Опыт работы по теме: " Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
методическая разработка

Теряева Оксана Александровна

Обобщение опыта работа по  теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла

Опыт работы по теме:

" Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Воспитатель:

Теряева О.А.

высшая квалификационная

                                                                                           категория

Орёл-2019

“Опыт всему учитель»

Юлий Цезарь.

Перемены, происходящие в нашей стране, определяют необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Педагоги стоят на пути выбора максимально действенных форм и методов в своей педагогической деятельности.

Детство - это радостная пора открытий, а какими они будут, эти открытия, несомненно зависит и от педагога, который находится рядом с ребенком. Сегодня мы поговорим об опытно-экспериментальной  деятельности дошкольников.

Следует сказать, что актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что развитие личности дошкольника неразрывно связано с усвоением им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментальная деятельность побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Большое значение  имеет детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в дальнейшей учебной деятельности.

Работать по этой теме я начала с детьми второй младшей группы, т.к. уже в этом возрасте у детей возникает потребность в экспериментировании.

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. Мы проводим следующие эксперименты:

 - «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.

 - "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.

 - «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.

- «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воздуха, воды и снега, песка, магнита.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения. Виды экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста:

- знакомство со свойствами песка и глины;

- воздух, его свойства и значение;

- формирование знаний о теле человека;

- природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;

- почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений и др.

В ходе работы в группе  мною был оформлен и наполнен различными видами материалов уголок экспериментирования, разработан перспективный план работы с детьми .Для педагогов  и родителей были разработаны памятки, раскрывающие необходимые материалы для экспериментальной деятельности согласно возрасту воспитанников, консультации. Так же для родителей был организован день открытых дверей, который позволил им подробнее ознакомится с элементарными опытами , провести которые возможно в домашних условиях. Совместно с родителями была оформлена фотовыставка " Наши опыты дома".

Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Поиск новых форм продолжается. Но возросший интерес детей и родителей  к опытно- экспериментальной деятельности дает право надеяться на успех. Но и сейчас я вижу , что работа не проходит даром, так как дети с удовольствием выполняют предложенные мною эксперименты, а потом дома вместе с родителями стараются их повторить и провести что-то новое. И это меня безусловно радует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...

Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".

Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....