Демидова Светлана Борисовна

Сайт учителя русского языка и литературы.

Мы учим до тех пор, пока учимся сами.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Совершенствование педагогического мастерства (участие в семинарах, конкурсах, конференциях). Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Увлечения: Книги, музыка, вязание, спорт.

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: Хабаровск

Место работы: МБОУ СОШ №29

Звание, ученая степень: Учитель первой категории.

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/demidova-svetlana-borisovna
Приносить пользу миру — это единственный способ стать счастливым. Ганс Христиан Андерсен.
Ганс Христиан Андерсен.

           Добро нести, добру учить,

           Добиться цели через трудности,

           Любовью истине служить -

           Я называю это мудростью.

                                 А. В. Елисов

Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать” – вот так я бы сформулировала основной тезис своей педагогической философии. Проанализировав традиционную образовательную систему, я поняла, что для меня в ней неприемлемо:

- Прямая трансляция личности учителя на личность ученика.

- Ученик является простым преемником знаний, умений и навыков.

Не может быть будущего за такой школой. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

Хочется вспомнить древнюю мудрость. Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот на этой мудрости и основывается мое педагогическое кредо!

Именно вместе мы совершаем с учениками открытия, заглядываем в прошлое языка и пытаемся найти происхождение слов. Узнать вместе на уроке, что руководитель - тот, кто рукой водит, понедельник - день после недельника (т.е. выходного), а авоська - сумка, которую брали на всякий случай (“Авось, да что-нибудь купим”) - это я считаю чудом! Чудом нашего открытия! Мы вместе учимся чувствовать слово, думать над словами, искать в словах истинный смысл, восхищаться родным словом и выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка. И я не боюсь где-то показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: “Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь”.          

 

 

О себе

Мое педагогическое кредо определяет ученик,  в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”. И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я думаю, все вспомнят наше со-дружество и со-творчество на уроке.

Ведь если после занятий ученики приходят ко мне поделиться своими проблемами, значит, все нормально, значит, мы слышим друг друга, значит, есть оно - содружество.

Таким образом, мое педагогическое кредо стоит на трех китах:

I. Любовь к детям.

II. Со-дружество, со-творчество.

III. Удивляясь - удивляй, увлекаясь - увлекай.

Мои педагогические аксиомы просты:

- Если я хочу, чтобы ученик любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

- Если я хочу, чтобы ученик любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.

- Если я хочу, чтобы ученик проявлял инициативу, я должна его увлечь.

И ещё раз хочу обратиться к одному из своих любимых писателей.  Л.Н. Толстой писал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, прочел много книг, он - совершенный учитель".

Конечно, до совершенного учителя мне далеко, это идеал, к которому каждый должен стремиться, но я горжусь тем, что я - учитель, что люблю свою профессию, своих учеников, свою семью, жизнь во всех ее проявлениях, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперед и учиться чему-то новому.

Искренне верю в то, что учителя бывают любимыми, благодарность – искренней, уроки такими, на которые идут с удовольствием, на которых понятно и интересно, а дети чувствуют себя спокойно и комфортно.

Надеюсь, что мои ученики будут сильными, добрыми, справедливыми, уверенными в себе; стремящимися к поставленной цели, сохраняя при этом свое человеческое достоинство. Будут творческими, имеющими свое мнение и умеющими его отстаивать, уважая при этом мнение других, что они станут не только умнее, образованнее, но и мудрее.

Какой я хочу быть? Разной. Живой, интересной для окружающих, уверенной в своей необходимости близким, не боящейся признавать свои ошибки, честной прежде всего перед собой, умеющей удивлять и вдохновлять, а самое главное - счастливой.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н.Толстой "Война и мир", А.Грин "Алые паруса", Булгаков "Мастер и Маргарита". Люблю Чехова, Бунина.

Мой взгляд на мир

Неудача - это просто возможность начать всё снова, но уже более мудро. (Генри Форд)

 

Мои достижения

      

   – Благодарственное письмо мэра города Хабаровска А.Н. Соколова за успехи в воспитании детей, активную жизненную позицию.

 – Диплом министерства образования Хабаровского края за участие в заочном этапе краевого смотра-конкурса среди классных руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования «Самый «Классный» классный».

 – Диплом III степени министерства образования и науки Хабаровского края, участнику номинационного конкурса «Лучший преподаватель года» (в рамках краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края-2011»).

 

Публикации в СМИ:  Краевое государственное учреждение «Учебно-инновационный центр профессионального образования», «Вестник профессионального образования Хабаровского края», № 4 «Формирование ключевых компетентностей

через активные педагогические технологии»

                        

Моё портфолио

В рамках образовательного стандарта по каждому предмету  выделено фундаментальное ядро содержания образования — свод основных понятий, идей, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной профессиональной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств. Стандарт, таким образом, устанавливает самые общие требования к результатам образования, необходимые для успешной социализации.

Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы образования становится неотъемлемой частью успешной её реализации. Образование должно быть обращено к социальным проблемам, связано с жизнью. Усложняется труд человека, меняется характер его профессиональной подготовки. Новые условия жизнедеятельности людей открывают широкий простор приложению творческих сил человека. Эти активные, творческие силы надо формировать уже с детства в познании, в труде, в овладении общеобразовательными знаниями, умениями в приобщении к профессии, к разносторонним ценностям общества.

Методическая тема, над которой я работаю уже не один год, «Развитие познавательной и творческой активности на уроках русского языка и литературы», взята мною не случайно. Она перекликается с целями и задачами педагогической системы нашего образовательного учреждения «Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях».

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся в приобретении знаний  о развитии русской литературы и родного языка, выработать у них умения и навыки, позволяющие высказать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведений, ценить и чувствовать красоту родного слова, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

·       гуманизация образования;

·       личностный подход в обучении;

·       педагогика сотрудничества;

·       развитие познавательных и творческих способностей;

·       учёт возрастных способностей

Не секрет, что в училище поступают дети не самые успешные. Набирая учащихся в группы, нам приходится сталкиваться со следующими трудностями:

- формируются разные группы: одна – дети контактные, общительные. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива;

- вторая же группа – «замкнутые», со слабо развитыми учебными навыками. В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

          Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в образовательных учреждениях была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты (приложение 8). Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным на уроке. Это способствует раскрепощенности учащегося  и, как следствие, его развитию. Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

·       внедрение новых педагогических технологий в работу;

·       создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;

·       постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать учащихся;

·       накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности .

Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии. Владение современными образовательными технологиями.

    Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

- активизация познавательной деятельности;

- осмысление материала через активное чтение и слушание;

- через размышление и анализ к творческой интерпретации.

 Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы.  Этот прием не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

          Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

    Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Игры – упражнения развивают память учащихся, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»:  кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

С учётом требований к современному уроку, основанных на использовании ИКТ, я предлагаю учащимся выполнить разноуровневые тестовые задания, что позволяет создать ситуацию самоконтроля. Кроме этого большую роль в практике работы уделяю развитию поисково-творческой деятельности, итогом которой является защита проектов в форме презентаций и выпуска буклетов.

На уроках учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.

Если объединить все вышесказанное, получим систему развивающего обучения с использованием новых педагогических технологий, учетом принципов образования и воспитания.

Я выделяю три фактора успешности этой системы: эффективность, продуктивность и результативность.

Показателями эффективности применения игровых технологий являются факторы:

- влияние на развитие личности и состояние психологического здоровья учащихся;

- совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития обучающихся;

- творческий характер совместной деятельности учителя и учеников; позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету; оптимальный психологический климат на уроках русского языка и литературы;

- диагностика и результативность использования современных образовательных технологий (если имеет место);

- описание собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии известных методов и средств обучения и воспитания;

- информация о работе  с интерактивной доской, электронной почтой, Интернетом, на форумах;

- обоснование использования и описание способов применения обучающих программ, цифровых образовательных ресурсов и средств.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы