Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Селях Елена Николаевна

Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование способов познания окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” В.А. Сухомлинский Воспитатель МБДОУ «Детский сад №99» Селях Елена Николаевна г. Нижний Новгород, 2023г.

Слайд 2

Актуальность ПРОБЛЕМА наблюдается противоречие между объективной потребностью в развитии познавательной активности дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности. ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Задачи ФОП ДО- учить детей старшего дошкольного возраста использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы, их свойств и качеств, развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

Слайд 3

может быть только лишь при условиях формирования у детей познавательного отношения к окружающему миру и умений хорошо ориентироваться в разнообразии окружающих предметов, благодаря которым, дети получают возможность стать субъектом индивидуальной познавательной деятельности . «Детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями». «Деятельность» - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества Познавательное развитие

Слайд 4

Цель реализации поставленного вопроса является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности. Задачи : Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, выдвигать гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности. Создание условий для проведения экспериментов, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников. Дать представление детям о свойствах и признаков предметов и явлений окружающей действительности; Дать представление детям о правилах использования различных простейших приборов для проведения опытов и экспериментов; Развивать восприятие и аналитические способности детей; Обучить технике безопасной работы; Дать представление о правилах выводов из различных заданных посылок; Развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля; Развивать интерес к познанию, творческий потенциал ребенка, креативность мышления

Слайд 5

Основной формой детской экспериментальной деятельности, являются опыты с песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, светом, магнитом и другими материалами и предметами Организация опытно-экспериментальной деятельности опыты с камнями опыты с водой опыты со звуком и светом опыты с песком опыты с воздухом опыты со звуком опыты со звуком

Слайд 6

Н еизвестны только детям; В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; П рактически безопасны; В такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Элементарные опыты и эксперименты

Слайд 7

Организация опытно-экспериментальной деятельности Формы работы занятия по образовательной области «Познавательное развитие» совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником свободная самостоятельная деятельность детей

Слайд 8

Направления экспериментальной детской деятельности: – свойства живой природы: времена года, живые организмы, способы выживания живых организмов в естественной среде; – свойства неживой природы: почвы, воды, воздуха, магнитного притяжения, света и звука; – изучение человека и его роли в мире.

Слайд 9

Структура: - постановка проблемы; - поиск путей решения проблемы; - проверка гипотез, предположений; - Обсуждение полученных результатов; - формулировка выводов. Организация опытно-экспериментальной деятельности

Слайд 10

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр познавательного развития и экспериментирования

Слайд 12

Результаты: Повышение уровня развития любознательности; Исследовательские умения и навыки детей; Повышение уровня развития познавательных процессов; Речевое развитие; Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); З нания детей о неживой природе;

Слайд 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 1-6. Александрова, И.В. Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ / Символ науки. – 2016. – № 11-2. – С. 70-73. Богатова, Е.А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 276-279. Выскорко , А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции « Воспитание и обучение детей младшего возраста » . – 2016. – № 5. – С. 254-256. Дыбина , О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 103 с. Емельянова, И.Е. Метод экспериментирования в ДОУ / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции « Воспитание и обучение детей младшего возраста » . 2016. – № 4. с 587-590 . Зотова, И.В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 21. – С. 88-92. Казарина, Е.С. Роль экспериментирования в дошкольном возрасте / Вопросы науки и образования. – 2018. – № 26. – С. 69-71. Калитина, Е.С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 36. – С. 75-77. Макейчик , А.О. Детское экспериментирование как средство развития дошкольника // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. – С. 114-117. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей. ФГОС ДО / Под ред. Т.В. Волосовец , И.Л. Кириллова, Л.М. Клариной. – Москва : Русское слово, 2015. – 126 с. Салалыкина , М.В. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников /// Молодой ученый. — 2017. – №47.1. – С. 132-135.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»

Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...

План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...