Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа) по теме

Цыганко Елена Петровна

Познавательное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие детей.28.17 КБ

Предварительный просмотр:


Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных,привычных действий, а подвижности мышления,быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным,думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Путь становления творческой личности сложен,труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления,радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие,вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения,неблагоприятные условия, обстоятельства,настойчиво продвигаться к намеченной цели

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год),А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную,ориентировочно-исследовательскую функцию,создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности,умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

  • создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  • неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Разработали модель обучения детей организации экспериментирования.

Модель обучения детей организации экспериментирования

Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

Устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дета самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

- проблемные вопросы;

- пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приемы межличностного общения и сотрудничества

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

- работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Структура детского экспериментарования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось- не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Разработали перспективное планирование занятий по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников”, которое включает в себя:

  • экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  • познавательное занятии с элементами экспериментирования;
  • демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
  • долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия реализуются как в рамках образовательной“Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда,обеспечивающая возможность, проведения опытов,наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас в ДОУ общими усилиями педагогов оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их,что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например,однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?” Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему.Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили,что кормушка должна держаться на воде.

В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на“плавучесть” материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень,полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту,определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

  • наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”;
  • для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);
  • чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”; решение экологических задач, например: “Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; “Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?”; “Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?” и т. д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании были предложены игры,в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут,если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

В завершении выступления хотелось бы отметить,что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”(В.А. Сухомлинский).

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Литература.