Черчаго Светлана Вадимовна

сайт учителя химии

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Методика преподавания химии

Увлечения: нанотехнологии

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: г. Таганрог

Место работы: Гимназия №2 имени А.П. Чехова

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/cherchago
Подвергай всё сомнению.

О себе

Учитель химии в чеховской гимназии Таганрога.

Мой взгляд на мир

Разговор с учеником после урока.

Сегодня, мой друг,  у нас появилась возможность задать друг другу вопросы, которые волнуют нас. Спрашивай, я готова ответить тебе.

— Как быть, если не все школьные предметы нравятся? Химия, например, не самый любимый мой предмет. И, вообще, с ней одни проблемы.

— К сожалению, не ты один так думаешь. Очень часто можно услышать: «Ваша химия мне не нужна, да и не понимаю я ее». Но современный человек обязан знать, что вся жизнь на Земле – это непрерывные химические и биохимические процессы. И один из важнейших – фотосинтез. Только в организме человека одновременно идут около трех тысяч химических реакций. Наша одежда, предметы быта, начиная с самой обыкновенной ложки, лекарства, краски, моторное топливо и т.д. – все это воплощение в жизнь достижений науки химии. Так что не отвергай ее, а постарайся глубже понять сущность предмета, его язык и закономерности. Научись грамотно применять вещества на благо себе и людям. Только разумный подход к достижениям всех наук сможет уберечь человечество от большой беды.

— А что для вас, учителей, главное в школе?

— Конечно на первом месте – ты, и он - твой друг, и она – твоя одноклассница. Вы все очень разные,  у каждого свои мысли, взгляды, вкусы, таланты, и моя задача – увидеть лучшие ваши качества и развить их.

— Но ведь это очень сложная задача!

— Да, но этим и интересен труд учителя.

— А чему Вы хотите научить нас в первую очередь?

— В первую очередь – трудиться.

— А разве талант, способности не важны?

— Талант – это только половина успеха, а вторая половина – это старание и        труд.

— А чем еще Вас привлекает учительский труд?

— Каждодневное общение  с учениками – не только обязанность, но и награда.

— Мы учимся у вас не только новым словечкам, но и по-другому видеть мир, с оптимизмом смотреть в будущее. Можно теперь я задам тебе вопрос?

— Конечно.

— Какую специальность ты выберешь для себя после школы?

— Я совсем иначе представлял себе труд учителя, возможно, это и будет мой выбор.            

Моё портфолио

«Палитра в пробирке»

Элективный курс для 9-го класса

Введение

          Прпедпрофильная подготовка является  подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию.  Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников :

  • умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;
  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответственно индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;
  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;
  • высокий уровень учебной мотивации  на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Таким образом, сущность предпрофильной подготовки заключается  в создании образовательного пространства, способствующего самоопределению  учащихся основной школы путем осуществления соответствующей психолого-педагогической диагностики, проведения информационной работы и организации предпрофильных элективных курсов.

Для гимназии, где гуманитарная составляющая образовательного процесса является определяющей, очень важно знакомить школьников не  только с теоретическими основами  естествознания, но также показать разнообразие предмета, его общечеловеческую значимость, роль в  создании красоты и совершенства природы, всего, что является главным для человека.  Именно поэтому темой моей работы стал элективный курс «Палитра в пробирке».
I.Пояснительная записка.

Курс по выбору (элективный) « Палитра в пробирке» предназначен для учащихся 9-го класса основной школы. Он ориентирован на расширение и углубление знаний по химии, на усиление гуманитарной составляющей естественнонаучного образования, на развитие любознательности,  интереса к химии, способствует совершенствованию практических знаний учащихся, расширению общенаучного кругозора, интеграции химии с гуманитарными науками. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ( приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ ( приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

1.2.Р.Г. Иванова, Л.А. Цветков. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Химия. – М.: Дрофа, 2004 г.

2. Цели изучения курса: создать условия для  осознанного выбора будущего профиля, а также формирования следующих компетенций:

  • информационной (умение использовать, находить, структурировать информацию, а также критически к ней относиться);
  • коммуникативной (владение устным и письменным общением, умение понимать друг друга);
  • социальной (адекватное выполнение норм и правил жизни общества, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения);
  • культурологической (толерантность к многокультурному обществу);
  • самообразовательной (формирование способности постоянного самообразования как основы  непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижение

успеха  в жизни).

Задачи:

  • предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в областях связанных с изобразительным искусством и окружающей природой;
  • совершенствовать экспериментальные навыки;
  • развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, как с гуманитарным, так и с естественно-математическим складом ума;
  • расширить возможности в выборе профиля дальнейшего образования.  

 

II. Основное содержание программы ( 17часов)

1. Введение. Цвет в жизни человека (2 часа).

Цвет и эмоциональное состояние человека (Тест Люшера, укороченный вариант). Влияние цвета на физиологические параметры (АД, пульс, скорость реакции, мускульная сила, субъективная оценка времени). Зависимость окраски вещества от состава и строения атомов (ионов). Создание необходимого эмоционального восприятия в живописи при помощи цвета (голубой и розовый период в творчестве П. Пикассо, « Подсолнухи» Ван Гога, «Над вечным покоем» Иссака Левитана.

Учащиеся должны знать:

  • окраску катионов Cu2+  Fe2+  Fe3+  Ni2+  Cd2+, окраску анионов MnO4-Cr2O72-CrO42-.

Учащиеся должны иметь представление:

-     о влиянии цвета на эмоциональное и физиологическое состояние человека;

  • о влиянии электронной конфигурации ионов на формирование цвета;
  • о создании определенного эмоционального состояния в живописи при помощи цвета.

Демонстрации: изменение окраски пламени ионами лития (малиновая), натрия (желтая), меди (зеленая).

Лабораторный опыт: сравнение окраски ряда солей (CuSO4  K2SONiSO4и Cu(NO3)2, KCl, NiCl2) и (KMnO4и K2Сr2O7). Выявление окрашенных катионов и анионов.

 

2. Знакомство с индикаторами (2 часа ).

Понятие « водородный показатель». Открытие Р. Бойля. Значение характера среды в химических и биологических процессах. Природные и синтетические индикаторы. Гидролиз солей.

Учащиеся должны знать:

  • определение индикатора;
  • числовые значения характера среды;
  • наиболее распространенные индикаторы;
  • понятие «гидролиз»

Учащиеся должны уметь:

  • определить характер среды с помощью индикатора;
  • экспериментальным путем подобрать в природе и изготовить простейший индикатор.

Демонстрации: таблица индикаторов, определение жесткости воды при помощи Трилона Б.

Лабораторный опыт: определение pH раствора при помощи самостоятельно изготовленного индикатора.

 

3. Цветные реакции на катионы (2 часа).

Понятие «качественный анализ». Цветные реакции на катионы Cu2+  Fe2+  Fe3+  Ni2+  Cd2+  Cr3+.

Учащиеся должны уметь:

  • экспериментально определять катионы по их окраске;
  • составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие эти процессы.

Лабораторный опыт: сравнение окраски ряда солей CuSO4, FeSO4  FeCl3NiCl2CdCl3/Выявление окрашенных катионов.

 

4. Цветные реакции на анионы (2 часа).

Цветные реакции на анионы Cr2O72-, CrO42-, MnO4-, [Fe(CN6)]3-, [Fe(CN6)]4-

 

Окраска вещества в зависимости от степени окисления элемента и от его ближайшего окружения. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Учащиеся должны знать:

  • окраску некоторых анионов.

Учащиеся должны уметь:

- экспериментально определять анионы по их окраске;

- составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие эти процессы;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов с помощью электронного баланса.

Демонстрационный опыт: изучение изменения окраски  соединений меди и железа без изменения зарядов ионов (степеней окисления) под влиянием нового окружения (желтая кровяная соль).

Демонстрационный опыт: изучение зависимости окраски аниона  от степени окисления хромофора.

Лабораторный опыт: сравнение окраски  растворов следующих солей: К2Cr2O7, К2CrO4,  КMnO4, К3[Fe(CN6)], К4[Fe(CN6)],  изучение анионов.

Лабораторный опыт: качественные реакции на Fe2+   и Fe3+.

 

5. Изготовление красок (2 часа).

История появления красок. Масляные краски, темперные (на яичном желтке) и водорастворимые краски  (акварель, гуашь) на основе растительных клеев. Пигменты.

Учащиеся должны иметь представления:

-     об истории создания красок;

  • о видах красок.

Учащиеся должны уметь:

  • определять вид пигмента, используемого в краске;
  • изготовлять простейшие краски.

Демонстрация: живописные работы, выполненные в разной технике.

Лабораторный опыт: получение пигментов (баритовые белила, желтый ультрамарин и красный крон). Приготовление акварельной (на основе камеди) и масляной (на основе растительного масла) краски.

 

6. Изменение цвета в природе (2 часа).

Растительные пигменты: зеленые (хлорофилл a и b), желтые (каротины и ксантофиллы),  красные и лиловые  (антоцианы). Хроматография – современный метод химического анализа. Причины многоцветья растительного мира.

Лабораторный опыт: приготовление спиртовой вытяжки некоторых растений, хроматографическое разделение растительных пигментов.

Учащиеся должны иметь представление о растительных пигментах, их роли в процессе фотосинтеза.

Учащиеся должны уметь:

  • приготовить вытяжку из растительного объекта;
  • осуществить процесс хроматографии полученной вытяжки.

 

7. Искусство мозаики. Цветное стекло. Химический состав окрашенных стекол в древности. Византийские и русские мозаики. Мозаики первых киевских храмов. Возрождение мозаики М.В. Ломоносовым. Художественные произведения мастерской Ломоносова (портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и другие).

Витражи Западной Европы  как произведения искусства, их роль в католическом соборе. Проблемы сохранения древних (X-XV вв.) стекол в современных условиях загрязнения атмосферы. (2 часа).

 

Демонстрация: Коллекция оксидов и других химических соединений, выступающих сырьем в производстве стекла. Образцы стеклянных и хрустальных изделий.

 

 

III. Тематическое планирование уроков

 

 

Темы уроков

Примерное количество часов

1

Введение. Цвет в жизни человека.

2 часа

2

Знакомство с индикаторами

2 часа

3

Цветные реакции на катионы

2 часа

4

Цветные реакции на анионы

2 часа

5

Изготовление красок

2 часа

6

Изменение цвета в природе

2 часа

7

Цветное стекло.

2 часа

8

Практическое занятие № 1 « Решение экспериментальных задач»

2 часа

9

Резервное время

1 час

 

       Всего: 17 часов

 

IV. Профильная проба

По окончании курса проводится психолого-педагогическое тестирование слушателей, на основании которого, а также по результатам итоговой практической работы  психолог и преподаватель химии  дают рекомендации  по  выбору профиля.

V. Ожидаемые результаты

            Предлагаемый предпрофильный элективный курс будет способствовать  осуществлению  внутрипредметной и  и межпредметной  интеграции учебных  курсов в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в целом, реализуя основные принципы концепции профилизации обучения химии, ориентируя школьников на продолжение химического образования в классах естественнонаучного профиля и готовя их к восприятию учебного предмета «Химия» на профильном уровне.

Учащиеся должны знать:

  • окраску катионов Cu2+  Fe2+  Fe3+  Ni2+  Cd2+, окраску анионов MnO4-Cr2O72-CrO42-.
  • определение индикатора;
  • числовые значения характера среды;
  • наиболее распространенные индикаторы;
  • понятие «гидролиз».

Учащиеся должны уметь:

  • экспериментально определять катионы по их окраске;
  • составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие эти процессы;

-     экспериментально определять анионы по их окраске;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов с помощью электронного баланса;
  • определить характер среды с помощью индикатора;
  • экспериментальным путем подобрать в природе и изготовить простейший индикатор;
  • определять вид пигмента, используемого в краске;
  • изготовлять простейшие краски;
  • приготовить вытяжку из растительного объекта;
  • осуществить процесс хроматографии полученной вытяжки.

Учащиеся должны иметь представление:

-     о влиянии цвета на эмоциональное и физиологическое состояние человека;

  • о влиянии электронной конфигурации ионов на формирование цвета;
  • о создании определенного эмоционального состояния в живописи при помощи цвета;

-     об истории создания красок;

  • о видах красок.

 

  1. Методические рекомендации к проведению практикума.
    1. Лабораторные опыты

Лабораторный опыт №1. Ученики сравнивают растворы солей, записывают уравнения электролитической диссоциации в тетрадь и делают выводы о том, какой ион окрашивает раствор.

  1. Сульфат меди (II), нитрат меди (II), сульфат калия, хлорид калия.
  2. Сульфат никеля (II), хлорид никеля (II)
  3. Перманганат калия и хромат калия

Лабораторный опыт №2. Учащиеся получают по три пробирки с известными pH каждого раствора и одну пробирку с неизвестным pH. Используя индикатор,  самостоятельно изготовленный и универсальный, определяют неизвестный pH.

 

Лабораторный опыт №3. В пробирке с растворами солей (сульфат меди (II),  сульфат железа (II), хлорид железа (III), хлорид никеля (II), хлорид хрома (III)) учащиеся добавляют раствор щелочи, изучают особенности полученных осадков, записывают уравнения в молекулярной и ионной форме.

 

Лабораторный опыт №4. К растворам в пробирках с Fe2+и Fe3+учащиеся добавляют растворы красной и желтой кровяной соли, роданида калия. Записывают ионные уравнения в тетрадь, делают выводы о качественных реакциях на ионы железа.

 

Лабораторный опыт №5. Учащиеся знакомятся с растворами солей: K2Cr2O7, Na2CrO4, KMnO4, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], записывают уравнения электролитической диссоциации в тетрадь и делают вывод о том, какой ион окрашивает раствор.

 

Лабораторный опыт №6. Получение пигментов. Класс разделяется на 3 группы, каждая получает один пигмент.
Группа №1 (получение баритовых белил). 100 мл 0,5 М раствора хлорида бария нагревают в стакане (250 мл) до 80 0С и добавляют 100 мл 0,5 М раствора сульфата натрия. После отстаивания сливают жидкость с осадка и отфильтровывают, оставшийся в стакане сульфат бария.

Группа №2 (получение желтого ультрамарина). 100 мл 1 М  раствора хромата калия нагревают в стакане (250 мл) до 80 0С и добавляют 100 мл 1 М  раствора хлорида бария. Осадок отфильтровывают.

Группа №3 (получение красного крона). В стакан (250 мл) наливают 50 мл 1 М раствора хромата калия и 50 мл 1 М раствора щелочи натрия. Нагревают 80 0С и добавляют 100 мл насыщенного раствора ацетата свинца (II) осадок отфильтровывают, промывают водой и снова отфильтровывают.

 

Лабораторный опыт №7. Получение красок. В керамической ступке учащиеся растирают 0,5 г камеди, добавляют влажный краситель и хорошо растирают до получения однородной массы. При необходимости в процессе растирания добавляют немного воды.

Аналогичным образом может быть получена и масляная краска. В этом случае краситель следует предварительно высушить на фильтре и растереть с растительным маслом или олифой.

 

Лабораторный опыт №8. В фарфоровой ступке растирают растительный материал (листья петрушки, корень моркови), помещают в стакан, добавляют спирт. Через некоторое время раствор фильтруют. В стакан добавляют до 1 см фильтрата, в фильтрат опускают  хроматографическую бумагу. На хроматограмме изучают пигменты, входящие в состав растительных объектов.

 

  1. Демонстрационные опыты
    Демонстрационные опыт №1.В три тигля со спиртом учитель добавляет насыщенный растворы хлоридов лития, натрия, меди (II) и поджигает спирт. Учащиеся наблюдают изменение окраски пламени ионами лития (малиновая), натрия (желтая), меди (зеленая).

    Демонстрационный опыт №2. Учитель использует набор для экспресс-анализа параметров воды. Для определения общей жесткости в классическую измерительную тубу, помещаем исследуемую воду. Отмеренное количество воды для дальнейшего исследования выливаем в бутылочку для смешивания. Добавляем 3 капли буферного раствора и 2 капли индикатора. Перемешиваем, при этом вода приобретает малиновою окраску. Полученный раствор титруем, добавляя капля за каплей титрующий раствор до тех пор, пока раствор не изменит свой цвет на светло-фиолетовый. Количество капель, пошедших на титрование и разделенное на 4,63 (постоянный коэффициент),  покажет общую жесткость в мг-экв/л.

    Демонстрационный опыт №3. Зависимость окраски аниона от степени окраски хромофора. В пробирку с подкисленным раствором дихромата калия добавить немного твердого сульфита натрия. Окраска меняется с оранжевой на ярко-зеленую. Щелочной раствор перманганата калия также добавить сульфит натрия. Окраска меняется с фиолетовой на изумрудную. В тетрадях составить уравнение окислительно-восстановительных реакций наблюдаемых процессов.

    Демонстрационный опыт №4. Изменение окраски катионов Cu2+и Fe3+без изменения степени окисления под влиянием нового окружения. К растворам сульфата меди (II) и хлорида железа (III) добавляем раствор желтой кровяной соли. Наблюдаем изменение окраски с синей на красную и с желтой на синюю.
     
  2. Практическая работа

 

 

 Практическая работа №1 « Решение экспериментальных задач». (2 часа).

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Цель работы.

  1. Совершенствовать умения решать качественные химические задачи, применяя знания по неорганической химии;
  2. Соблюдать правила ТБ при работе с веществами и оборудованием в химическом кабинете.

План работы.

Опыт №1. В трех пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: хлорида калия, сульфата меди (II), нитрата железа (III). При помощи одного реактива определите содержимое каждой пробирки. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Опыт №2. В трех пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: хлорида калия, хлорида алюминия, карбоната натрия. При помощи одного индикатора определите содержимое каждой пробирки. Составьте ионные уравнения гидролиза солей.

Опыт №3. Используя универсальный индикатор и лабораторный колориметр, определите pH выданного вам раствора.

Запишите свои наблюдения в тетрадь

 

Литература:

 

  1. Аналитическая химия. Химические методы анализа. / под ред. Проф. О.М. Петрухина. М.: Химия, 1993
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древне-русской живописи. М.: Просвещение, 1993.
  3. Дорофеева В.Ф., Саморукова В.Л., Сверщевская Г.Г. Окрашенные соединения в химическом анализе. // Химия в школе. 1996 №2. с.65-67.
  4. Дубовицкая В.А. Увлечение знанием. Гуманитаризация математических и естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе. – Воронеж, 1998 – с. 93-95.
  5. Лисичкин Г.В., Каробейникова Л.А. Годитесь ли вы химики? – М. : ИКЦ «Академкнига», 2003.
  6. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2003.
  7. Серов Н.В. Лечение цветом.- С-Пб, Речь, 2005.
  8. Тест Люшера:  http://www.asiamedica.com/lusher.htm
  9. Титова И.М. Вечер-игра. Краски разных времен. // Химия в школе. 1993. №6. с.63-70.
  10. Фадеев Г.Н. Химия и цвет. М.: Просвещение, 1983.
  11. Хальзова С.А. Конкурсный урок по теме «Красители». // Химия в школе. 2005. №1. с. 29-31.

 

 

Добавить грамоту в портфолио