Цыганко Елена Петровна

сайт дошкольного образования

Всё, что ни делается - всё к лучшему!

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: педагогика

Увлечения: чтение сказок

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: г. Челябинск

Место работы: МАДОУ Детский сад № 100

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/cyganko-elena-petrovna-ya
"плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства"
Эбнер Эшенбех

О себе

У меня замечательный сын и лапочка дочка.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения о В.О.В. они о любви, верности, чести.

Мой взгляд на мир

                                                      

Люблю по жизни позитивных, я людей.
У них свое, особое сияние
И сколько б, не было в их жизни темных дней,
Лишь только свет имеет там влияние.
Они умеют излучать добро,
Теплом своим часть Мира согревают.
Увы, не каждому из нас это дано,
Но под теплом их, наши души тают.
Я так хочу, что б каждому из нас,
Досталась счастья малая крупица,
Что б вместо горьких и холодных фраз,
Улыбки поселились к нам на лица.

Мои достижения

Третье место в муниципальном конкурсе "Воспитатель года 2012"
Мои любимые выпускники.

Моё портфолио

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский.
 

      Исследования ученых,  педагогов, психологов (А.С Макаренко, В.Г Белинский,  Н.Н Ланге,  П.Ф Каптерев,  К Д  Ушинский,  Н.А  Добролюбов и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственно-патриотического развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы гармоничного развития личности.

      Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание, возможны ,  когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.

     “Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний” (Д.С. Лихачев).

      Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к русскому народному творчеству является средством формирования у них патриотических  и нравственных чувств.

      Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию. Климат, природу, особенности языка и быта. Каждый народ приносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору  в которых народ оставил нам самое ценное из культурных достижений.

       Знакомство с устным народным творчеством всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

   Когда дети знакомятся с поговорками, загадками, пословицами, сказками, то приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, напевность. Потешки , прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного  творчества занимают уважительное отношение к труду людей, восхищение мастерством человеческих рук.        

 «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное, предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

  Наш современник Д. С. Лихачев отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость». Так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на искушенное растение перекати-поле.

     Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в педагогической практике  прибаутки, пословицы, поговорки, небылицы, сказки, скороговорки и загадки тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

      Во все времена  и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, педагогического опыта, накопленного поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов, заключается в человеческом, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческих душ и утверждалась в народной педагогике.

    Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром  в старину каждый ребенок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

     Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом  неписаных  норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие верность друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в русских народных праздниках.

      Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину. Признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В   соответствии  с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.

      Осуществляя,  педагогическую деятельность, в соответствии с  Уставом Образовательной программой учреждения, в основу  которой положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под  ред.,  Н.Е .Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой/,  я  использую в своей работе интеграцию образовательных областей – «Познание, формирование целостной картины мира»,  «Коммуникация»,  «Социализация»,  «Чтение художественной литературы»,  «Художественное творчество» и т. д.  Но для нравственно-патриотического воспитания детей, на основе русского народного творчества,  необходимо  создать  такие  условия,  которые  дают возможность  и  педагогам,  и  детям  погрузиться  в  мир  русского  быта,  русской  культуры  в  целом.

      Изучив ряд парциальных программ и дополнительной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русского народного творчества:  И.В Богачева «Мое Отечество-Россия», О.Л Князева, М. Д Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Е.В Пчелинцева «Непреходящие ценности малой Родины», В.Л Ватаман «Мир народной культуры», А.Я Чебан «Знакомим дошкольников с народной культурой», И.Г Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», Г.П Федорова «На золотом крыльце сидели…», я остановила свой выбор на программе О.Л Князевой, М.Д Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

        Работа в системе по данной программе способствует  реализации  деятельности ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию -  одной из приоритетных задач Образовательной программы ДОУ, Программы Развития ДОУ.

       Основной целью работы является формирование  у дошкольников нравственно-патриотических качеств на основе русского народного творчества.

        Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

 - изучить влияние устного народного творчества на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников;

- пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа;

- разработать и апробировать систему работы с детьми, направленную на приобщение детей к различным видам национального искусства;

- развивать у дошкольников такие качества, как справедливость, честность, трудолюбие, ответственность, чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

-воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу, его традициям, промыслам.

      По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И Даля, «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».

      Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не только угождающей. Такая любовь бессмысленна  с точки зрения потребительского сознания. Но, на мой взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развития личности.

      Для формирования чувств патриотизма  очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает,  он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

      Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

        Такие чувства не могут возникать после нескольких занятий. Это результат длительного систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы