Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
статья по русскому языку

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, человеку нужно постоянно учиться. Концепция, где учитель в готовой форме доносит до ученика материал, устарела. После выпуска из школы люди попадают в мир, где им приходится постоянно самостоятельно отбирать и усваивать знания. Важно заложить основы этого навыка со школьной поры, когда ученик только осваивает азы взрослой жизни. Этому способствует внедрение самостоятельной работы на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаспарян Валентина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №277

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)


Введение

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, человеку нужно постоянно учиться. Концепция, где учитель в готовой форме доносит до ученика материал, устарела. После выпуска из школы люди попадают в мир, где им приходится постоянно самостоятельно отбирать и усваивать знания. Важно заложить основы этого навыка со школьной поры, когда ученик только осваивает азы взрослой жизни. Этому способствует внедрение самостоятельной работы на уроках.

Цель моей работы – показать необходимость внедрения самостоятельной работы в рамках уроков русского и литературы и поделиться накопленным опытом.

Задачи:

  1. Дать понятие самостоятельной работы и найти оптимальный механизм ее внедрения на уроках.
  2. Поделиться опытом внедрения и использования самостоятельной работы.

Понятия самостоятельной работы и ее виды

Самостоятельная работа – это комплекс педагогических технологий, мотивирующий учеников на самостоятельный поиск, структуризацию и усвоение информации.

Это системная деятельность, в которой учитель направляет ученика к получению знаний, а не просто предает их. Это означает, что на этапе подготовки преподаватель должен создать поэтапный план подведение ученика к нужной информации и регулярно стимулировать учеников к проявлению самостоятельности. Без этого может возникнуть следующая ситуация: для усвоения правила правописания одной и двух «н» в суффиксе, школьники составляют таблицу и изучают принцип работы правила, но учитель не попросит обратить внимания на слова-исключения, из-за чего ученик будет знать эту тему недостаточно хорошо.

Для того, чтобы эффективно внедрять самостоятельную работу в ход урока, необходимо организовать работу в несколько этапов:


1.Разработать систему заданий, подготовить дидактический материал и чётко определить задачу каждой самостоятельной работы.
2.Обучить класс рациональным приёмам умственного труда, объяснить принципы самостоятельной работы.
3.Проинструктировать учащихся перед выполнением задания.
4.Наблюдать за ходом самостоятельной работы и направлять учеников.
5.Диагностировать усвоение материала и получать обратную связь от самих учеников.
6.
Провести анализ эффективности и устранять выявленные проблемы.

В отличие от стандартного подхода при самостоятельной работе, у ученика наблюдается активная мыслительная деятельность, поэтому запоминание происходит лучше. Она может проходить в устном и письменном виде, быть коллективной и индивидуальной. Кроме работ, воспроизводящего вида, можно использовать творческие. Уровень заданий, данных ученикам, должен быть посильными, иначе это снизит мотивацию.

Применение самостоятельной работы на уроках русского и литературы

Русский язык входит в число наиболее трудных школьных предметов. При его изучении приходится запоминать большое количество правил и исключений. Замена прямой передачи информации от ученика к учителю на различные виды самостоятельной работы помогает улучшить запоминание.

Предлагая учащимся те или иные задания для самостоятельной работы, необходимо учитывать мотивационную сторону деятельности, т.е. создавать такие условия, чтобы у учащихся было желание выполнить задание. Поэтому, самостоятельную работу принято комбинировать с игровыми технологиями и творческими заданиями.

Пример индивидуальной работы: на уроке литературы можно попросить каждого ученика определить какой персонаж из произведений А.С. Пушкина может быть отражением автора и сделать презентацию, аргументирующую это. Эта работа поможет школьнику учиться выражать свое мнение, замотивирует вспомнить все знакомые произведения поэта и поможет развитию аналитических навыков.

Пример коллективной работы: проводится викторина по золотому веку русской литературы. Класс делиться на несколько команд. Каждая команда самостоятельно изучает тему и готовит вопросы для других команд. Учитель в данном случае выступает модератором: дает задание, контролирует корректность вопросов и правильность ответов. Побеждает команда, ответившая на максимальное количество вопросов. Это задание направленно на умение работать в команде и самоорганизацию.

Во время уроков русского языка можно использовать в качестве заданий: работу с таблицами, самостоятельную формулировку правил и опросы, связанные со сбором предположений о возможных исключениях из этого правила. Например, попросить класс подумать почему ударения падают на разные слоги и выделить основы этого правила – в словах, заимствованных из французского, ударения часто падают на последний слог и т.д.

Заключение

Самостоятельная работа – важный инструмент организации урока. Его эффективность зависит от правильной подготовки со стороны учителя. Это требует методической компетентности, креативности и подкованности в возрастной психологии со стороны педагога. Самостоятельная работа не является самоцелью. Ее применяют для улучшения самоорганизации, лучшего запоминания материала, сплочения класса и повышения мотивации. При правильной и системной работе учителя, это может стать основой качественного образования.

Список использованной литературы:

  1. Адрианова А.Е. Организация самостоятельной работы учащихся над ошибками. // РЯШ. - №1.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., Педагогика, 1980.
  3. Преображенская Н.П. Некоторые виды самостоятельных работ учащихся на уроках литературы в 9-10 классах. / Воспитание и образование учащихся на уроках русского языка и литературы. – Вологда, 1963.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...