"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
статья по математике

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке

(из опыта работы учителя математики)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабанова Т.А., учитель математики

ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса

Калининского района

Санкт – Петербург

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке

(из опыта работы учителя математики)

        Самостоятельная работа учащихся занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику ещё далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Грамотно организованная самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное. Но для этого ещё очень важно формировать у учащегося общеучебные умения и навыки.

        Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьёзные затруднения, т.к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.        

 Обучение учащихся навыкам самостоятельной работы предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Самостоятельная работа учащегося заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельная работа на уроке должна иметь:

  1. 1.Конкретную цель и ученик должен знать пути её достижения.
  2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
  3. Минимум шаблонности, т.к. основная её задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно условно разделить:

 1.По методу самостоятельной работы учащихся

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • работа с текстом учебника .

2.По звеньям учебного процесса:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;
  • задания на обобщение учебного материала

3.По характеру познавательной деятельности:

  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий  позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

  • подробные инструкции;
  • краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельной работы можно разделить на:

  • индивидуальные;
  • фронтальные;
  • групповые;
  • парные.

Выбор форм работы зависит от целей, сложности заданий, уровня сформированности учебных умений и возможностей каждого ребенка. Также нельзя забывать о мотивации учащихся.

Виды самостоятельной работы:

  1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, работа с первоисточниками, с интернет – ресурсами).
  2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения)
  3. Решение задач и выполнение практических работ.
  4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, контрольные работы).
  5. Доклады, рефераты, проекты.
  6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдении в природе и экскурсиях, установление межпредметных и метапредметных зависимостей.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
  8. Техническое моделирование и конструирование.

Изучив различные УМК по математике, мне кажется, что для организации самостоятельной деятельности наиболее подходит УМК Дорофеева Г.В. и Бунимовича Е.А. В каждой теме основные понятия даются кратко и доступно для понимания учениками. Даются описания и алгоритмы выполнения заданий, рекомендации. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в мире математики, надо научить его наблюдать, видеть закономерности, анализировать, рассуждать, делать выводы. Для этого в учебниках Дорофеев Г.В. и др. в каждом пункте некоторые упражнения обозначены именно такими заголовками:

  • Наблюдаем;
  • Наблюдаем и исследуем;
  • Ищем информацию
  • Наблюдаем и экспериментируем;
  • Строим по алгоритму;
  • Действуем по формуле;
  • Доказываем
  •  и другие.

Считается, что ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни. Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...