Главные вкладки
С благодарностью - Учителю...

Я шел к этому 35 лет. И сегодня на презентации, волнуясь, как школьник, подарил экземпляр книги своему учителю, профессору Суслову. Без него она не была бы написана.
А началось все в 1988 году. Я прочитал его статью "Как под лозунгом "Вся власть советам!" будет ликвидирована Советская власть". И она меня перепахала, как роман Чернышевского Ленина. Я понял, что хочу познакомиться с этим человеком.
В 1990 году он сражался с Горбачевым на XXVIII съезде КПСС, а я рассказывал о Петроградском вооруженном восстании на вступительном экзамене в университет. Сегодня ему сказал: "Поступи годом ранее, посражались бы за страну вместе".
Но пришел к нему на кафедру, когда уже все было кончено. Показал первые свои публицистические опыты из городской газеты "Искра" и сказал: "Хочу понять, что произошло с моей Родиной и написать об этом дипломную работу".
В 1991 году перед референдумом я писал в местной газете о необходимости сохранения Союза. В 1993-м едва не оказался среди защитников Белого Дома, но пронесло, зато Михаил Григорьевич помог опубликовать статью "Уроки октября" о последствиях тех кровавых событий - первый серьезный политологический опыт, целиком, кстати, вошедший в книгу.
Он предложил взять выступления Горбачева и ответить на вопрос "Чего не понимали генсеки?". Это был его любимый вопрос в то время. И на каждой встрече мы его обсуждали.
Мы писали вместе. Он - книгу "Причины краха советской системы", я - диссертацию. Его книгу, еще в рукописи, я прочитал один из первых. Он говорил мне: "Саша, нужна критика". Знаю точно, что в книге есть и моя правка. "Чапаев думает", приговаривал он, и я читал и размышлял...
А в 2010 году мы думали с ним, как убрать "красные перья" из моей диссертации. Как сейчас помню, в июле , сидя на его кухне мы редактировали заключение, чтобы сделать ее "более проходимой". Я понимал, что этого не сделаю, что ей недостает академического стиля. Я не стал ничего менять и на защиту не вышел. Он - большой ученый, а я так и остался на уровне доморощенного самодеятельного публициста.
Решив, что для меня все ясно, нашел ответы на мучившие меня еще школьником вопросы, темой "перегорел". Чтобы труд не пропал, я выложил его частями в интернет. Теперь рядом с его книгой будет стоять и моя с Виталием.
Во всем, что я с тех пор самостоятельно написал по истории или о дне сегодняшнем, чувствовался стиль моего героя. Мне казалось, что думаю, как Суслов, говорю, как Суслов, пишу, как Суслов. Иногда возникает мысль, что идейное влияние этого человека на меня было настолько сильным, что помешало встроиться в постсоветскую систему и лучше было бы нам не встречаться в далеком уже 1992 году. Вот так..
