Главные вкладки

    Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка
    материал по русскому языку на тему

    Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл выступление29.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    НИЖЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МКОУ «ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка

    выступление

    учитель русского языка и литературы Извекова Н.И.


    В РФ проживают россияне более сорока национальностей ,поэтому русский язык выступает в роли языка- посредника при общении людей разных национальностей независимо от их гражданства.

    В Ниженской  школе  я работаю с 1989 года учителем русского языка и литературы. В 1990 году я впервые столкнулась с проблемой преподавания русского языка как неродного, так как именно в этом году стали обучаться турки-месхетинцы.,эмигрировшие к нам из республик Средней Азии.Сейчас их количество в нашей  школе составляет  43  %

    Проблема заключалась в том, что я как учитель русского языка и литературы имею стандартное   филологическое образование, предусматривающее преподавание русского языка в качестве родного. Нет и специальных учебных пособий, ориентированных на учеников такой категории. Для детей же проблема состояла не только в плохом знании русского языка. Это была более сложная проблема - социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Возникли вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как вписать в него работу с этими детьми?», «С чего начать?», а самое главное - «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?».

    Свою работу я начала с изучения трудностей усвоения русского языка как неродного. 

    У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам.Главной задачей я считала   преодоление отрицательного, в данном случае, влияния родного языка, предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно «видеть» языковой материал глазами нерусского, реально оценивать те трудности, которые должен преодолеть ученик.

    Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, несовпадением их функций в родном и русском языках, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений. А кроме того нерегулярностью языковых явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается.

    Так, для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категорияодушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы. Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее время, условное наклонение, причастия),поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка (склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п.) зависит от правильного определения рода.. В турецком языке вообще отсутствует категория рода..

    Все это приводит к ошибкам типа: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п. Характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности .Трудность усвоения заключается в том, что в турецком языке эта категория отсутствует как таковая, Вопрос кто? в турецком языке относится к именам существительным, обозначающим только людей; собака, корова, окунь, как и названия вещей отвечают на вопрос что?

     Вначале своей работы с такими учениками я решила определить их уровень владения русским языком.  Для определения уровня языковой подготовки учеников я использовала Проект образовательного стандарта по русскому языку как государственному языку РФ, где определены требования к уровню подготовки учеников на основном этапах обучения, предложены способы измерения уровня владения языком. Наряду с традиционными формами стандарт предусматривает и нетрадиционные – тестирование, методики измерения уровня владения слушанием, чтением, говорением, письмом.. Диагностика знаний, умений учащихся позволила мне  определить уровень владения русским языком

    Учитывая все трудности усвоения русского языка,  с  первых дней обучения учеников в школе  я старалась пробудить у них  интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его и других предметов в школе. Для этого я выделила свои методы и формы работы.

    Так как в классе ученики с разным языковым уровнем владения русского языка, то возникла необходимость создания коллективной формы работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи. 

    Работа в парах  помогала мне  исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывали друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигалась и за счёт индивидуальной  работы с учеником.

    Работу по цепочке я использовала при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.

    Для того, чтобы привить интерес к русскому языку, я использовала занимательные наглядные, словесные, ролевые   игры, различные виды карточек  как для индивидуальной работы, так и для групповой, Занимательные игры оживляли урок, делали его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становилась для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминался. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходили  более активно. В процессе игры дети усваивали  новую лексику, тренировались  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремились  выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы

    При  изучении  фонетики в 5 классе, я использовала упражнения, которые  помогли мне в закреплении и совершенствовании произносительных навыков звуков и ударения, в исправлении акцента в речи, в выработке и совершенствовании речевого слуха . На уроках учащиеся с интересом выполняли задания различного вида, например: прочитать так, как слова произносятся, прочитать быстро скороговорку, изменить слова по образцу.

    Наиболее эффективным средством формирования пунктуационных навыков у детей турецкой национальности являлись задания на выразительное чтение, особенно при расстановке знаков препинания в конце предложения, в предложениях с одинаковыми членами, прямой речью, при обращении. Отдельные задания были направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно конструировать предложения, начиная с умения ставить вопросы к: 1) подлежащему (кто? или что?) и к его действию; 2) сказуемому (что делает? что делал? что будет делать?). Для предупреждения влияния родного языка я использовала упражнения по изменению прямого порядка слов в данных предложениях на обратный. Методическую систему обучения второму языку я строила не только с учетом закономерностей усвоения нового языкового материала, но  направляла её на устранение причин, затрудняющих это усвоение,

    Вся работа проводилась вместе с работой по развитию речи, на которую я обращала особое внимание, поскольку необходимо было не только познакомить учащихся с основными речеведческими понятиями: речь, текст, стиль, тип речи, сколько научить их строить высказывания с учётом полученных знаний.

    Чтобы выразить свои мысли на неродном языке, мало знать правила. Для этого нужно прежде всего расширить активный словарь. Как сделать это на уроках русского языка? Помогает система предтекстовых упражнений, характерная для методики преподавания русского языка как иностранного.

    Эта система заключается в следующем:
    - составление представления о содержании текста в целом
    - языковая догадка на уровне ситуационных моделей
    - определение значения незнакомых слов по контексту
    - словообразовательный анализ
    - анализ синтаксических конструкций
    - опознавание интернациональной лексики
    - составление текста по аналогии,

    В своей работе с учащимися при отработке орфографии и пунктуации,  я использовала алгоритмы-формулы, рифмовки, орфографические и пунктуационные  разминки

    Внеклассная работа с учащимися, для которых русский язык неродной  на основном этапе обучения.

    Чтобы учащиеся успешно овладевали русским языком, одними уроками русского языка и литературы ограничиваться нельзя. Многолетняя практика преподавания русского языка показывает, что полноценное освоение программного материала и совершенное владение русским языком как средством общения возможно лишь при условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать, читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти задачи необходимо не только на уроке, но и в процессе внеклассной работы с учащимися. Благодаря этой  работе, которая  проводится целенаправленно, и систематически развивается интерес к изучению русского языка. Моим  ученикам она нравится, они с интересом собирают материал, готовятся и проводят мероприятия.  Классные часы, конференции, диспуты, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение, выпуск литературных газет, олимпиады - всё это имеет большой воспитательный эффект,  способствует решению задач по овладению учащимися русским языком.  Большую роль в приобщении учащихся всех возрастов к русскому языку играет Неделя русского языка и литературы, которая ежегодно проводится в нашей школе В День славянской письменности и культуры  были проведены конкурсы чтецов стихотворений и высказываний о русском  языке, сочинений ,выставка предметов старины. , путешествие в страну «Литературия»   Эти мероприятия являются самыми массовыми, в организации и проведении участвует вся школа.

     Кроме этого ученики с удовольствием принимали участие в литературном празднике « Люблю тебя, родина, кроткая…», посвящённом С.А.Есенину,  проводили литературно-музыкальную гостиную «Пока горит свеча»  памяти В.В. Высоцкого, вместе с работниками Ниженского СДК и библиотеки  интересно прошла акция  Пушкинский день в России . .

    Результатом моей работы я считаю то, что мои ученики успешно заканчивают вторую ступень обучения, не было ни одного второгодника, а некоторые  продолжают  обучение на третьей ступени.   Что касается уровня владения русским языком, то можно отметить, что рост заметен,  и все ученики турецкой национальности, с которыми мне пришлось работать, вышли на хороший уровень владения русской речью.

    Рано   говорить   о  высоких результатах, но процент качества знаний не стоит на месте, он увеличивается: результаты ГИА   2008-2009 учебный год- 56%;  2013-2014 – 70%,   2015 - 2016-73%.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

    «Литература как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности»      В ст...

    Описание системы работы учителя русского языка и литературы

    В данной статье предлагается методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная ...

    Система работы учителя русского языка и литературы

    Описание системы работы учителя русского языка и литературы. Обоснование применения технологий и методов...

    Методическая система работы учителя русского языка и литературы

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

    Методическая система работы учителя русского языка и литературы

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

    Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)

    Презентация к выступлению  "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...

    "Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации"

    Данный материал поможет всем педагогам выработать систему работы с классом, который сдаёт ОГЭ по русскому языку и литературе....