Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
материал
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 61.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла
Перспективный план работы с детьми по теме
" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Воспитатель:
Теряева Оксана Александровна
высшая квалификационная
категория
Орел-2019
Перспективный план работы во второй младшей группе на
2018-2019 уч.год
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Какая бывает вода | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
2 | Что в пакете? | Формировать представлений о воздухе. | |
3 | Мутная водица | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. | |
Октябрь | 1 | Наши помощники | Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств. |
2 | Игры с соломинкой. | Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом. | |
3 | Кто живет в воде? | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
Ноябрь | 1 | Глина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). |
2 | Какая машина уедет дальше? | Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности | |
3 | Что звучит. | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | |
Декабрь | 1 | Холодный – горячий. | Учить определять температуру воды. |
2 | Чудесный мешочек. | Научить определять температуру веществ и предметов. | |
3 | Древесина, ее качества и свойства | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | |
Январь | 1 | Снег и лед. | Формирование представлений о загрязнении снега и льда. |
2 | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | |
3 | Изготовление цветных льдинок | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). | |
Февраль | 1 | Музыка или шум? | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. |
2 | Свойства воздуха | Формировать представления о свойствах воздуха | |
3 | Какие предметы держаться на воде | Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. | |
Март | 1 | Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. |
2 | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит). | |
3 | Посадим лук. | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. | |
Апрель | 1 | Веселые человечки играют. | Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами. |
2 | Поиграем с солнечным зайчиком | Формировать представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики на стенах (траве, дороге, воде). | |
3 | Какие предметы держаться на воде? | Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. | |
Май | 1 | Ткань, её свойства и качества | Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
2 | Что в коробке? | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | |
3 | Бутылки с разноцветной месью. | Формирование представлений о свойствах различных материалов. |
Перспективный план работы в средней группе на
2018-2019 уч.год
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении |
2 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры | |
3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | |
Октябрь | 1 | Ветер, ветер ветерок | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
2 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений | |
3 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы | |
Ноябрь | 1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. |
2 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | |
3 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе | |
Декабрь | 1 | Песок, глина | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по разному впитывают воду. |
2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри | |
3 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо | |
Январь | 1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя |
2 | Вода, лед, снег | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | |
3 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа | |
Февраль | 1 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал,из которого делают предметы. |
2 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски | |
3 | Как достают скрепку из воды | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | |
Март | 1 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед |
2 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | |
3 | Стекло, его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость | |
Апрель | 1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размн ожению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями |
2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями | |
3 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | |
Май | 1 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений |
2 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная | |
3 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. |
Перспективный план работы в старшей группе на
2018-2019 уч.год
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 2 3 |
2.Живой – кусочек. 3.Вода. Свойства воды. 4. Может ли растение дышать. | Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. |
Октябрь | 1 2 3 |
2.Песок, его свойства. Песочные часы. 3.Почва. Свойства почвы. 4.Зеленые фигурки. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растения. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений |
Ноябрь | 1 2 3 | 1.Магнит и его свойства. 2.Земля на глобусе. 3..магнитные свойства Земли. Компас. 4.Портрет Земли – карта. | Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. |
Декабрь | 1 2 3 |
3.Выявление механизма образования облаков. 4.Выявление механизма образования инея. | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить механизм образования облаков. Выявить механизм образования инея |
Январь | 1 | 1.Почему идет снег. 2.Почему не тонут корабли. 3.В погоне за светом. 4. Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». . | Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. Подвести детей к выводу почему не тонут корабли. Установить как растение ищет свет. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. |
Февраль | 1 2 3 | 1.Дышат ли рыбы. 2.Ветер в комнате. 3.Вертушка для ветра. 4. Уличные тени. | Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. |
Март | 1 2 3 | 1.Вершки – корешки. 2. Плавление парафина. 3.Из каких цветов состоит солнечный луч. 4.Свет. Прямолинейность его распространения. Образование тени. | Выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. |
Апрель | 1 2 3 | 1. От чего происходит смена дня и ночи.. 2.Темный космос. 3.Виды электричества. 4.Проводники и диэлектрики | Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов. |
Май 1 2 3 |
( н нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе). | познакомить детей с понятием «звук», с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории; совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом). Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком. |
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе на
2018-2019 уч.год
Неделя | Название опыта | Цель опыта | Проведение опыта |
Сентябрь | |||
1 2 | Опыт № 1. Эффект радуги. Опыт № 2 Как образуется тень | Показать расщепление видимого солнечного света на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Показать, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета. | Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и различных предметов; в помещении от разной степени прозрачности. Вывод:Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. |
3 4 | Опыт № 3. Дождевые черви – почвостроители Опыт № 4. Как питаются растения? | Показать, что дождевые черви питаются растительными остатками и перемешивают землю. Показать сокодвижение в стебле растения. | На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои. Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета. |
ОКТЯБРЬ | |||
1 2 3 4 5 | Опыт № 1. Ветер. Опыт № 2. Воздух – невидимка Опыт № 3. Воздух есть внутри пустых предметов. Опыт № 4. Воздух внутри нас. Опыт № 5. Свойства воздуха. | Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью. Помочь определить, что воздух занимает место. Показать, что внутри человека находится воздух. Познакомить со свойствами воздуха – расширением и сжатием. | Вынести на прогулку вертушку. Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик здулся, т.е. воздух внутри - сжался. Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается. |
НОЯБРЬ | |||
1 2 3 4 5 | Опыт № 1. Есть ли форма у воды? Опыт № 2. Капля воды Опыт № 3. Движение воды Опыт № 4. Куда делась вода? Опыт № 5 Вкус воды. | Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Показать, как выглядит капля. Показать, как передвигается вода в почве . Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения воды от температуры. Выяснить имеет ли вкус вода. | Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 2 3 4 | Опыт № 1. Почему не тонут корабли? Опыт № 2. Пар – это тоже вода. Опыт № 3. Откуда берется иней? Опыт№ 4 Как работает термометр | Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. Познакомить детей с процессом конденсации. Выявление механизма образования инея. Посмотреть, как работает термометр. | В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву. Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре. Вывод: Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха. |
ЯНВАРЬ | |||
1 2 3 | Опыт № 1. Защитные свойства снега. Опыт № 2. Лед легче воды. Опыт № 3. Свойства воды. | Показать, как снег защищает корни растений от замерзания. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. | Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее. На вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 2 | Опыт № 1. Магнит. Опыт № 2. Прозрачность веществ. | Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность) | Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов. Вывод: Все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. |
3 4 5 | Опыт № 3. Солнечная лаборатория. Опыт № 4. Ветер. Опыт№ 5 Живая вода | Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Показать, как образуется ветер. Познакомить детей с животворным свойством воды. |
Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета).Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого! Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни. Вывод:Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. |
МАРТ | |||
1 2 3 4 | Опыт № 1 Песок Опыт № 2. Песчаный конус. Опыт№ 3 Своды и тоннели Опыт№ 4 Мокрый песок | Рассмотреть форму песчинок, познакомить со свойством песка – сыпучестью. Показать, что песок может двигаться. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Вывод: Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение. Возьмем трубочку диаметром чуть больше карандаша, склеенную из тонкой бумаги. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки. Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную не форму. |
АПРЕЛЬ | |||
1 2 3 4 | Опыт №1. Откуда берется роса? Опыт №2. Чем дышит почва? Опыт № 3. Чем пахнет вода? Опыт № 4. Чем пахнет воздух? | Показать, что в почве содержится вода и как образуется роса. Показать, что в почве есть воздух. Показать, что вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. Показать, что воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. | Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. |
МАЙ | |||
1 2 3 4 | Опыт№ 1 На свету и в темноте Опыт № 2 Водоплавающее яйцо. Опыт № 3 Нужна ли растениям соль? Опыт № 4 Выращивание кристаллов соли | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать, что соль выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Выявить влияние соли на рост растений. Вырастить кристалл соли. | Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через7–1 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание). Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды. В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Вывод: Соль отрицательно влияет на рост растений. В два стакана налейте горячую воду. В каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку. Оставьте в таком положении на несколько дней. На нитке и блюдце наросли кристаллы соли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»
Опыт работы с детьми по экологическому воспитанию...
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...
Конспект мастер – класса для воспитателей ДОУ на тему: "Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
мастер – класса для воспитателей...
Опыт работы по теме: " Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Обобщение опыта работа по теме....
Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".
Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....