Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
методическая разработка на тему

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Актуальность темы Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Актуальность темы Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

        Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей  дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования .

Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать  представления о свойствах и качествах предметного мира.

Теоретическое обоснование опыта

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,  изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей  дошкольного возраста.

На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе:

Предметно- развивающая среда

Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);

Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

Разные виды бумаги, пластилин;

Красители пищевые и не пищевые;

Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

Детские фартуки;

Полотенца, тряпочки, щетка и совок;  

Камни и минералы , растения, семена

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности

«В гостях у профессора Знайки»

IMG_7351

Эксперимент с водой

IMG_7376

Опыты с бумагой

IMG_7381

Эксперимент с камнем

IMG_7379

Сотрудничество с семьями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Уровень познавательной активности выявлен на основании мониторинга качества освоения программы «От рождения до школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития...

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития

Система работы, положенная в основу опыта на тему «Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития» наглядно показывает, что эффекти...