Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся
статья на тему

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся

З.Н. Габдуллина, учитель высшей категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №125»

 «Учитель – это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника. Он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию» (В. А. Сухомлинский.)

Важным направлением в моей деятельности как учителя русского языка и литературы является  участие в инновационном проекте по теме «Развитие  межкультурной компетенции учащихся  в полиэтнических классах в процессе гимназического образования». В рамках реализации методической темы «Формирование языковой компетентности учащихся средствами этнокультуры как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования» ставлю перед собой следующую цель – приобщить учащихся к культуре русского народа, формировать любовь к историческому прошлому России, уважение к обычаям и традициям независимо от национальности. Усваивая язык, человек не только познаёт мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознаёт своё место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализируется. В связи с этими идеями значительно изменяется преподавание русского языка в общеобразовательной школе: происходит перегруппировка целей и задач, на первый план выходят задачи развития и воспитания учащихся; выдвигается требование формирования, помимо лингвистической и коммуникативной, ещё и культуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке как о национально–культурном феномене, отражающем духовно–нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.

Национальнокультурный компонент четко прослеживается в любом языке – в его лексике, фразеологии, синтаксисе. Поэтому при обучении языку считаю необходимым выявлять его национальные корни, способы построения и звучания. Язык тесно связан с национальной психологией, с самобытностью народа, служит средством передачи традиций, привычек. Значит, усвоение языка невозможно без вхождения в культуру, освоения ее. Вот почему обучение языку должно быть тесно связано с изучением материальной и духовной культуры народа.  Моя задача  – помочь школьникам постичь систему миропонимания народа, его философию, психологию, историю и духовную культуру в целом. Необходим творческий подход к подбору материала для урока. Собранный мною дидактический материал культурологически информативный, эмоциональный, лингвистически насыщенный, стилистически разнообразный и доступный для понимания.

Развитие личности – духовнонравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее  речевой среды. Это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ученик. Эти связные тексты представляют собой языковой материал, посредством которого воздействую на сознание учащегося. Анализ текстов, с точки зрения культуры и выразительности языка и речи, имеет наибольшее значение в обогащении духовного мира школьника. В процессе работы ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. При отборе текстов учитывается не только их культуроведческая направленность, эстетическая ценность, но и возможность использовать материал для работы по орфографии, пунктуации, разных видов разбора). Формулируя такие задания, придерживаюсь определённой последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания. Затем – задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как текст, стиль, тема, основная мысль, способы, средства связи между предложениями.  За речеведческими следуют задания языкового характера. Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разборов, составление  схем предложений. Завершающим при работе с текстом может быть одно из следующих заданий: подготовьтесь к выразительному чтению; выскажите (устно или письменно) свои мысли на предложенную тему; напишите мини–сочинение, создайте «памятник слову». В процессе этой работы учащиеся обращаются ко всем разделам русского языка, анализируют слово с точки зрения лексического значения, происхождения, фонетического и морфемного состава, словоизменения и употребления в речи. На любом уроке такая работа  может проводиться в виде лингвистической разминки, она способствует формированию умения работать со словарями, строить свободные высказывания на лингвистическую тему.

Культуроведческий подход предполагает осуществление связи с курсом литературы. Художественный текст является сокровищницей знаний о культуре и истории народа, отражением этой культуры и истории и одновременно результатом духовной деятельности человека. В ходе лингвистической работы учащиеся не только наблюдают, как «живёт» и «работает» слово в художественном тексте, но и учатся искусству внимательного, вдумчивого чтения. На мой взгляд, на уроках русского языка больше внимания нужно уделять «внутренним ресурсам» слова, знакомя учащихся и с динамикой, и с его цветовой гаммой и т.д. Это поможет сформировать у школьников позитивное личностное отношение к слову, что облегчит в дальнейшем работу над орфографией и грамматическими категориями. Размышление над словом, его анализ, интерпретация не только способствуют формированию коммуникативной компетенции, активизируют речевую активность, но и помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, познать и понять себя как представителя русской нации. Использую такие методы работы со словом, как  метод «Продолжи рассказ»,  метод культуроориентированного анализа исконно русских слов, таких, как балалайка, матрёшка, кокошник, гривна и др., метод построения полей смыслов (Вверху – «слова–спутники» (ассоциации), внизу – «слова–родственники» (однокоренные слова), справа – «слова–друзья» (синонимы), слева – «слова–враги» (антонимы), «Этимологические этюды» о словах, «Творческие мастерские одного слова».

Современный ученик нуждается в духовно–нравственном ориентире. Прекрасная возможность изучить этапы развития отечественной русистики, узнать имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь служению науке, – это  уроки русского языка и литературы. Биографии и научные труды выдающихся лингвистов должны быть знакомы учащимся. Эти сведения обогащают знаниями об истории лингвистической науки, о языковедах и их научном вкладе, расширяют эрудицию учащихся и воспитывают нравственность. Данная работа позволяет также сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке.

При объяснении нового материала часто использую проблемную ситуацию, когда не даются учащимся готовые сведения, а предоставляется  необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы. Не все учащиеся возьмутся за решение проблемных вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.  Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы домашнее задание было дифференцированным, включало в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую. Процесс  приобщения к проектноисследовательской деятельности положительно влияет на формирование универсальных учебных действий, на достижение результатов  при формировании коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт  и внеклассная работа по предмету, которая, как правило, призвана развивать познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. В рамках  внеурочной деятельности по реализации  национальнорегионального компонента и развития межкультурной компетенции провожу  творческие встречи, литературные праздники, предметные недели, походы в музеи города и театры, различные конкурсы. Главным в этих мероприятиях является не только получение формальных знаний, но и формирование определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. За годы учёбы школьник должен не только получить определённую сумму знаний и подготовиться к взрослой жизни, но и  догнать человечество в его культурном развитии, «обжить дом культуры» как родной дом и создать себя по законам культуры.

Школьный учитель, что бы он ни преподавал, – прежде всего воспитатель, педагог. От того, насколько точно он сможет подобрать ключ к детским сердцам, зависит и воспитательный, и образовательный процессы. Если ребенок разочаруется в учителе как в человеке, то он не воспримет его и как предметника. «Учитель – творец урока и, значит, открыватель своего пути»,  – писал Евгений Николаевич Ильин, и я не могу не согласиться с ним. На этом пути ежедневно открываются новые маршруты, новые достопримечательности. И по этому пути надо идти вместе и лишь на полшага впереди своих учеников. «Хочешь владеть душами ребят – отдай им свою душу!» (В.А. Сухомлинский.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

«Литература как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности»      В ст...

Описание системы работы учителя русского языка и литературы

В данной статье предлагается методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная ...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданин...

методическая система работа учителя русского языка и литературы

Методическая система работы учителя русского языка и литературы по теме: "Современные педагогические технологии в аспекте системно-деятельностного подхода в изучении русскогго языка и литературы...

Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)

Презентация к выступлению  "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...