бобровых угодий в окрестностях деревни Климово».

Мой бывший ученик Костров Александр в этом году писал дипломную работу по бобрам.  Как видим интерес к этому животному не пропал.

Слайд 23.

Публикации в СМИ

Нашими результатами проведенных экологических творческих, социально - значимых проектов делюсь с жителями района через СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.

В данной статье рассматриваются  вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....

Презентация Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобалдизации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится иважным фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовател...

Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство формирования метапредметных результатов.

Проектная деятельность.Определение, цель, этапы и реализация на практике....

ИКТ как средство формирования метапредметных результатов обучения в проектно-исследовательской деятельности учащихся

В статье представлена модель  интеграции ИКТ в процесс преподавания предмета «Изобразительное искусство» в МБОУ "СОШ №1" города Нефтеюганска, ХМАО-Югры....