Методическая система работы учителя русского языка и литературы
материал по русскому языку на тему

Львова Наталья Александровна

     Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, а, напротив, должно органично быть включено в него.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

Львовой Натальи Александровны

Актуальность создания методической системы.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, а, напротив, должно органично быть включено в него. Современный мир диктует современные требования. Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым и практикоориентированным. В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” отмечено: “Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире”. Выпускником школы должны быть в полной мере освоены информационные, проектно-исследовательские и коммуникативные умения, но в центре внимания остаётся и формирование его внутреннего мира, нравственное воспитание.

Одним из традиционных источников нравственности являются искусство, литература, язык (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие). Во многом мы зависим и от той культурной среды, в которую погружены, от того, что мы читаем, слышим, видим. А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда – язык радио и телевидения, газет и современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщают к нравственной культуре, но и отвергают от нее? Современная социокультурная ситуация развивается под сильнейшим воздействием масс – медийных средств, которые в большинстве своем отодвигают на второй план «воспитание души»; выбирая легкий путь – развлечение ради развлечения. Возникает ряд противоречий: между социальным заказом государства и снижением общей культуры школьников; неприятием духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

   Данные противоречия определяют актуальность выбранной проблемы воспитания и развития личности школьника средствами уроков русского языка и литературы.

Условия возникновения становления опыта.

      Снижение уровня чтения классической художественной литературы, отрицательное влияние на сознание ребенка средств массовой информации (телевидение, интернет, печать, компьютер…).

Теоретическая база методической системы:

- психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития школьников (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Элышнин и др.);

- гуманистические, основанные на ценностном, культурологическом подходах к воспитанию, педагогические концепции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, С.И.Гессен, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.В.Щуркова);

- лингвистические, психолингвистические положения о сущности языка как системы ориентиров в диалоге человека с миром, о взаимоотношениях языка, сознания, личности, общества и культуры (Ф.И.Буслаев, В.В.Виноградов, Л.С.Выготский, В.Гумбольдт, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, А.Р.Лурия,А.А.Потебня, Л.В.Щерба,);

- теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- теоретико-методические положения относительно закономерностей усвоения языка, речевого и литературного развития учащихся, целей и принципов русского языка как учебного предмета (М.Т.Баранов, О.Ю.Богданова, А.И.Власенков, В.Г.Горецкий, А.Д.Дейкина, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Н.В.Мещерякова, Н.Д.Молдавская, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская, Л.А.Тростенцова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева);

-развивающие (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

 Ведущая идея методической системы – продуктивная учебная и внеучебная деятельность школьников складывается, когда в ее основу положен системно-деятельностный подход.

Главная цель педагогической деятельности заключается в создании такой методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содействовать образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, семейная культура) и «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора  и структурирования содержания образования.

Главными задачами методической системы будут:

  1. воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина;
  2. развитие личности прежде всего через формирование универсальных учебных действий как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (то есть умение учиться);
  3. создание условий, при которых русский язык и литература будут не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, способности владеть родным языком, искусством речи и мышления.

В соответствии с целями и задачами содержание методической системы строится с учётом фундаментального ядра содержания общего образования, содержания, определённого ФГОС и социальным заказом общества. Содержание образования по русскому языку и литературе состоит из двух взаимосвязанных компонентов: деятельностного (овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности; способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться языком как важнейшим инструментом сознания; творческого самовыражения) и знаниевого (освоение основ лингвистики, получение сведений по теории и истории литературы).

   Содержание методической системы строится на основе создания особых взаимоотношений между учителем и учениками, соблюдения педагогических принципов: гуманизма, эмпатии, сотрудничества, диалогизма, выборе, индивидуальности.

 Методы и приемы организации работы.

Методы обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный.  Приемы - это познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, решение задач, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

Достижение «умения учиться» предполагает полное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценки).

   В основу системы работы учителя-словесника положены не отдельные разнообразные формы и методы, а педагогические технологии, которые представляют уже целостную систему психолого-педагогического воздействия на учащихся, успешно зарекомендовали себя в педагогической науке и практике.

Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда полилог. Он предполагает культурологический подход, как основу для интеграции знаний из области философии, культуры, литературы… Счастье, жизнь и смерть, любовь и дружба, поиски смысла жизни, воля и своеволие, Родина – все это литература. Здесь и духовная встреча, и сопереживание, и диалог, внешний и внутренний, поэтому я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-словесника является технология проблемного обучения с элементами  ИКТ.

 Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?» и др.). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление  уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ. В ходе изучения и анализа произведения сильным ученикам даются задания исследовательского характера:

- проанализировать, как в рассказе передается течение времени;

- сопоставить звуки и краски;

- выдвинуть гипотезу и предположить, какова роль молодых людей в раскрытии основной мысли рассказа?

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:

- Использование готовых ЦОР

- Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint

- Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, созданное в рамках проекта "Информатизация системы образования", оказывает помощь в подготовке к урокам. Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:

  • вызов,
  • смысловая стадия,
  • рефлексия

Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом. На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.

В своей работе опираюсь на развивающее обучение Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В технологии развивающего обучения осуществляется отбор содержания обучения. К примеру, единым основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы. Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи. Таким образом, происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Главная цель в преподавании литературы  - развитие художественного сознания детей (эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеалы).

Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаю необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиций здоровьесбережения. Во-первых, уже сам кабинет должен настраивать на рабочий лад: чистота, свежий воздух, подготовленное рабочее место ученика. Количество видов учебной деятельности должно составлять не менее четырёх (4-7 видов), и их продолжительность не может превышать 10 минут. Смену видов учебной деятельности следует производить не позже чем через 7-10 минут. Обязательное количество видов преподавания — не менее трёх, они должны чередоваться не позже чем через 10-15 минут. Учащимся следует предоставлять возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность. Наличие на уроке оздоровительного момента обязательно (норма: на 20-й минуте урока 1 минута из трёх лёгких упражнений с 3 - 4 повторениями). Огромное значение имеет психологический климат на уроке: взаимоотношения между учителем и учениками, между учащимися; наличие эмоциональных разрядок; наличие внешней мотивации (похвала, поддержка, соревновательный момент); стимуляция внутренней мотивации (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу).  Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (презентация учеников 9 класса по теме «Искусство серебряного века» использована как на уроках литературы, так и на уроках музыки). Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.

Одной из традиционных остаётся  игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит и деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:

- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

Смещение акцентов со «знаниевого» на деятельностный подход привело к поиску новых принципов, структуры, типов развивающих уроков, нацеленных на результат.

   Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

а) коммуникативные методы (дискуссия, диалог, полемика, жужжание группы, снежный ком, метод проектов, презентации);

б) проблемное изложение изучаемого материала;

в) имитационно-ролевой метод обучения;

г) исследовательский метод;

д) частично-поисковый (эвристический);

е) метод эмпатии (вживания);

ж) метод образного видения объекта;

з) метод придумывания;

и) игровые методы обучения;

к) метод прогнозирования.  

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальные;

- групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся);

- фронтальные;

- коллективные;

- нестандартные уроки;

- композиция «урок + внеклассное мероприятие». Эта форма организации занятия позволяет включить каждого ученика в учебную деятельность в соответствии с его психологическими особенностями, способностями и желаниями, дает возможность школьнику выбрать в изучении материала либо уровень обязательных результатов, либо продвинутый.

   Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, то есть конструируется на основе следующих положений:

-самостоятельности учащихся в ходе урока;

-самоорганизации учащихся;

-создание на уроке «ситуаций успеха»;

-развитие личности;

-формирование коллективизма;

-ролевого участия;

-ответственности;

-психологического обеспечения.

Показателями успешности данной методической системы являются: отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися, между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе: 2011 год - при 100% обученности качество составило 50%; 2012 год – при 100% обученности качество составило 100%; Мои ученики становятся победителями или призёрами различных этапов Всероссийской и региональной олимпиады школьников по русскому языку,  литературе. Мои ученики принимают активное участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов. Ежегодно мои ученики принимают активное участие в  международном конкурсе-игре «Русский медвежонок – языкознание для всех».

Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия

Место проведения мероприятия

ФИО

обучающегося

Класс

Тур

мероприятия

(очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

Ноябрь, 2010

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Центр дополнительного образования одарённых школьников

(г. Киров),

 (СИПКРО)

МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

Рузина Ирина

7 А

очный

1 место в школе

Ноябрь, 2010

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Центр дополнительного образования одарённых школьников

(г. Киров),

 (СИПКРО)

МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

Кормилицина Светлана

7 Б

очный

2-3 место в школе

Ноябрь, 2010

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Центр дополнительного образования одарённых школьников

(г. Киров),

 (СИПКРО)

МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

Юдахина Дарья

7 Б

очный

2-3 место в школе

Декабрь, 2010

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Центр развития образования г.о. Самара,

 (СИПКРО)

Садомцева

Анна

8 А

очный

Победитель

25 сентября 2011

XXXIV Турнир имени М.В. Ломоносова (конкурс по литературе)

Российская Академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Садомцева

Анна

9 А

заочный

Грамота за успешное выступление на конкурсе по литературе

Ноябрь, 2011

Районный тур окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Центр развития образования г.о. Самара

МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара

Садомцева

Анна

9 А

очный

призёр

Ноябрь, 2011

Районный тур окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Центр развития образования г.о. Самара

МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара

Садомцева

Анна

9 А

очный

призёр

Январь, 2012

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

 по литературе

 СИПКРО

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Садомцева

Анна

9 А

очный

призёр

30 сентября 2012

XXXIV Турнир имени М.В. Ломоносова (конкурс по лингвистике)

Российская Академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Садомцева

Анна

10 А

заочный

Грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике

Октябрь, 2012

Первый тур окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Центр развития образования городского округа Самара (ЦРО), ТИМО Куйбышевского района г.о Самара

МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара

Малютина Анастасия

7 Г

очный

призёр

Октябрь, 2012

Первый тур окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Центр развития образования городского округа Самара (ЦРО), ТИМО Куйбышевского района г.о Самара

МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара

Садомцева

Анна

10 А

очный

призёр

Ноябрь, 2012

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Центр дополнительного образования одарённых школьников

(г. Киров),

 (СИПКРО)

МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

Старостин

Андрей

7 Г

очный

1 место в школе

Март, 2013

Районный этап городского конкурса чтецов среди учащихся 10-11 классов «Всё начинается с детства»

Центр развития образования г.о. Самара, ТИМО Куйбышевского района г.о Самара

МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара

Кистанов Иван

10 А

очный

                призер

12 апреля, 2013

Городской конкурс чтецов среди учащихся 10-11 классов «Всё начинается с детства»

Центр развития образования (ЦРО) г.о. Самара

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Кистанов Иван

10 А

очный

участник

Ноябрь, 2013

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Центр дополнительного образования одарённых школьников

(г. Киров), (СИПКРО)

МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара

Козер Юлия

8 Г

очный

1 место в школе

Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась по сравнению с предыдущим учебным годом снижения утомляемости и перегрузки учащихся на 5%, улучшения посещаемости учащимися занятий на 3%.  Показатель о социально-психологическом здоровье моего класса также улучшился по сравнению с предыдущим годом: «состояние здоровья» в 2011-2012 учебном году – 0,93, в 2012-2013 учебном году – 0,96; «психологическое благополучие» - 0,956 в 2011-2012 учебном году, в 2012-2013 учебном году – 0,978.

Стратегия учителя, создающего воспитывающую и развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка. Он сам должен придумывать, открывать, изобретать. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках.  Постоянно ищет формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

«Литература как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности»      В ст...

Описание системы работы учителя русского языка и литературы

В данной статье предлагается методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная ...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся...

методическая система работа учителя русского языка и литературы

Методическая система работы учителя русского языка и литературы по теме: "Современные педагогические технологии в аспекте системно-деятельностного подхода в изучении русскогго языка и литературы...

Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)

Презентация к выступлению  "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...