Дети и безопасность

Волосевич Елена Викторовна

Материалы по безопасности жизнедеятельности дошкольников:

НОД по ПДД в I младшей группе 

Познавательный досуг по ПДД в старшей группе

Игра-занятие по ПДД во II младшей группе

Учебно-методический и игровой комплекс по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников

Паспорт дорожной безопасности -2017

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО СВЕТОФОРОМ

НОД по ПДД в I младшей группе.

Образовательная задача:

•        Формировать представления детей о назначении светофора.
Развивающие задачи:

  • Закреплять знания основных цветов (красный, желтый, зеленый);
    знания формы предметов (круглый)
  • Упражнять умения действовать по сигналу.
  • Активизация словаря: светофор.

Воспитательная задача:

•        Воспитывать у детей желание получить новые знания.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Транспорт»; п/и «Найди свой цвет»; сюжетно-образовательная игра «Катание кукол на машине».

Демонстрационный материал: Разметка части улицы, макет светофора, машины.

Раздаточный материал: Круги красного, желтого, зеленого цветов; дидактическая игра «Сломанный светофорчик»; эмблемы автомобиля и рули (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Даша. Она приглашает нас на прогулку. Пойдем?

Дети: Да.

Воспитатель: мы вышли с вами на улицу, а перед нами дорога. По дороге ездят машины, а люди ходят по тротуару. Ребята, а как вы думаете можно гулять по дороге?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что стоит вдоль дороги! Это светофор. Он стоит на улице города и говорит своими глазками машинам и людям когда можно ехать или переходить дорогу. Давайте вместе скажем это светофор (дети повторяют за воспитателем). А теперь вместе со мной давайте посчитаем сколько у светофора глазок (дети считают вместе с воспитателем).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, какой формы у него глазки?

Дети: круглые.

Воспитатель: Молодцы! А теперь рассмотрим цвет глазок у светофора. Кто мне скажет, какого цвета у него этот глазик? {показываю на красный сигнал светофора)


Дети: Красный.

Воспитатель: Молодцы! А этот глазик, какого цвета?

Дети: Желтый.

Воспитатель: Молодцы! А этот глазик, какого цвета?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: Молодцы! А теперь надо запомнить самое главное: «Если горит красный свет, нельзя никому двигаться. Ни людям, ни машинам». Что мы будем делать, если загорится красный свет?

Дети: Стоим на месте.

Воспитатель: Молодцы! Если загорается желтый свет, мы тоже стоим на месте и только готовимся к движению. Давайте повторим: если горит, желтый свет мы тоже стоим на месте и никуда не едем (дети повторят за воспитателем). А когда включается зеленый свет - путь открыт. Люди могут идти, а машины ехать.

Воспитатель:

Если свет зажегся красный,        Жди сигнала для движения!

Значит, двигаться опасно!        Свет зеленый говорит -

Желтый свет - предупреждение.        Путь движения открыт!

Воспитатель: Ребята, кукла Даша пришла не с пустыми руками. Она принесла нам интересную игру «Сломанный светофорчик» (воспитатель раздает каждому ребенку по светофорчику, в котором не хватает по одному цвету сигнала. Дети выбирают и подставляют недостающий цвет).

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь Даша приглашает вас, ребята, поиграть в интересную игру «Атомобили». А для этого нам понадобятся рули. (Воспитатель раздает детям рули, и эмблемы с изображением машин и проводится игра «Автомобили». С помощью светофора воспитатель регулирует движение «машин». На красный свет машины стоят. На желтый стоят — заводят моторы. На зеленый вместе с куклой Дашей едут по проезжей части).

Воспитатель: Молодцы ребята! Кукле Даше понравилась игра и она вместе с вами хочет поехать в группу на автомобиле (под музыку дети с рулями имитируя движение автомобиля уходят в группу).

Воспитатель Середа А.Л.

Использованы интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

 ЧТОБ НИКОГДА НЕ ПОПАДАТЬ В СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ

Познавательный досуг по ПДД в старшей группе

Цели:   Закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора. Развивать внимание, память, сообразительность, навыки связной речи. В играх закреплять умения действовать в соответствии с правилами, по сигналу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице.

Материал: картинки с разными видами транспорта, дорожные знаки на подставках, разрезные дорожные знаки, дорожка-переход «зебра», «светофор» (кружки - красный, желтый, зеленый), макеты светофора, мяч, посылка. Эмблемы для детей. Ковер в центре зала.

Ход досуга

Воспитатель: Ребята, в нашу группу пришло письмо.                По городу, по улице Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни на перёд, Свои имеет правила Шофёр и пешеход!

Дети надевают эмблемы и отправляются в музыкальный зал, где размещены дорожные знаки, зебра.

Я приглашаю вас в страну Дорожных знаков. А в путешествии вам помогут цветные огоньки.

(С криками о помощи вбегает старушка Шапокляк) Шапокляк: Караул! Помогите! Спасите!

Ой, чуть меня не убили, чуть не задавили. Увидела вас, ребята, хотела догнать и перебежать дорогу, так меня чуть машина не сбила, да еще и водитель нагрубил. Разве можно грубить даме?

  • Ой, простите, забыла представиться - старушка Шапокляк.
  • А я знаю, что у вас здесь что-то интересное происходит, а меня как всегда
    не позвали. Ну не очень-то и хотелось. А за то, что вы меня не позвали, я вам
    не покажу что-то очень важное. Меня попросили вам передать посылку, а
    заодно и научится у вас правилам дорожного движения.
  • Ну, если вы меня обещаете научить правилам дорожного движения, то я
    вам покажу, что в посылке
    (дети обещают помочь Шапокляк и научить ее
    правилам дорожного движения).

Шапокляк (достает поочередно предметы из посылки, достает макет светофора без трехцветных окошек и рассуждает):


-        Ребята, что это такое? Ракета что ли, или столб какой-то. Чего-то здесь не
хватает, как вы думаете, ребята?
(ответы детей)

-        Вы думаете, что здесь не хватает трех цветных кружочков: красного,
желтого и зеленого? И что это будет? Точно светофор, я видела его сегодня,
когда к вам бежала через улицу, на нем такой красивый красный свет горел...

-        А что вы на меня так все смотрите? Ну, сказали мне уже, что на красный
свет перебегать нельзя, ну подумаешь, буду я еще обращать внимание на
всякую чепуху.

(Ребята возражают ей, что это вовсе не чепуха).

-        А вы знаете, почему здесь не хватает огоньков, знаете, что с ними
случилось?

Шапокляк: А я знаю, что случилось с огоньками, я случайно подслушала одну историю. Помогут рассказать мне ее Ксюша, Аня, Полина и Матвей. (Детям одевают ободки, костюм светофора) А вы, ребята, присаживайтесь на ковер, кому как удобно. Слушайте внимательно!

-        В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три
огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том,
какой из огоньков самый важный.

Ребёнок - Красный огонек: Я, красный, самый важный - цвет костра, пожара. Как меня увидят люди - знают, что впереди тревога, опасность.

Ребёнок - Желтый огонек: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет - цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребёнок - Зеленый огонек: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я -самый важный цвет - цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Шапокляк: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал.

Ребёнок - Светофор: Друзья, не надо спорить! Каждый из вас - очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Шапокляк: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-


огоньки и друг светофор/ (Дети-огоньки оживляют светофор, открывая свои сигналы.)

Игра «Путаница» Шапокляк путает сигналы, а дети помогают расставить их в нужном порядке.

Шапокляк: Я теперь тоже буду знать, ребята, зачем нужен, светофор и помнить, что обозначают цвета светофора.

- Что-то я еще видела в посылке. Здесь вот картинка красивая разноцветная и что-то на ней написано. ..{пытается прочитать), только вот я не очень хорошо умею читать {передает воспитателю, чтоб прочитал).  ,

Воспитатель: Чтоб никогда не попадать в сложные положения, Надо знать и соблюдать правила движения:

  • переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора!
  • игра вблизи проезжей части опасна!
  • при переходе улицы быть внимательным!
  • переходить улицу только в местах, обозначенных для перехода!
  • быть чутким, внимательным и отзывчивым к окружающим!

Шапокляк: Ой, посмотрите, что есть еще в посылке {достает мяч). Давайте поиграем в мяч. Где же нам поиграть? А давайте пойдем на дорогу, там много места? (Дети возражают, не хотят идти на дорогу). Ой, можно подумать, нельзя играть на дороге, а вы что никогда не играли на дороге? А где же можно тогда играть в мяч? (Дети отвечают, что можно играть в мяч на спортивных площадках, на участке в д/с и т.д.)

- Ну, ладно, на дороге мы играть не будем. Выходите сюда ко мне, я для вас знаю интересную игру.

Игра «Да или нет»

{Дети становятся в круг, в центре Шапокляк). Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно и вспомним правила движения.

Шапокляк: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

Дети: Да.

Шапокляк: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

Дети: Нет.

Шапокляк: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

Дети: Да.

Шапокляк: Сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается? Дети: Нет.


Шапокляк: Старушка - преклонные очень года. Ты место ей уступишь?

Дети: Да.

Шапокляк: Пешком по улице идет пешеход?

Дети: Да.

Шапокляк: У светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два?

Дети: Нет.

Шапокляк: Люди ждут автобуса на остановке?

Дети: Да.

Шапокляк: Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?

Дети: Нет.

Шапокляк: Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?

Дети: Да.

Шапокляк: Не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней

вприпрыжку бежать?

Дети: Нет.

Шапокляк: Ой, детишки, а ведь я так любила раньше кататься на крыше троллейбуса, поезда, а еще часто ездила «зайцем». А теперь я знаю, что этого делать нельзя, и обещаю вам, так больше не поступать. - А теперь скажите, какие дорожные знаки вы знаете из тех, что здесь стоят. (Дети рассказывают про знаки на подставках).

Шапокляк (достает разрезанные дорожные знаки и предлагает детям собрать их): Здесь все перемешалось, не понять, не разобрать. Я пыталась собрать, у меня ничего не вышло. Может, вы поможете мне собрать?

Игра «Собери дорожные знаки»

У вас, ребята, есть разноцветные звездочки. Они помогут вам разделиться на команды. Желтые звездочки, подойдите пожалуйста ко мне и выберите знак который перепутался с другими. Дети собирают по трое в командах разрезные дорожные знаки. Собрав называют знак и объясняют, что этот знак обозначает. («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Знак медицинской помощи», «Осторожно, дети»)

Шапокляк: эту замечательную игру, я вам дарю! Ой, а в посылке больше ничего и нет для вас, ребята. Да вам больше ничего и не нужно, вы и так много чего знаете, и играть хорошо умеете. Спасибо, что вы и меня научили многому. Я теперь никогда не буду нарушать правила дорожного движения.

На дорогах трудностей так много, без сомнения.

Но их бояться нет у нас причин.

Потому что правила движения

Есть для пешеходов и машин.

Помните их всегда, ребята, и я их не буду забывать. До свидания.

Воспитатель и дети прощаются и уходят.

Воспитатель Магасумова Э.М.

Использованы интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Как кот Мурзик познакомился с правилами дорожного движения

Игра-занятие по ПДД во второй младшей группе

Цель: - Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.

Задачи:

- довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;

 - развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку;

 - воспитывать грамотного пешехода.

Словарь: Зебра, пешеходный переход,

 Оборудование: Разметка дороги в музыкальном зале, макет «зебра», дорожный знак «пешеходный переход», светофор.

Ход:

(Дети находятся в группе. Появляется кот Мурзик – взрослый в костюме кота.)

Кот: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мурзик.

Воспитатель: Здравствуй, кот Мурзик. Ребята, поздоровайтесь с гостем. (Дети здороваются)

Кот: Я кот, который гуляет сам по себе, где хочет и когда хочет.  Я хочу вас пригласить погулять вместе со мной.

Воспитатель: - Ребята, пойдем гулять с  Мурзиком?  (Дети вместе с котом и воспитателем поднимаются в музыкальный зал)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, куда мы попали. Как здесь интересно! Мурзик, а куда ты нас привел?

Кот: - На улицу в городе дорожных знаков.

Воспитатель: - Уважаемый кот Мурзик, а ты всегда соблюдаешь правила дорожного поведения на проезжей части, т.е. на дороге?

Кот: - Ни каких правил я не знаю и соблюдать их не хочу. Я просто люблю гулять. А давайте погуляем?

Воспитатель: - Ой, ребята, боюсь я за Мурзика, как бы он в беду не попал! Ведь он не знает правила пешехода: гулять надо по тротуару.

Кот: - Ну и почему я должен гулять только по тротуару?

(Ответы детей).

Воспитатель: - А чтобы хорошо запомнить это правило,  давайте поиграем с Мурзиком в игру “Машины”?

(Дети берут в руки рули и двигаются с воспитателем по кругу, периодически нажимают на воображаемый звуковой сигнал. Кот испуганно бегает среди детей.)

Воспитатель: - Ну, что, заезжаем все в гараж.

Кот: - Ух, и испугался же я. Машины как поедут со всех сторон, не до прогулки мне было, как бы самому целым остаться.

Воспитатель: - Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, под колеса машин ты мог бы попасть. Надо ходить по тротуару!

Кот: - Ну, ладно, я буду гулять по вашему тротуару. А вдруг мне надо перейти на другую сторону улицы, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, что делать Мурзику, чтобы перейти дорогу? Кто знает! (Ответы детей) Мурзик, тебе надо искать “Зебру”.

Кот: - Зебру? Она же в жарких странах живет.

Воспитатель: - Зебра в Африке живет, полосатая очень.

 Воду пьет, траву жуют, порезвиться хочет.

 А у нас на улице, здесь у перекрестка,

 Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

Кот: - Ну и зачем она мне?

Воспитатель: - “Зебра” – это участок дороги, по которому нам пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса и опять белая, и т.д.

Кот: - Теперь мне понятно, где тут зебра. Нужно переходить дорогу по зебре.

Воспитатель: - Да здесь еще и знак есть. Ребята, на какую геометрическую фигуру похож этот знак?

 Дети: - На квадрат.

 Воспитатель:  Что нарисовано на этом квадрате? (Ответы детей)  Нарисован человек, идущий по пешеходному переходу? Это дорожный знак «пешеходный переход». Если мы его увидели, смело переходим через дорогу. Какой это знак? (Ответы детей) 

Кот: - А если я не найду такой знак и эту вашу зебру, что мне тогда улицу не переходить?

Воспитатель: Ребята, что же делать, если нет зебры и дорожного знака? (Ответы детей)   А вы знаете, зачем нужен светофор? (Ответы детей).

Воспитатель: (отбирает правильные ответы детей и подытоживает их)

– Правильно, ребята.  Еще переходом командует светофор. Он все видит. У него три глаза, какие?  (Дети называют цвета светофора: красный, желтый, зеленый).

Воспитатель:- Начинаем разговор про трехглазый светофор.(показываю)

 Он не зря горит над нами разноцветными огнями!

Кот: - Это еще что за животное?

Воспитатель: - Нет, это не животное. Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить или нет.

Кот: - Он еще и разговаривает?

Воспитатель: - Нет, он нам не словами скажет, а глазками.

Кот: - А как это глазками?

Воспитатель: У светофора есть три огонька – сигнала: красный, желтый и зеленый. (Ведущая показывает цвета). Их и называют глазками, но они загораются не сразу, а по очереди.  Мурзик, как ты думаешь, на какой свет можно переходить дорогу?

Кот: - Не знаю я, ребята, помогайте.

Стихи детей

Красный свет – проезда нет

И прохода тоже.

Никогда на красный свет

Ты идти не должен!

Желтый свет – сигнал простой:

Ты еще чуть-чуть постой.

Вот зеленый загорится –

И тогда смелей вперед!

На зеленый свет все лица

Совершают переход

Но не смей идти на красный!

Это может быть опасно!!!

Если сделаешь неверно

И на красный перейдешь –

Знай, в беду ты непременно,

Непременно попадешь!!!

Все в ГАИ твердят нам хором:

«Надо быть внимательным

И сигналы светофора

Помнить обязательно!»

Воспитатель: Ребята, напомним Мурзику, на какой сигнал светофора переходим дорогу?

Дети: - На зеленый.

Воспитатель: - А на какой нельзя переходить дорогу?

Дети: - На красный.

Воспитатель: - А если горит желтый?

Кот: - Надо подумать.

Воспитатель: - Да, надо становиться и подождать когда загорится зеленый свет. А теперь давайте поиграем в игру «Внимательный пешеход».

Игра «Внимательный пешеход» (На показанный сигнал светофора, дети переходят дорогу по зебре).

Кот: - Кажется, я все понял. Если гулять, не соблюдая правил, то может случиться беда. Спасибо, что рассказали мне о них. И для вас у меня сладкий подарок.

Воспитатель: - Спасибо! Приходи, Мурзик к нам еще. Мы тебе еще что – нибудь расскажем интересное.  А вы, ребята, будете соблюдать правила поведения на проезжей части? (Ответы детей) 

Воспитатель: 

На дорогах трудностей так много, без сомнения,

Но их бояться нет у нас причин

Потому что правила движения

есть для пешеходов и машин.

Чтобы у всех было хорошие настроение, соблюдайте все правила дорожного движения.

Воспитатель Степанова Л.И.

Использованы интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Учебно-методический и игровой комплекс

по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников

 МКДОУ детского сада № 24

Учебно-методический и игровой комплекс по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников обеспечивает образовательный процесс, организованный с учетом образовательной программы учреждения, в основе которой основная комплексная общеобразовательная программа «Радуга»/ Т.Н. Доронова.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, села. Она реализуется путём решения нескольких задач:

• усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного

поведения на улице;

• формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Педагогическая деятельность по воспитанию навыков безопасного поведения детей проводится планово, систематически, постоянно. В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы по формированию у детей безопасного поведения на улице в детском саду осуществляется тематический подход к планированию образовательного процесса.

При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов, которые с учетом опыта детей, подбираются и используются адекватно возрастным особенностям и целям развития. Многолетний педагогический опыт ДОУ показывает преимущества тематического подхода к планированию и организации образовательного процесса по формированию у детей безопасного поведения на улице:

• тематическое планирование позволяет педагогу значительно сократить время на непосредственно образовательную деятельность, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;

• повышается качество работы педагога, открывается больше возможностей для творчества;

• повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными.

Организация педагогической работы по формированию безопасного поведения на улице у дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

I направление – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

II  направление – через познание действительности с помощью рассказов взрослых, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления объединяются для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Выбор направлений определяется конкретными условиями проживания детей, месторасположением детского сада и маршрутами движения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

Ребёнок – пешеход. Ребёнок – пассажир. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.) Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

При построении воспитательно-образовательного процесса мы опираемся на положения  концепции  Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка» и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности».

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни осуществляется при постоянном общении воспитателя с детьми в совместной деятельности, когда вместе обсуждают проблему, ищут выход из трудного положения, вместе познают, делают открытия. Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения: наборы плакатов Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Ю.К. Школьника «Детям о правилах дорожного движения» и т.д.; видеофильм «Улица полна неожиданностей», детская обучающая программа «Азбука безопасности на дороге»; мультимедийные презентации, фильмы с использованием интернет-ресурсов. С их помощью воспитатель успешно осуществляет инновационные подходы в данном направлении и комплексно решает поставленные задачи:

- воспитательные  реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

- развивающие  направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

- обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам дорожного движения.

Наиболее важная и значимая задача для педагогов – научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, развивать у них самостоятельность и ответственность. Для этого в детском саду созданы условия для активной поисковой и творческой деятельности.

В ДОУ действуют шесть возрастных групп: группа раннего возраста, первая младшая группа, вторая младшая группа, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.

В каждой из них имеются материалы и оборудование, создающие оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную трансформирующуюся многофункциональную среду. При этом организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице. Воспитательная функция - наполнение и построение развивающей среды, ориентированной на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.

Развивающая функция - когда развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков. При этом материалы подбираются с учетом возрастных закономерностей, когда  дети младшего возраста, в основном, манипулируют с предметами окружающей среды, а игры детей старшего возраста направлены на моделирование мира через алгоритм сюжетных событий.

Во всех группах имеются уголки по правилам дорожного движения (ПДД) оформленные в доступной для дошкольников форме:

  • В группах раннего возраста уголки изготовлены своими руками в совместной с детьми деятельности в форме коллажа «Дорога». В этом уголке расположен иллюстративный материал и игрушки на тему «Транспорт».
  • В дошкольных группах уголки по ПДД оформлены на основе наглядных учебно-тематических плакатов. Плакаты позволяют привлечь внимание детей к какой-либо проблемной ситуации. Если во второй младшей и средней группах педагог проводит беседы с рассматриванием плакатов; то в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) воспитатель предлагает детям выполнять задания с использованием этих же самых плакатов, например, найти различия на картинках (работа с признаками), сравнить ситуации и объяснить.

В группах раннего возраста уголки по ПДД помогают педагогу организовать игровую деятельность малышей, тогда как в среднем и старшем возрасте дети самостоятельно организовывают свою игровую деятельность. Игровое оборудование здесь скомплектовано в соответствии с возрастными особенностями детей:

  • Дети младшего возраста имеют возможность играть крупными яркими автомобилями; конструировать из крупного строительного материала гаражи, дороги, мосты; для этой же цели используется и детская мебель (стулья);
  • Во второй младшей группе из крупного строительного материала сооружается уже целая улица с бензоколонкой, домами; возможно использование предметов-заместителей;
  • В средней группе вводится классификация транспорта на легковой и грузовой, для игр детям добавляются средние и мелкие автомобили, светофор и жезл регулировщика.
  • В старшей и подготовительной группах в игровую зону добавляются – автомобили всех размеров, автомобили-трансформеры, машины специального назначения, набор дорожных знаков, светофор для мелкого транспорта, фуражка, разметка на полу, ковровое покрытие с дорожной разметкой. В этом возрасте дети самостоятельно организовывают свою игровую деятельность.

Большую роль для приобретения навыков безопасного поведения на улицах и дорогах имеют сюжетно-ролевые игры. В младшем дошкольном возрасте их организует педагог, и здесь он в них является лидером. В процессе взросления и развития ребенка сюжетная игра претерпевает изменения, усложняется, становится самостоятельной, а в дальнейшем и режиссерской.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы по правилам дорожного движения, викторины, заучивание стихов, разгадывание ребусов и кроссвордов педагоги ДОУ проводят в развивающих центрах. Их содержание меняется в соответствии с возрастом детей. В арсенале воспитателей имеются картотеки подвижных, дидактических игр, настольно-печатные игры, мультимедийное сопровождение к занятиям. Использование современных компьютерных технологий позволяет педагогу сделать свою работу с детьми более эффективной.

Не менее важным для ребенка является закрепление знаний правил дорожного движения в творчестве. Этому способствует наличие материалов и оборудования для изодеятельности детей, с помощью которых в младших группах дети конструируют из цветного картона/бумаги; в средней группе рисуют на тему «ПДД» и оформляют выставки своих работ, либо изготавливают книжки-самоделки; в старшей и подготовительной к школе группе изготавливаются макеты домов, улиц, дорожных знаков и т.д.

Для проведения праздников с детьми дошкольного возраста используются музыкальный зал, территория и участки детского сада.

В музыкальном зале на стендах размещаются дорожные знаки; плакаты, побуждающие к разыгрыванию проблемных ситуаций на улице; на пол наносится дорожная разметка, которую дети делают вместе со взрослыми, таким образом, закрепляя теоретические знания, полученные на занятиях.

Педагоги детского сада имеют возможность организовать познавательную, коммуникативную, игровую деятельность, чтение художественной литературы не только в групповом помещении, но и в специально оборудованной комнате, где размещается детская библиотека, центр лего-конструирования и  «Уголок безопасности дорожного движения». Здесь расположены тренировочный стенд по правилам дорожного движения; макет городских улиц с комплектом машин и дорожных знаков; на отдельной полке размещена детская литература по ПДД, где дети уже с младшего возраста при помощи игрушек знакомятся с различными видами транспорта, рассматривают иллюстрации к художественным произведениям по правилам дорожного, в старшем возрасте организуются видеопросмотры, викторины, лего-конструирование машин, макетов  улиц и т.д.

 В холле детского сада информация по профилактике дорожной безопасности обновляется посезонно. Яркие плакаты призваны ежедневно напоминать детям и их родителям о соблюдении безопасности на дорогах.

Закреплению теоретических знаний детей на практике способствует развивающая среда на территории детского сада и в его ближайшем окружении:

  • Тренинги на дорожной разметке на территории детского сада. Здесь на прогулках в теплое время года используются велосипеды, самокаты, крупные автомобили, коляски, а в холодное время – санки, ледянки.
  • Наблюдения за проезжающим транспортом – легковым, грузовым, спецтранспортом (скорая помощь, мусоровоз, автобус и др.); работой водителя и передвижениями пешеходов.
  • Целевые прогулки по улицам и дорогам села.

          Таким образом, педагоги используют в работе по данному направлению все возможности предметно - развивающей среды группы, учреждения, территории детского сада, участвуя в её преобразовании.

 В помощь педагогам в методическом кабинете представлены необходимые материалы:

- нормативно-правовые документы,

-методическая литература и рекомендации педагогам,

-перспективное тематическое планирование мероприятий по ПДД для всех возрастных групп, конспекты занятий, проектов, сценарии викторин, развлечений, праздников,

-памятки, правила поведения, рекомендации, советы для родителей,

-учебно-методическая и художественная литература,

-мультимедийная установка для презентаций по теме,

-обучающие игровые мультимедийные пособия,

-игры по правилам дорожного движения. 

С целью повышения квалификации воспитателей в 2013-2014 году реализован долгосрочный педагогический проект «Технологии безопасности жизнедеятельности  в ДОУ во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом». Проект способствовал демонстрации позитивного или инновационного опыта по реализации технологии безопасности жизнедеятельности  педагогами высшей и первой категории; совершенствованию профессиональных умений и навыков воспитателей второй категории, молодых специалистов; популяризации деятельности детского сада в социуме.

Воспитатели детского сада делятся своим педагогическим опытом по профилактике дорожно-транспортных происшествий на районных методических объединениях, активно распространяют его с помощью интернет-ресурсов.

Можно избежать многих опасностей и бед, если ребенка с малых лет, до того как он пойдет в школу, научить ориентироваться в окружающей обстановке, в том числе на улице, на дороге, в транспорте.


Предварительный просмотр: