Роль краеведения в воспитательной системе дополниетельного образования

Китаева Елена Викторовна

Роль краеведения в воспитательной системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль краеведения и туризма в воспитательной системе дополнительного образования

       Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в   системе дополнительного образования педагоги, имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки).    Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявлять заложенное в нем от природы творческое начало.

       Одним из направлений в системе дополнительного образования является краеведение и туризм. Эти направления помогают  ученикам узнать родной край, быт, нравы, обычаи народа, открыть для себя, сколь духовно богата земля, на которой мы живем. Именно акцент на знание культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов и стать истинным патриотом своей Родины. Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Туристские походы, соревнования по туризму и ориентированию воспитывают в ребятах чувство сплоченности, дружбы, долга перед товарищами, самодисциплины, самокритики, приучают к рациональному использованию времени общению с людьми, с природой.

       Основным инструментом, посредством которого педагог направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и   качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сфере.  Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию положительных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

        В ходе краеведческой деятельности учащийся:

получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;

чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;

приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края. 

       Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.   Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

       Воспитательная работа в ходе турпоходов имеет большое значение в становлении ребенка, как личности в развитие его способностей, воли и характера. Целью этой деятельности является не только привитие знаний и умений по туризму, ориентированию и краеведению, но и воспитание элементарных навыков поведения в природе, выживания в экстремальных ситуациях. Все направления туристической и экологической воспитательной работы отвечают современным требованиям нашего общества:

- воспитание всесторонне образованных людей, их развитие;

- воспитание здорового поколения;

- воспитание любви к родной природе;

- воспитание чувства прекрасного через общение с природой.

       Туризм как средство   воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей.  Туризм – это средство обогащения жизненного опыта учеников, знакомство с различными профессиями, средство познания красоты природы. Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становится выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка. Поход поможет глубже понять и изучит натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях романтике.

       Важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью решается благодаря краеведению в туризме. Помогает краеведение показать теоретические знания в виде практического значения приобретаемого на занятиях. Предполагает синтез учебного материала самостоятельных практических работ и творческих заданий при изучении родного края. Сначала постепенно накапливается, затем усложняются знания о природе, хозяйстве, истории и культуре региона. Все это способствует решению задачи   развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

Особое внимание обращается на структуру уроков, т. е. намечается последовательность звеньев урока и взаимосвязи между ними. Определяются конкретные методы частично-поисковые, исследовательские методы, методы проблемного изложения проработки и усвоения знаний и приемов учебной работы. Школьники, становясь туристами, заряжаются активным, здоровым образом жизни.  Познавательная ценность туристических походов, краеведческой работы будет использована ребятами в выборе их будущей профессии.  

Список литературы:

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций  - М.: Просвещение, 1988- 354с.
  2. Дорохов, В. Г.  Краеведение: курс лекций; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 152 с.
  3. Молодой ученый:  Международный научный журнал  -  № 24,  2016


 

Комментарии

Шапкунова Елена Александровна

Елена Викторовна, несмотря на то, что у Вас сравнительно небольшой опыт работы, Вы затрагиваете очень интересные вопросы в своей статье. Верю, что если в образование приходят такие активные, увлеченные педагоги, то наши дети будут в хороших руках!!!