Главные вкладки

    Правописание НЕ с различными частями речи.
    план-конспект урока (русский язык) по теме

    Демидова Светлана Борисовна

    Урок по русскому языку с использованием ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА:  ПРАВОПИСАНИЕ   НЕ  С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

    ЦЕЛИ:        1. Актуализация и углубление знаний по теме: «Частица – служебная часть речи». Познакомить учащихся со сводным правилом написания НЕ с различными частями речи. Сформировать прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.        

            2. Совершенствование умения систематизировать материал через таблицу – опору, через связный монологический ответ по теории.

            3. Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки владения культурой речи.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

    таблица – опора, использование на уроке ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока, красочные салфетки, карточки с «крылатыми выражениями».

    (слайд1) ознакомительный

                                    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент:  Приветствие, знакомство, психологическая минутка (активизация учащихся, установка контакта)

    Работа с салфеткой: 2 раза складываем салфетку, отрываем с разных сторон края, разворачиваем и получаем разные фигуры.

    Мы все разные, каждый из нас индивидуален и любой материал воспринимаем по-своему, поэтому и существуют правила и алгоритмы рассуждения. А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.

    2. Постановка темы, проблемы урока

    А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.

    Побывал я однажды в стране,

    Где исчезла частица НЕ.

    Посмотрел я вокруг с доуменьем:

    Что за лепое положенье!

    Но кругом было тихо-тихо,                                              

    И во всём была разбериха.

    И на взрачной клумбе у будки

    Голубые цвели забудки.

    И погода стояла настная,

    И гуляла собака счастная.

    И, виляя хвостом уклюже,

    Пробегала пролазные лужи.

    Мне навстречу без всякого страха

    Шёл умытый, причёсанный ряха.

    А за ряхой по травке свежей

    Шли суразный дотёпа и вежа.

    А из школы, взявшись за ручки,

    Чинным шагом вышли доучки.

    И навстречу всем утром рано

    Улыбалась царевна Смеяна.

    Очень жаль, что только во сне

    Есть страна без частицы НЕ.

    - Чем это стихотворение показалось вам необычным, и что у вас вызвало смех?

    - Попробуйте определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься.

    ТЕМА:  ПРАВОПИСАНИЕ   НЕ  С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

    (слайд 2)

    3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

     Тема нашего урока – «Правописание частицы НЕ с различными частями речи».

    (слайд3)

    Ещё раз вспомним правила написания НЕ с различными частями речи. Сформируем прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.        

    Частица НЕ употребляется в нашей речи чаще других, и чаще других в написании слов с этой частицей допускается ошибок. Причиной многочисленных ошибок в орфографическом написании является то, что  не разграничивают значение этой частицы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этом.

    4. Орфографическая минутка (выполняется по вариантам, используя карточки).

    Существует понятие «Культура речи» - это правильная грамотная речь, манера разговора, точно подобранные слова. Но мы делаем ошибки в простых, часто употребляемых словах. Часто мы слышим с кассет, дисков, экранов ТВ слова с неправильным ударением. Чтобы вы не попали в подобные ситуации, следите за правильностью своей речи. Мало правильно произносить слова, нужно еще и грамотно их писать. Этому и посвящена наша орфографическая минутка.

    ( слайд4)

                                    1 вариант

    Валовой, коррозия, эксперт, созвонимся, начать диалог, документ, договор,  агент, квартальный, завидуя, ходатайствовать, обеспечение, трубопровод, красивее, премировать, не у кого.

                                    2 вариант

    Пл.тформа, тон(н)ель, (не)предложил, (не)габаритный груз, профе(с)сия, ко(м)мерческий,  кр.пёжные д.тали, прик.сновение,  жар.стойкость мета(л)ла, во.зал, (не)изучая, железн.дорожник, (не)тормозил, на(с)сыпь.

    Критерии оценивания:

    «5» - 15-16 слов

    «4» - 9-14 слов

    «3» - 8 слов

    «2» - меньше 8 слов

    Взаимопроверка, выставление оценок за орфографическую минутку (слайд № 5).

            - Прочитайте слова, относящиеся к вашей профессии. Запомните их правильное произношение и  старайтесь не допускать ошибок.

    ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

    1. Распределение по частям речи 1-го варианта

    (слайд 1(6))

    (используя интерактивную доску, учащиеся перетягивают слова в нужный столбик)

    Не созвонимся, не предложил, документ, вокзал, электрический, высоко, заштрихованные, завидуя, не у кого, обеспечение, премировать, не читать, несколько

    Существительное

    Прилагательное

    Глагол

    Местоимение

    Наречие

    Причастие

    Деепричастие

    Документ

    Вокзал

    Обеспечение

    электрический

    Не созвонимся

    Не предложил

    Премировать

    Не читать

    Не у кого

    Высоко

    несколько

    заштрихованные

    завидуя

    - Прочитайте слова с частицей «НЕ».

    - На что указывает эта частица? (отрицание)

    - Давайте попробуем по аналогии проследить отриц.-утвержд. Через другие предметы (математика, физика…), пойдём дальше – ваша профессия, нравственные качества.

    (слайд 2(7) )картинки

    6. Новый материал. Актуализация и углубление знаний по теме.

    (Объяснение нового материала, используя опорные таблицы.)

    Частица НЕ- противопоставление, приставка НЕ- отрицание

    (слайд3(7)

    7. Закрепление знаний  (слайд4(8))

    1. Определи какая часть речи и расставь слова в нужный столбик.

    (не) выспавшиеся дети, давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок  (подписать части речи)

    Не с глаголами и деепричастиями

    Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями

    Не с причастиями

    раздельно

    раздельно

    слитно

    раздельно

    слитно

    2.  Практическое закрепление материала. (слайд 5 (9))

    а) Запишите, замените слитное написание НЕ раздельным.

    Негромкий

    Неспокойный

    Недалеко

    Невысоко

    Непролазный

    Неосвещенный

    8. Итог урока

                    

    - Разрезанные фразы с «НЕ» собрать, чтобы получилась поговорка

    (слайд 6 (10)_

    Не бравшись за топор, избы не срубишь.

    Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

    Всякое мастерство нелегко.

    Не пройдешь через дело - не станешь умнее.

    Не живи чужим умом, свой потеряешь.

    - Как вы понимаете данные поговорки?

    - Выставление оценок, подведение итога

    9. Домашнее задание

    - выписать 3 предложения из произведений (на ваше усмотрение)  с частицами «НЕ».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи»

    Конспект урока по теме «Правописание приставок с различными частями речи» ...

    Тест по теме " Правописание не с различными частями речи"

    Тест проводится в конце года в 7 классе  при повторении темы " Правописание не с различными частями речи". В тесте представлены различныевиды заданий....

    Правописание Не с различными частями речи..

    Творческая работа,в которой в виде сказки изложено правило......

    Правописание НЕ с различными частями речи.

    Цель урока: Закрепление правила написания не с различными частями речи, формирование умения систематизировать и обобщать изученное раннее (слитное и раздельное написание не, выделение значимых частей ...

    Правописание НЕ с различными частями речи (в помощь учителю русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).

    Таблица "Правописание НЕ с различными частями речи" поможет обучающимся выпускных классов в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.Таблица построена таким образом, что обучающиеся поэтапно: от названия част...