Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Мухлынина Наталья Юрьевна

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское - творческое отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mladshey_gruppe.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития».

Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность, отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, а овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель проекта:  развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы.                                                                                                      

Задачи проекта:

  1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость);
  3. Развивать представление об основных физических явлениях;
  4. Развивать представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода – переход в различные состояния: жидкое, твердое, их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость);
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода – для удовлетворения своих потребностей;
  6. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  9. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

 Длительность: октябрь 2015г. - май 2016г. (долгосрочный – 8 месяцев).

I этап: подготовительный

II этап: основной

III этап: заключительный

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Планирование работы с родителями:

Октябрь: Родительское собрание «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС  ДО».

Анкета для родителей: «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

Ноябрь: Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»

Декабрь: Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

                   Консультация для родителей: «Играя, познаем»

Январь: Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Февраль: Консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим     миром» 

Март: Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Апрель: Консультация для родителей "«Организация игр с песком и водой»

Май: Открытое занятие для родителей.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители группы.

Перспективный план работы с детьми второй младшей группы в детской лаборатории

Месяц

Тема занятий-экспериментов

Программное содержание

Оборудование

Литература

Октябрь 1 неделя

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: 1 – пустая, 2 – с чистой водой (полная), 3 – с фито-чаем с сахаром; стаканчики для детей.  

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 5.

Октябрь 2 неделя

«Откуда берется вода?»

Познакомить детей с процессом конденсации.

Горячая вода, емкость, охлажденная металлическая крышка.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр. 99.

Октябрь 3 неделя

«Пар – это тоже вода»

Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

Кипяток, термос, емкость с кипятильником.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 100.

Октябрь 4 неделя

«Замерзание жидкостей»

Познакомить детей с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 101.

Ноябрь  1 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 5.

Ноябрь  2 неделя

«Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 6.

Ноябрь  3 неделя

«Игры с соломинкой»

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Трубочки для коктейля, емкость с водой.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 6.

Ноябрь  4 неделя

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара: 1 – надут слабо, 2 – сильно (упругий).

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 7.

Декабрь 1 неделя

«Надувание мыльных пузырей»

Научить детей пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Тарелка (поднос), воронка, соломинка, мыльные пузыри.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 8.

Декабрь 2 неделя

«Ветер по морю гуляет»

Обнаружить воздух.

Таз с водой, модель парусника.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 8.

Декабрь 3 неделя

«Ветер в комнате» (“живая змейка”)

Выявить, как образуется ветер.

Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить)

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 106.

Декабрь 4 неделя

«Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 9.

Январь   2 неделя

«Солнечные зайчики»

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 137.

Январь   3 неделя

«Волшебная кисточка»

Познакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешивания двух  цветов: (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый).

Красная, синяя, желтая краски, палитра, кисточка, листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 9.

Январь   4 неделя

«Легкий – тяжелый»

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 10.

Февраль  1 неделя

«Что звучит?»

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 11.

Февраль 2 неделя

«Музыка или шум?»

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые инструменты.

Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, д/игра «Тихо – громко».

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 11.

Февраль 3 неделя

«Горячо – холодно»

Научить определять температурные качества вещей и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 12.

Февраль 4 неделя

«Чудесный мешочек»

Научить детей определять температуру вещей и предметов.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 12.

Март      1 неделя

«Веселые человечки играют»

Познакомить детей со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, нос; волосы.

Набор игрушек (кукла – голыш, рыбка, любой зверек, птичка), чудесный мешочек, зеркало, картинки с изображением частей тела.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 13.

Март      2 неделя

«Нарисуем свой портрет»

Познакомить со строением  тела человека и пространственным расположением частей.

Маркеры, губки, зеркала, салфетки, кисти, клей.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 14.

Март      3 неделя            

«Починим игрушку»

Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его эмоции).

Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, шея, голова (с ушами), туловище разного размера; изображения эмоциональных состояний человека, причесок, одежда для мальчиков и девочек.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 14.

Март      4 неделя

«Наши помощники»

Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слушать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

Чудесная коробочка (с дырочками, чтобы уловить запах),в которой находится лимон; коробочка с бубном; чудесный мешочек с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 15.

Апрель  1 неделя

«Умный нос»

Научить определять предметы по запаху; познакомить с особенностями работы носа.

Различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и пр.) с характерным запахом, контейнеры из-под «Киндера-сюрприза» содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи, лекарственные травы и т.д.), картинки с изображением этих предметов.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 124.

Апрель  2 неделя

«Язычок – помощник»

Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематическое изображение языка с вкусовыми зонами.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 124.

Апрель   3 неделя

«Глаза – орган зрения»

Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.

Вода, непрозрачный чайник.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» стр.126

Апрель   4 неделя

«Ухо – орган слуха»

Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств.

Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»  стр. 128.

Май        1 неделя

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материалов.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 16.

Май         2 неделя

«Древесина, ее качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 16.

Май        3 неделя

«Ткань, ее качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств металла.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 17.

Май        4 неделя

«Глина, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества ( мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойства материала.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» стр. 18.

Планируемые результаты:

  1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, пользуясь аргументацией и доказательствами;
  3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности;
  4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  5. В диалоге с взрослыми поясняет ход действий; доводит дело до конца;
  6. Устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
  7. Делает вывод.

Литература:

  1. Т.И. Бабаева,  А.Г. Гогоберидзе,  О.В. Солнцева Детство: Примерная образовательная программа дошкольного  образования  «Детство» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».
  2. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Картотека опытов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"

Педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития...

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития

Система работы, положенная в основу опыта на тему «Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития» наглядно показывает, что эффекти...