Тревога - царица всех болезней

Глебова Наталья Николаевна

Только 20 процентов больных депрессией ищут помощи у врача. При этом у 40–50 процентов этот диагноз выявляется в процессе лечения соматических заболеваний. И почти 80 процентов людей «зарабатывают» психосоматические расстройства из-за постоянных стрессов. Картина выглядит пугающе, поэтому в последнее время наши психиатры и психотерапевты склоняются к мнению зарубежных коллег о том, что депрессию пора выводить уже не первое место по распространенности в обществе, она уже побеждает даже вечно лидирующие сердечно-сосудистые заболевания.

«Стресс подвигает нас к развитию, изменению, правда, не всегда мы можем адаптироваться к нему, – рассказывает психиатр, профессор Татьяна Раева. – Тревога, безусловно, является составной частью реакции на стресс. Уровень тревожности каждого из нас очень индивидуален и норму вывести в данном случае очень сложно. В развитии стресса большую роль играют внутренние факторы – наша интерпретация событий, катастрофическая оценка случившегося. Проблема в том, что мы не просто переживаем момент стресса, мы растягиваем это «удовольствие» на неопределенный промежуток времени, постоянно обдумываем то, что произошло. Способность самого себя погружать в стрессовые рамки и раздвигать до необозримых пределов присуща только человеку».

Лицо тревоги – взвинченность, беспокойство, нервозность, предчувствие беды, чувство внутренней напряженности. И испытывать подобные чувства совершенно нормально. Однако тревога становится патологической, если она проявляется длительно, имеет беспочвенный характер, неадекватна ситуации, приводит к истощению, подавлению. Обычные бытовые раздражители начинают вызывать негативную психологическую реакцию. На физиологическом уровне это проявляется в невозможности расслабиться, отдохнуть, когда это требуется.

«Тревога – самое распространенное нарушение среди населения. На первом месте стоят различные фобии, страхи. И как правило, симптомы тревоги и депрессии очень тесно связаны, разделить их невозможно», – говорит Татьяна Викторовна.

«Пациенты, имеющие симптомы тревоги, в три раза чаще посещают врача и в полтора раза чаще обращаются за помощью в стационар, – сообщила психиатр, заслуженный врач РФ Нина Ишутина. Чем выше уровень тревоги, тем выше уровень артериального давления. Так и ходят у нас в поликлиники с гипертоническими кризами – вроде бы лечится человек, а криз не купируется, потому что не учитывают тревогу и не лечат, и самые лучшие препараты не могут помочь. Из-за тревоги возникает длительное течение соматического заболевания, увеличивается склонность к его рецидиву, снижается качество жизни. Генерализованное тревожное расстройство в более чем 62 процентах случаев встречается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в 52 процентах случаев – при аллергии, в 42 процентах – при мигренях, в 27 процентах – при болезнях обмена веществ».

«Важно помнить, что тревоги могут запустить клинические депрессивные состояния. И раз возникнув, депрессия имеет тенденцию возвращаться. В нашей культуре силен культ рациональности: нужно сдерживать свои эмоции. Но кто научит ребенка преодолевать подавленность, стресс, горе? Если в семье эти навыки прививаются – чудесно. Но зачастую идет подавление эмоций, и таким образом решается проблема. Только решается ли? Тоже самое – ориентация на успешность. Нельзя показывать, что у меня не все в порядке, нужно играть роль успешного человека», – добавляет психиатр Татьяна Раева.

В обществе очень распространен миф, что депрессия – это эмоциональная проблема, дескать, где твоя воля, возьми себя в руки. Не все понимают, что это системное заболевание, охватывающее многие структуры организма. Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с пессимистичной оценкой самого себя, своего положения, окружающей действительности. Симптомов у депрессии очень много – это и нарушения сна, подавленность, печаль, чувство вины, изменение психомоторики, боль, отсутствие интереса, суициды. Соматическая симптоматика – слабость, утомляемость, затруднение дыхания, учащенное сердцебиение, боли в грудной клетке и так далее.

«Распространенность депрессии в обществе все больше. И уже говорят, что XX век – это век меланхолии. Самое страшное, что поднимается риск суицидального поведения. Если в 1990 году депрессия занимала четвертое место среди заболеваний, то к 2020 ей пророчат второе место после сердечно-сосудистых. Время в данном случае не лечит, нужна помощь врача, так как длительная депрессия приводит к страшным последствиям, вплоть до гибели клеток мозга. Те люди, которые перенесли не один эпизод депрессии в своей жизни, – в пожилом возрасте у них чаще наблюдаются мозговые нарушения», – подводит итог Татьяна Раева. 

 

Комментарии

Читая статью, размещённую Вами, ловлю себя на мысли, что уже давно живу в состоянии стресса. И состояние это пришло ко мне с осознанием, того, как мало осталось времени до аттестации, и как много требуется ещё сделать, помимо основного функционала. Начались бессонные ночи за компьютером, все выходные и праздники - за ним же, а это - работа без выходных и, фактически, без отдыха. Вот вам и стресс, от которого совсем недалеко до депрессии. Нужно ли всё это педагогам, особенно, стажистам? Задумается ли родное министерство, что оно творит с нами? Само ускорившееся время вводит нас в постоянные стрессы, а тут ещё и новый, искусственно созданный для тысяч и тысяч работников образования... Грустные мысли, но помогли мне с невесёлым настроением справиться, размещённые Вами на сайте статья и стихи. Спасибо Вам, Наталья Николаевна, за это! Я думаю, мы всё и всех преодолеем!
Глебова Наталья Николаевна

Я тоже нахожусь в подвешенном состоянии: идти ли на курсы на следующий год. Стаж работы - 35 лет. И опять доказывать, что ты не.... И не идти уже нельзя по сегодняшним меркам.

Наталья Николаевна, идите, не сомневаясь! Я бы с удовольствием пошла, да у нас их просто нет. Для музыкальных руководителей организуют только танцевальные, театральные и курсы по игре на инструментах... А разве это сейчас нам нужно? Вот и приходится сидеть на сайте, выуживая хоть какие-то теоретические знания. Не помогут наши танцы и песни портфолио заполнить, и ответить на тесты тоже не помогут! Говорим об этом везде, где можно, но нас не хотят слышать. Вот откуда усталость идёт и подвешенное состояние - а были ли твои 34 года педагогического стажа? И с чем ты остаёшься, с каким грузом?
Глебова Наталья Николаевна

Нина Ивановна, а где Вы работаете? В школе? Нет? Ведь наши преподаватели посещают курсы музруководиелей в академии повышения квалификации

Наталья Николаевна, всё было бы проще, если бы я по-прежнему преподавала в школе, но я уже 30 лет работаю в дошкольном образовании. У нас в Перми, к сожалению, разрушена система ПОИПКРО в связи с, так называемой, оптимизацией. Раньше мы регулярно, раз в 5 лет посещали курсы повышения квалификации, а если забудешь, то тебе о них напоминали и отправляли на учёбу. Сейчас ничего подобного уже нет. Вот и крутимся, как можем, сами ищем куда бы пойти, а многие муз.руководители ещё и оплачивают свои курсы из собственного кошелька. Администрация прямым текстом говорит: "Это же вам нужно повышать квалификацию, вот и оплачивайте свою учёбу сами". Мне в этом плане повезло чуть больше, так как одной из моих работ является ЧДОУ, которое платит за меня. Вот такая у нас ситуация с курсовой подготовкой. Потому и сижу на нашем сайте, выуживая всю информацию об аттестации, но этого, конечно, недостаточно, так как живое общение даёт знаний и понимания больше, чем виртуальное.
Глебова Наталья Николаевна

Да, последнее время предлагают много курсов на коммерческой основе. Стоимость от 4,5 тыс. Людей, желающих пройти аттестацию, прибавилось в разы. Не всех берут на бюджетные курсы. Действительно, выкручивайся кто как может! Можно только посочувствовать.

А.И.Буренина, не скрывая сказала нам, что вся эта суета с аттестацией, с ФГТ, с "реформой", о которой все говорят, но никто не понимает, что это такое, - всё это просто денежный поток, новая ниша, за которую сейчас бьются все педагогические и околопедагогические издательства. Вот и придумывают всё новые СаНПиНы, ФГТ, ИКТ, чтобы педагоги, "ломая головы", мчались по курсам, новую методлитературу, учебники, программы покупать. Наталья Николаевна, а разве плохо нас учили? Я помню, приходилось общаться с профессором Йельского Университете, который приезжал несколько раз к нам в Пермь во времена перестройки. Он плакал (не иносказательно, слёзы были в его глазах), когда удивлялся, что творит Россия со своим образованием? "Мы до сих пор учимся по советским программам, технологиям и методикам, поскольку, они сильнейшие в мире, поэтому, у нас такой огромный поток студентов! Зачем же всё разрушают у вас?" Приходилось общаться с педагогом и в Вене, она тоже рассказывала нам, о "русских методиках", которые они используют в преподавании. А уж дошкольное образование всегда было сильнейшим, что признавалось мировым сообществом и тогда, и сейчас! Но, к сожалению, Россией сейчас правит капиталл - деньги делают на всём, и никого из любителей золотого тельца не волнует, что будет потом! Так не хотелось снова возвращаться к грустной теме, но, к сожалению, это наша с вами действительность, которую нам ни обойти, ни избежать, если мы любим свою работу, и детишек не хотим бросать. А сколько я удивлённых возгласов по этому поводу услышала! Были и такие, которые мне говорили: "Нина, я тебя не понимаю и перестаю уважать! Как ты можешь сидеть в детском саду на такую зарплату и ещё что-то делать, какие-то праздники сочинять?!" На что я, ни на секунду не сомневаясь, всегда отвечала: "Но ведь кто-то ваших детишек и внуков должен обучать? Почему мы все скопом должны только в торговлю бежать?" Мы выстояли, когда не было зарплат, когде нечем было кормить собственных детей! А теперь нам же и говорят: "А докажите, что вы компетентны! А извольте-ка экзамены сдать! Да, и бумажек побольше, побольше, да с приказами, не забудьте собрать!" Вот и бегаем, и покупаем, и собираем... А что же ещё делать, если не хочется свою любимую работу бросать.
Глебова Наталья Николаевна

Ой, как вы правы! Всю жизнь доказываем, что мы что-то значим. Обидно! Ни в одной отрасли ведь такого нет. Я - за курсы, но против аттестации. Но наше мнение никого не интересует. А кто нас "экзаменует"?! Тот, кто ни дня не работал в нашей области. противно.

Наталья Николаевна, согласна с Вами на все сто процентов! Когда прозвучали знаменитые слова: "А судьи кто?"... И до сих пор так ничего и не изменилось, а всё только ещё жёстче закручивается! Все мы с вами знаем, кто, зачем и почему так рвётся к власти, и кому хочется, чтобы только пальчиком указывать да кнопочки нажимать. А запусти этих "кукловодов" до живой работы с детьми - побегут без оглядки! Что большинство из них уже и сделало, а мы теперь почему-то должны держать ответ перед ними. Хотя тоже понятно, почему... Чем больше разных бумажек они с нас требуют, тем выше поднимается их самозначимость, самооценка и ощущение того, что без них-то уж точно образование не обойдётся! Что там какие-то учителя! Грустно всё это, и жаль тратить на всю эту беготню с аттестацией время и силы. Но, к сожалению, учительство пока не в состоянии что-либо изменить в нашей стране.
Глебова Наталья Николаевна

Лица стерты краски тусклы То ли люди, то ли куклы Взгляд похож на взгляд А тень на тень Я устал и отдыхаю В балаган вас приглашаю Где куклы так похожи на людей (2) Арлекино и пираты, циркачи и акробаты, И злодей чей вид внушает страх Волк и заяц, тигры в клетке - все они марионетки В ловких и натруженных руках Кукол дергают за нитки, на лице у них улыбки И играет клоун на трубе И в процессе представленья создается впечатленье, Что куклы пляшут сами по себе Ах до чего порой обидно что хозяина не видно Вверх и в темноту уходит нить А куклы так ему послушны и мы верим простодушно В то что куклы могут говорить Но вот хозяин гасит свечи. Кончен бал и кончен вечери Засияет вечер в облаках. Кукол снимут с ниток длинных. И засыпав нафталином В виде тряпок сложат в сундуках А.Макревич

Не хочется быть подобной куклой-марионеткой, оттого и пытаешься приподняться над обыденностью, хотя бы чуть-чуть... Взглянуть на мир открытыми глазами, подальше откинуть "шоры" и "взбрыкнуть"! Кому нужны все эти цепи, которыми нас пытаются опутать, словно нашкодивших рабов? Не хочется смириться и привыкнуть к мысли, что мы лишь в услужении у новых "хозяев" и их детей. Не могу простить Фурсенко, что он превратил всё наше образование в услугу, вслед за парикмахерскими, магазинами, рынками, забыв про УЧИТЕЛЕЙ!