Чиркова Марина Юрьевна

Чиркова Марина Юрьевна

сайт учителя химии и биологии

Вижу цель, не замечаю препятствий, верю в себя.

Профессия: учитель химии и биологии

Профессиональные интересы: работа в творческих группах

Увлечения: чтение книг, путешествия

Страна: Россия

Регион: Тульская область

Населенный пункт: город Узловая

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоваельная школа № 22

Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте.
А.Шопенгауэр

Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая биологическими процессами в организме. Достижения в этой области знаний приносили человечеству и огромный ущерб (создание оружия массового поражения), и дарили спасение от смерти (разработка медикаментов от заболеваний, выращивание искусственных органов и т.п.). Относиться равнодушно к этой науке невозможно: столько противоречивых открытий не происходило ни в какой другой области знаний.

О себе

 

В 1994 году оклнчила Ростовский государственный университет по специальности преподаватель химии. С 1 сентября 1997 года приступила к педагогической деятельности.

 Мое педагогическое кредо: «Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».

Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В нём ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем я?». Ответить на них могут помочь их друзья, сверстники и, конечно же, мы взрослые.
По мнению ведущих психологов, если есть условия, способности развиваются, то есть способности развиваются в деятельности. Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности, а также проследить, как под влиянием социально – культурной среды происходит развитие личности ребенка. Я работаю над созданием атмосферы, среды потребляющей творческие продукты детей, то есть креативной среды.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
Передо мной встала практическая задача – выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Для этого я использую различного рода тесты, анкеты, творческие игры, конкурсы и другие пути сбора информации для выявления творческих способностей детей.
Моё педагогическое кредо – каждый ребенок талантлив! Но талантлив по своему.
Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, я ввела личностно – ориентированный подход. Детям есть, где приложить свои способности:
- они участвуют в кружках по интересам (изо, вокал, хореография, театр);
- участвуют в интеллектуальных марафонах, предметных неделях, различных школьных мероприятиях;
- активно участвуют в жизни классного «Звёздного города»;
- ведут передачи на школьном радио;
- выпускают газету;
- совместно со мной и родителями готовят и проводят праздники, имеющие разную направленность.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книга всегда была и есть мой верный спутник жизни, путеводитель, советчик и друг. У меня много книг, которые я люблю и которые оказали самое мощное влияние на формирование моего  внутреннего мира. Назову главные из них.

Это, во-первых, роман Вениамина Каверина «Два капитана» - одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы XX века. История о любви и верности, мужестве и целеустремленности, которая не может оставить равнодушным ни взрослого, ни юного читателя. Это правдивая и увлекательная история становления героического характера молодого человека. Образы главных героев убеждают, что за торжество правды надо бороться.

Книгу называли «романом воспитания» и даже «авантюрным романом», но при этом никогда не обвиняли автора в излишней сентиментальности или самообмане. Сам Каверин говорил, что «это роман о справедливости и о том, что интереснее быть честным и смелым, чем трусом и лжецом». И еще он говорил, что это «роман о неизбежности правды». Подписываюсь под каждым авторским словом! Верю ему и принимаю все его принципы, как свои.

 «То strive, to seek, to find, and not to yield!».  Эти строки были высечены на памятном кресте, установленном на мысе Хижина в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса. Я уверена, что на девизе героев романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» выросло не одно поколение тех, кто достойно отвечал всевозможным вызовам времени.

Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, сделал эти слова девизом всей своей жизни, символом верности своей цели и своим принципам. 
«Бороться» (в том чис­ле с собственными слабо­стями) - первая задача. «Искать» - значит иметь перед собой гуман­ную цель. «Найти» - это сде­лать мечту реальностью. А если будут новые трудно­сти, то «не сдаваться». Этому девизу следовал в своей жизни капитан шхуны «Святая Мария» Иван Татаринов. Под этим же девизом спустя много лет другой капитан, летчик Александр Григорьев, начнет поиск следов экспедиции Татаринова и добьется цели. С этим девизом идут по жизни те, кому посчастливилось взять в руки книгу Каверина и прочесть ее.

Ры­царская мораль во все времена способствовала пополне­нию в нашей стране рядов летчи­ков, моряков и полярников: настолько велик заряд высо­кой нравственности и оп­тимизма, который давали людям герои Каверина. Прочитав в детстве замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана», я всю последующую жизнь следую принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Вторая, особо значащая для меня книга, - это повесть Бориса Васильева      "А зори здесь тихие".  Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Благодаря таланту и правдивости писатель создал яркие и героические образы женщин на войне.   

Опасность сблизила бойцов зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, раскрыла необыкновенные их душевные качества, готовность проявить лучшие качества защитника и солдата. Все девушки - Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Васков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг.  Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат. 

Борис Васильев сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов, у которого всем последующим поколениям есть чему поучиться. Благодаря подвигу таких людей, как герои повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», была одержана Великая Победа.

Мой взгляд на мир

Мой взгляд на мир – это моя педагогическая философия. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример. И любить. «В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя», -  говорил В.Франкл.

Смысл педагогической философии любви отчетливо виден в строках нашей соотечественницы С.В.Беловой:

Думала: главное - формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось - всего лишь любить.

Только любить. Вот и всё.

 

Чтобы быть хорошим учителем, надо любить предмет, который ведешь, и тех, кому ты его преподаешь. Вот уже 17 лет день 1 сентября я встречаю с особым волнением, тревогой и надеждой:  каких детей подарит мне судьба, смогу ли я их научить тому, чему должна? Судьба доверила мне вести один из самых лучших предметов школьной программы – русский язык и литература.  Пользуясь богатством одного из самых богатых языков мира, я могу выбрать точные и нужные слова для ясной передачи не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

«Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца, - писал Н.В.Гоголь, - легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякое доступное умно-худощявое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Свою безграничную любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства  я стараюсь передать своим ученикам. Для того, чтобы духовный контакт школьника и предмета состоялся, я, как учитель, должна постоянно заботиться об обращенности всего материала и форм обучения к ученику, знать его потребности и актуальные для него мотивы, учитывать ценностные ориентации нынешнего поколения.


Учитель не имеет права ошибаться. В этом я убедилась, видя, что ошибка педагога в определении личности ребенка, методах воспитания и обучения, влечет за собой впоследствии неправильно сформированную личность. Поэтому я хорошо помню слова педагога-гуманиста: «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, но и его индивидуальную жизнь, среду, в которой формируется его характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс».


  • Любить ребёнка. Любовь – это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.
  • Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
  • Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.

Ребенок не только готовится к жизни, но уже живет... Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь. Понятно, что детям необходим педагог, обладающий особыми духовно-нравственными качествами. Учитель должен целенаправленно развивать в себе особые духовно-нравственные и профессиональные качества: любовь и доброту, творчество и новаторский подход, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность: «К ожесточенному сердцем человеку к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придет, для него постулаты Школы жизни не приемлемы». (Ш.А. Амонашвили).

Мои достижения

Грамота Департамента образования Тульской области, Благодарственное письмо губернатора Тульской области, Благодарственное письмо депутатов Тульской областной думы

Моё портфолио

 

          Я, Чиркова Марина Юрьевна - учитель химии и биологии первой квалификационной категории. Общий педагогический стаж – 17 лет, в данном учреждении работаю учителем химии 2 года. Моя педагогическая деятельность направлена на решение задач, которые государство ставит перед современной школой.

  • Учебная деятельность и использование современных образовательных технологий, практическая значимость исследований.

I. Мною проделана определенная  работа по изучению и апробации технологии формирования и развития общеучебных умений и навыков (ОУУН). Над этой проблемой целенаправленно я работаю  4 года. Данная технология привлекла меня потому, что она важна для школы. Какие бы перемены не происходили в школе, какие бы реформаторские идеи её не посещали, учитель всегда работал и будет работать над формированием ОУУН. Как известно, одной из задач модернизации общего образования является формирование ключевых компетенций, т.е. готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения практических и теоретических задач, а данная технология направлена на решение этой задачи и предоставляет учителю большие возможности для её реализации. Я поставила перед собой цель: определить возможности технологии формирования и развития ОУУН и создать необходимые условия для развития учащихся на уроках химии в соответствии с требованиями данной технологии. Проделанная работа по апробации технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков на уроках химии позволяет сделать вывод о том, что внедрение данной технологии в практику - необходимость, которую диктует время. За сравнительно короткий период можно отметить положительные результаты: а) успеваемость составила 100%, качество знаний – 89 %  ; б) выпускники успешно сдают государственные экзамены (и государственное тестирование), качество знаний: 94-100%; в) повысился уровень сформированности ОУУН большинства учащихся   выпускники успешно сдают вступительные экзамены по химии в ВУЗы .

II.Мною выработана определённая система диагностики. Я использовала в своей работе следующие методики: Школьный Тест Умственного Развития

(ШТУР), диагностика уровня школьной тревожности по Филипсу, диагностика определения уровня сформированности внимания Мюнстберга, «Карта интересов» (характеристика потребностно-мотивационной сферы учащегося) И.М.Титовой. С целью прогнозирования своей деятельности использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование. Мною разработаны контрольно-методические тесты по определению уровня сформированности общеучебных умений и навыков на предметном материале, проведение которых позволяет выявить динамику развития. Осуществление мониторинга - требование времени 

III.   Под моим руководством осуществлялся мониторинг уровня сформированности ОУУН в нашей школе. Оказывая методическую и организационную помощь учителям по изучению данной технологии, по разработке контрольно-методических срезов, я делилась своим опытом с учителями.   Практическая значимость исследования заключается в оптимизации учебного процесса, повышении уровня сформированности ОУУН,  высокой мотивации обучения большинства учеников, что проявилось в их учебных успехах, повышении рейтинга предмета, в освоении методик диагностики результативности образовательного процесса и в обобщении опыта работы. Практическим результатом деятельности можно считать так же  создание проблемной группы в школе (МБОУ СОШ № 22), руководителем которой я являюсь. По результатам работы по апробации технологии я выступала перед учителями на педагогическом совете учителей МБОУ СОШ № 22, на заседаниях школьного и городского методических объединений учителей химии, коллеги заинтересовались моей работой, оценили её актуальность и значимость и решили использовать в своей практической деятельности . Таким образом, я пришла к выводу, что технология формирования ОУУН очень важна для современной школы, так как позволяет решить важнейшие задачи, стоящие перед учителем, главная из которых - сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

IV. Третий  год я осваиваю компьютерные технологии и применяю на уроках (и при подготовке к урокам) компьютерные программы, использую материалы сети Internet. Мною разработаны уроки с применением электронных презентаций 

V. Имею достаточный опыт работы в классах углубленного (и предпрофильного) обучения.  В классах указанного профиля я работаю девятый год. Мною создана достаточная дидактическая база для преподавания в профильных классах и классах углубленного обучения химии, кабинету химии присвоена высшая категория. Многие уч-ся успешно окончили школу и поступили в ВУЗы страны по данному профилю, сдав вступительный экзамен по химии на «5» и «4». При встречах бывшие выпускники благодарят за хорошие знания по химии

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы